Подсудимого по делу "Сети"* Василия Куксова положили в больницу, сообщила «7х7» 11 декабря его мать Алла Куксова. Медики заподозрили у него пневмонию или туберкулез. Что говорят о здоровье Куксова врачи, руководство СИЗО, омбудсмен Пензенской области и сам подсудимый – в обзоре «7х7».
«Три месяца не могут нормально обследовать»
Жена Василия Куксова Елена Куксова рассказала «7х7», что впервые у ее мужа заподозрили пневмонию в сентябре – после того, как сделали флюорографию. Почти три месяца ее мужа, по словам Елены, не могут нормально обследовать. Сам Василий Куксов говорил о пневмонии в суде 26 сентября.
С тех пор Куксову дважды делали компьютерную томографию легких (КТЛ). О ее результатах комиссия с участием медиков Пензенской областной туберкулезной больницы родственникам ничего не сказала.
- Результаты первой КТ неизвестны ни подсудимому, ни родственникам. Обнаружили [туберкулез] или нет - мы не знаем, потому что бумаг не видели, - сказали "7х7" родственники Куксова.
После первой КТЛ подсудимый и его родственники стали говорить о подозрении на туберкулез – об этом Василию якобы сказали медики изолятора.
На заседании 9 декабря судья Юрий Клубков зачитал медицинские документы по Василию Куксову. В них было сказано, что у Куксова действительно подозревают пневмонию и туберкулез. Суд пояснил, что не будет препятствовать лечению Куксова, если его положат в больницу.
Сам Василий Куксов сказал судье, что его должны были увезти еще на прошлой неделе, но в машине не было мест. Свое самочувствие он описал как «нормальное».
По состоянию на 13:00 11 декабря, по словам матери подсудимого Аллы Куксовой, Василия положили на обследование. Об этом она сообщила с пункта контроля исправительной колонии №5 г. Пензы, куда принесла сыну передачи.
«Его права еще не нарушены»
Руководство пензенского изолятора знает о болезни Куксова и о том, что это, возможно, туберкулез. На встрече с женой подсудимого Еленой Куксовой 10 декабря это подтвердил начальник ФКУ СИЗО №1 г. Пензы Олег Ихсанов.
Он сказал ей, что в больнице Василию должны сделать все анализы и компьютерную томографию в третий раз. Он заверил Елену Куксову, что с ее мужем «ничего не случится» и что «прокуратура все контролирует». Он предложил Куксовой дождаться диагноза и сказал, что права заключенного «еще не нарушены».
По словам Куксовой, начальник изолятора сказал ей, что туберкулез не является сейчас «запретным направлением» – у него «пол изолятора таких». Чтобы выезжать на открытые судебные заседания и находиться в одном помещении с другими людьми, Куксову, предположил Олег Ихсанов, достаточно надевать маску.
Начальник изолятора уточнил, что отвечает непосредственно за содержание заключенных. Он сказал, что Куксов содержится в очень хороших условиях и предположил, что у него может быть слабый иммунитет из-за вегетарианства. Прямой зависимости между вегетарианством и риском заболеть туберкулезом, по словам заведующей поликлиникой Пензенской областной туберкулезной больницы Елены Соколовой, нет.
Олег Ихсанов пояснил, что он не медик, и порекомендовал Елене Куксовой обратиться в медсанчасть (ФКУ МСЧ-58 ФСИН), которая отвечает за медицинское обслуживание заключенных изолятора.
Что говорят медики
В медсанчасти ФСИН №58 сказали, что никакой информации по телефону они не дают, и посоветовали записаться на личный прием к начальнику СИЗО. На вопрос «7х7» о том, изолируются заключенные с подозрением на туберкулез от других людей, сотрудник медсанчасти не ответила.
Эксперты говорят, что определить опасность зараженного туберкулезом для окружающих можно только с помощью анализа на микробактерии туберкулеза. Об этом «7х7» сказали двое медиков – мама другого подсудимого Дмитрия Пчелинцева Светлана Пчелинцева и заведующая поликлиникой Пензенской областной туберкулезной больницы, главный внештатный фтизиатр Пензенской области Елена Соколова. Такой анализ Куксову, по словам родственников, не проводили.
– Человек, у которого выявлен туберкулез, не представляет опасности, если он не является бактериовыделителем, – сказала Елена Соколова. – [Медицинскую] маску в этом случае он надевать не должен. В других случаях маска гарантирует безопасность для других людей от возможного инфицирования, если менять ее через каждые два часа.
Если же человек окажется бактериовыделителем, пояснила Соколова, его незамедлительно направляют на лечение в туберкулезную больницу. В этом случае заседания суда проводятся на территории больницы – пациент присутствует на них в медицинской маске – или в режиме видеоконференцсвязи.
– Все, кто находился в контакте с больным туберкулезом, должны быть под диспансерным наблюдением у врача-фтизиатра, согласно приказу МЗ России №127н от 13.03.2019 г. «Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза», – пояснили в Пензенской областной туберкулезной больнице в ответе на редзапрос «7х7».
Медики областной туберкулезной больницы подтвердили, что участвуют в постановке диагноза у заключенных СИЗО.
Что сказала омубдсмен Пензенской области
Уполномоченный по правам человека Пензенской области Елена Рогова в курсе ситуации с Василием Куксовым. Она сказала «7х7», что узнала о подозрении, что у него туберкулез, неделю назад. Ранее она знала только про его пневмонию, но с заявлениями к ней никто не обращался.
По словам Роговой, она связалась с руководством пензенского ФСИН и предложила свою помощь. В изоляторе от ее предложения отказались.
– Есть открытые и опасные для окружающих формы туберкулеза, а есть неопасные [для окружающих], – предположила Елена Рогова. – Если [у Куксова] будет открытая [форма], это будет ясно [по внешним признакам]. Пока я считаю ситуацию подконтрольной
Жалобы на медобслуживание от заключенных изолятора, по словам Роговой, ей периодически поступают, но не все из них подтверждаются. Большая часть из них – на отсутствие лекарств и средств реабилитации для людей с инвалидностью в СИЗО.
Жалобы на некачественное лечение туберкулеза из пензенского изолятора к уполномоченному не поступали ни разу.
Судебное заседание в Пензе отложили до 17 декабря из-за обследования Василия Куксова.
Василия Куксова сотрудники ФСБ задержали 18 октября 2017 года. Он стал одним из первых фигурантов дела о террористическом сообществе «Сеть»*. По версии обвинения, Куксов в «Сети»* был «связистом» — отвечал за подбор и снабжение сообщества средствами связи, следил за соблюдением методов конспирации, учил остальных шифровать информацию.
Василий работал инженером-конструктором в Пензе на компрессорном заводе. За полгода до ареста он перешел работать в частную компанию, которая занимается проектированием для нефтегазовой отрасли. Работал волонтером в приютах для животных, со студенческих лет занимался музыкой, играл на гитаре, придерживался веганства.
Жена Василия Елена Куксова сказала на суде, что в день задержания сотрудники ФСБ привезли мужа домой в ссадинах и окровавленной одежде.
По словам Куксова, сотрудники ФСБ применяли к нему физическое и психологическое давление и избивали при задержании. Доследственная проверка по его жалобам не начиналась пять месяцев. По ее результатам военно-следственный отдел СК по Пензенскому гарнизону вынес отказ. Эти материалы суд в Пензе изучал 14 и 15 ноября.
*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России