Суд в Кирове признал активистку Светлану Марину виновной в использовании микрофона при проведении акции «Молитва памяти» и оштрафовал ее на 5 тыс. руб. Светлана Марина свою вину не признала, сообщил корреспондент «7х7».
Что произошло?
Накануне Дня памяти жертв политических репрессий Светлана Марина провела пикет с чтением имен репрессированных, во время которого использовала микрофон, подключенный к колонке. Местные чиновники потребовали у Светланы не использовать звукоусиливающую аппаратуру. Она не согласилась с этим требованием. Участники акции использовали усилитель звука, чтобы прочесть в микрофон молитву «Отче наш» и имена репрессированных. Во время пикета представитель администрации Артем Драчков пояснил корреспонденту «7х7», что Марина нарушает закон о публичных мероприятиях Кировской области, так как пикет она заявила без аппаратуры.
Светлана знала, что нарушает закон, но делала это из-за несогласия с властями. Ранее Мариной не согласовали 45 предложенных мест по Кирову для проведения митинга или шествия в память жертв политических репрессий.
Пока Светлана читала список имен, полицейские взяли показания двух свидетелей, засняли активистку на видео, а также составили протокол. Через несколько дней Марину вызвали в полицию и обвинили в нарушении закона «О собраниях, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». На что в протоколе полиции активистка написала: «С протоколом ознакомлена, не согласна». Полиция передала дело активистки в Октябрьский районный суд.
Заседания по делу
Первое заседание Октябрьского районного суда по делу Мариной прошло 5 января. В суд явились Марина, ее защитник, активист Вадим Ананьин, а свидетелем выступил представитель администрации Артем Драчков.
Во время суда активистка отказалась признать свою вину, ссылаясь на плохую слышимость на территории из-за расположенной рядом дороги, что мешало проведению акции.
А защитник Мариной Вадим Ананьин ходатайствовал о прекращении дела в связи с отсутствием доказательств административного правонарушения. Он сослался на международную Конвенцию о защите прав человека и на Конституцию, поддерживающие право граждан публично выражать свое мнение, собираться мирно и без оружия:
— Звукоусиливающая аппаратура была нужна, так как из-за сильного ветра и холода никто не мог слышать ее речь. Здесь отсутствует событие административного правонарушения. Очевидно, что мирное собрание, организатором которого была Марина, не только не причинило вреда общественному порядку и безопасности, но и не могло создать реальной угрозы.
Судья Сергей Кырчанов ходатайство Ананьина отклонил. Свидетель Артем Драчков рассказал суду, что 29 октября 2019 года Светлана Марина читала в микрофон имена репрессированных у памятника Шаляпину. Активистка не обратила внимание на просьбы представителя администрации.
После реплики Драчкова судья предложил Ананьину и Мариной задать уточняющие вопросы. На что Ананьин ходатайствовал об отказе задавать вопросы свидетелю из-за отсутствия на заседании привлекшего Марину должностного лица. Также защитник активистки попросил вызвать в суд для допроса свидетелей. Судья согласился вызвать в суд дополнительных свидетелей.
Второе заседание по делу Мариной состоялось 9 января. На заседание помимо Мариной и Ананьина пришли составивший на активистку протокол Александр Ерошкин и два свидетеля.
Оба свидетеля подтвердили, что Марина использовала звукоусиливающую аппаратуру, но, какое мероприятие происходило в сквере Шаляпина и что зачитывали в микрофон, не знали. А полицейский Александр Ерошкин подтвердил показания свидетелей и данные протокола:
— Я пришел на территорию сквера, где увидел ранее знакомую мне по проведению других акций Светлану Марину. Она использовала в качестве звукоусиливающей аппаратуры микрофон, а также колонку. Для подтверждения нарушения мы начали сбор доказательной базы: видеофиксация, опрос свидетелей — и участковым был составлен протокол, — сказал суду Ерошкин.
Полицейский напомнил защитнику активистки Вадиму Ананьину, что Марина нарушила ряд требований из закона о публичных мероприятиях, проигнорировав просьбы со стороны администрации и полиции.
После Ерошкина выступил Вадим Ананьин, сообщив, что европейская Конвенция позволяет использовать микрофон во время собраний. А также вновь ходатайствовал о прекращении административного дела Мариной.
"Если историю не помнить, то она повторяется"
Сама активистка выступила с заключительным словом, показав книгу, с которой читала имена репрессированных. Напомнив, что это лишь второй том из четырех, где записано более 16 тыс.. имен:
— Среди этих людей нет ни одного, кто бы заслужил присужденного им приговора. На страницах этой книги история, которая постепенно уходит из нашей памяти. И если историю не помнить, то она повторяется. И сейчас вновь судят людей за то, что они не представляют никакой общественной опасности, не приносят никакого вреда. Напомню, что ежегодно в городе Кирове проходят десятки мероприятий, подобных нашему. На них безо всяких последствий используется звукоусиливающая аппаратура, в десятки раз превосходящая по мощности. Но каким-то чудесным образом они никак не попадают под действие регионального закона о митингах. Я призываю вас порвать этот порочный круг и не допустить появления новых томов этой книги в современной России.
После заключительной речи Мариной суд удалился на совещание. Решение сообщили спустя час. Марину, как организатора акции, посчитали виновной в нарушении Федерального закона № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, шествиях, пикетированиях" и оштрафовали на 5 тыс. руб.
— Я не знаю в российской практике судебного решения по подобному делу, где обвиняемый был бы полностью оправдан. Я просил суд рассматривать это дело не по букве, а по духу закона. Смена формы публичного мероприятия в момент его проведения не должна рассматриваться как правонарушение. Например, из-за того, что сроки подачи уведомления на пикет и митинг разные. Марина соблюдала все нормы ФЗ-54. Не был нарушен общественный порядок, поэтому я ожидал, что решение суда будет оправдательным, — поделился Ананьин после оглашения решения.
Сама Марина во время пикета уже понимала, что суда не избежать и что такое решение было ожидаемо:
— Да, мы хотели, чтобы наше мероприятие состоялось, поэтому использовали звукоусиливающую аппаратуру. Сыграла значительную роль и погода, когда от холода немеет рот и сложно громко говорить без микрофона. Мы это совершили, потому что устали. А власть пошла на конфронтацию. Хотя мы знаем много примеров, когда люди проводят такие акции и им ничего за это не бывает, — сообщила корреспонденту «7х7» Марина.
Активисты сказали "7х7", что планируют подавать апелляцию в Кировский областной суд. И если не получат положительного решения в Кирове, то обратятся в ЕСПЧ.