В Белозерске Вологодской области в течение четырех месяцев не смогли заткнуть фонтан из пробуренной неспециалистами артезианской скважины. Что для этого делали власти - в обзоре "7х7".
Что случилось
В Белозерске Вологодской области 9 августа случилось ЧП, прославившее райцентр на всю страну. Посреди огорода местной жительницы начала фонтанировать водой скважина, которую пробурили местные «умельцы». Спустя четыре месяца заткнуть «белозерский фонтан» так и не удалось. Не помогли ни геологи, ни местный батюшка, отслуживший накануне начала работы специалистов молебен. В Белозерском районе до сих пор действует введенный в августе режим чрезвычайной ситуации.
«Дом ушел под воду»
«Первоначально со стороны администрации не было принято экстренных мер по устранению потопа, в связи с чем за ночь затопило соседние участки, огороды, хозпостройки. Лишь сегодня на месте прорыва появились представители администраций, МЧС, ППЧ и других служб. Идет откачка воды», — писал в те дни паблик «On-line Белозерск». Сначала вода била вверх на 35 метров и затопила пять домовладений частного сектора, сообщил паблик.
Как рассказал областной газете «Премьер» глава района Евгений Шашкин, скважина пробурена на участке, который принадлежит жительнице Петербурга. Хозяйке предлагали подключиться к центральному водопроводу, но она рассудила иначе и наняла буровую бригаду из соседнего Бабаевского района. Договора она с «умельцами» не заключала.
Попытки ликвидировать прорыв начались почти сразу. Сперва к работам привлекли буровую компанию «Аквамарин», но она ничего сделать не смогла. «Дом хозяйки скважины пошел под воду, пришлось сносить. Устье скважины потеряно. Самоизлив продолжается. Подземная вода пробивает себе дорогу под заваленным щебнем. На затопленных участках стоит вода. Из подвалов домов хозяева постоянно откачивают воду», – сообщил тот же паблик в конце октября.
28 октября по просьбе местных жителей и Евгения Шашкина местный священник провел молебен «на начало благого дела в усмирении подземных вод», сообщил интернет-портал CheriInfo.ru. С 31 октября к тампонированию скважины приступил новый подрядчик, псковский предприниматель Анатолий Смаковский, написало информационное агентство «ВологдаРегион».
«Карстоопасный район»
Новому подрядчику удалось к началу ноября примерно в восемь раз уменьшить объем извергающейся на поверхность воды. После этого работы приостановили. Руководитель администрации Белозерского района Денис Соловьев рассказал «7х7», что это связано с тем, что по контракту стоимостью 10,5 млн руб. израсходованы все материалы. В минувший вторник в скважины закачали последнюю порцию специальной смеси.
— Сегодня начались геофизические изыскания, работает специализированная организация, чтобы мы понимали, как эта смесь расположилась под землей, чтобы принять решение, как нам дальше продолжить работы. В результате проведенных работ вода не затрагивает соседние земельные участки. Мы направляли жалобу в Следственный комитет, буквально на минувшей неделе пришел отказ в возбуждении уголовного дела, — сказал Денис Соловьёв.
После того как ЧС ликвидируют и подсчитают ущерб, его будут взыскивать с собственницы земельного участка и бригады буровиков, устроившей ЧС, подчеркнул руководитель администрации района.
— Тампонировать такую скважину, вероятно, еще можно, но там все непросто. Первоначально была возможность затампонировать ее довольно простым снарядом с большой вероятностью успеха, но сейчас время упущено, - сказал "7х7" геолог Денис Романенко. – Было несколько не вполне профессиональных попыток тампонирования, которые только обострили ситуацию. В районе Белозерска очень непростая геологическая структура — это потенциально карстоопасный район. Необходимо делать серьезное глубинное геофизическое исследование, чтобы понять, как именно изменилась грунтовая обстановка, структура разреза и что там сейчас на самом деле происходит. А главное — изначально нужно было заказывать бурение квалифицированным специалистам, а не «черным бурильщикам»: у них нет ни ответственности, ни квалификации. Когда отменили лицензирование водного бурения, по всей стране началась подобная вакханалия — мужики покупают станок за 50 тысяч и творят что хотят, пока их не поймают. Мало того, что у хозяйки дом разваливается и уходит под землю, ей еще придется оплачивать ликвидацию «белозерской экологической катастрофы» — само собой разумеется, что с нее будут взыскивать ущерб. При самом плохом развитии ситуации половина Белозерска в ближайшие пару сотен лет может уйти под воду или под землю — ни с водой, ни с карстом никогда не шутят.