Координаторы проекта «Том Сойер Фест» — рязанка Татьяна Павлова и воронежец Антон Позднухов рассказали на рязанском фестивале урбанистики «Город — Человек», для чего активисты восстанавливают фасады старых домов, и почему в этом движении участвует все больше молодежи. Главные тезисы активистов — в расшифровке «7x7».
Антон Позднухов: мы работаем в эпоху недоверия
«Том Сойер Фест» — восстановление исторической среды в российских городах на средства спонсоров. Фестиваль начался в 2015 году в одном из крупнейших исторических региональных центров Самаре. Старые постройки находились в плачевном состоянии, а администрация города считала, что это гнилушки, от которых надо поскорее избавляться. Редакция журнала «Другой город» во главе с редактором Андреем Кочетковым считала иначе; команда искала варианты «перезапуска» общественных исторических пространств. Так родилась идея фестиваля. В первом сезоне 2005 года планировалось отремонтировать три дома и на этом закончить. Но в следующем году к проекту присоединились жители Бузулука и Казани — так фестиваль приобрел популярность, идея «разошлась» по другим городам. За неполных четыре года работы проекта по всей стране активисты восстановили 54 дома.
Вместе с восстановлением домов волонтеры читают лекции, рассказывают о своем проекте, создают интересные арт-объекты, которые остаются в городе на память о фестивале. За время работы участники этого движения многое поняли, проект «оброс новыми смыслами».
Первый смысл - исторические дома — это живущие или жившие в них люди, в первую очередь. Это не просто архитектура. У здания должны быть ответственные собственники, которые по завершении работы фестиваля не разрушат, а будут поддерживать красоту. Пример: жительница флигеля усадьбы Зеленко в Самаре, которая не захотела смириться с признанием дома ветхим и предназначенным под снос. Общими усилиями дом спасли, волонтеры «Том Сойер Фест» помогли отреставрировать фасад, сами жители сделали капитальный ремонт внутри.
[Необходимо] помогать тем, кто старается, но у них по объективным причинам не хватает сил. Пример: тоже в Самаре волонтеры восстанавливали дом и заметили, что пожилая жительница соседнего дома изо всех сил старается привести его в порядок: подкрашивает, что-то прибивает. Оказалось, что она — воспитательница в детском садике, доход очень небольшой, но она очень хочет сохранить дом в надлежащем виде. И на следующий год участники проекта пришли работать к ней.
Второй смысл: фестиваль — как отдых. Многие работают в офисах, много времени проводят в дороге туда и сюда, поэтому волонтерство на фестивале — это возможность не просто сменить обстановку, но и оставить свой след в истории города. Можно сходить на экскурсию: волонтеры фестиваля — самые лучшие экскурсоводы, которые искренне интересуются историей городов.
Смысл третий — собрать разных людей вокруг исторического наследия. В волонтеры идут совершенно разные люди, которые коммуницируют друг с другом, но вряд ли встретились бы в повседневной жизни. К примеру, губернатор Нижегородской области пришел на фестиваль и ошкурил наличник, к этому же наличнику прикоснулись Стивен Сигал и Тина Канделаки — такой уровень популярности у фестиваля.
Случаются и очень грустные моменты — снос исторически ценного и отремонтированного на фестивале дома в Калуге. Событие вызвало громкий общественный резонанс, и вопрос о сохранении исторического наследия теперь разбирается на самом высоком уровне.
Елец Липецкой области — там волонтеры взялись не за дом, а за мостовую. Елец исторически был замощен известняком, но какие-то тротуары начали капитально ремонтировать и удаляли известняковые кирпичи. Волонтеры перенесли их на мостовую и отреставрировали ее фрагмент. Таким образом фестиваль прошел при нулевом бюджете — такой интересный пример. В этом году еще одну мостовую отреставрировали, но уже на средства администрации. Это тоже влияние фестиваля.
Мы работаем в эпоху недоверия, поэтому должны разговаривать с людьми, объяснять, доказывать делами, иначе они бесконечно будут думать, раз мы пришли покрасить дом, то хотим его «отжать». Почему так получается? Да просто люди живут в нечеловеческих условиях, им не нужен ремонт фасада, они хотят переехать в квартиру с теплым туалетом. Но находятся люди, которые понимают ценность старого дома и начинают с ним работать.
Татьяна Павлова: «Том Сойер Фест» пришел в город надолго
Когда узнала о «Том Сойер Фесте», ахнула: вот она — теория малых дел, когда ты можешь сделать что-то конкретное, полезное. Это то самое дело, когда ты любишь город не только на словах. Но в 2018 году мы сразу же столкнулись с трудностями: мы не нашли дом, нам отказали в 13 домах. Большинство старых домов в городе — архитектурное и историческое наследие, то есть, мы не имеем права просто так прийти и что-то там отреставрировать, нужен дорогостоящий проект и реставраторы.
В остальных домах жители отказывали, задавая такие вопросы: от какой вы партии, сколько на нас заработаете, когда сделаете канализацию и водопровод, сколько мы вам должны будем отдать денег. Наконец мы нашли два дома. Люди согласились, все было нормально. Утром звонят из одного дома и говорят: отбой, мы передумали. Взаимопонимание с жильцами — это важно, это главное в работе фестиваля. Но нас подозревали в очень странных вещах.
Все же мы нашли объект - это «дом с башенкой» — улица Свободы, 39. Нам нужна помощь. Как помочь? Сфотографировать и рассказать в соцсетях, сделать репост записи, испечь пироги и покормить волонтеров, прийти и сделать что-то самому — ошкурить, покрасить, прибить. Можно уделить фестивалю полчаса, можно прийти на несколько дней, можно просто рассказать о нас друзьям, соседям, потому что мы и дальше продолжим свою работу, фестиваль пришел в город надолго.
Кто трудится на фестивале? Сплошные интроверты: молчат и делают свое дело. Не говорят о своей любви к городу, а просто помогают. Пришло много молодежи — это для меня открытие, и открытие хорошее. Есть надежда, что после сегодняшнего общения к нам придет еще больше народу, потому что многие рязанцы любят свой город, просто не понимают, что можно для него сделать.
В рязанском Торговом городке, расчищенном от мусора и подготовленном волонтерами идеи «Общее дело», 17-18 августа прошел открытый фестиваль урбанистики «Город — Человек». Во время фестиваля рабоала творческая мастерская – воркшоп, на котором участники обсудили, как и зачем развивать площадку «Рязанской ВДНХ». На фестивале прочел лекцию урбанист Святослав Мурунов и многие другие организаторы проектов. Губернатор Николай Любимов послушал часть лекции урбаниста и пообещал подумать над вложением средств в развитие Торгового городка.