В поселке Программистов Слободского района Кировской области (основан сообществом профессиональных разработчиков и дизайнеров) 10 августа прошел мозговой штурм для решения проблемы экологичной переработки бытового мусора. О том, почему бизнесу следовало бы изменить состав упаковок, как взимаются деньги за утилизацию мусора в Европе, что об этом думают кировские управляющие компании и какие экологические бизнес-проекты можно реализовать в ближайшее время, — в репортаже «7x7».
На небольшой веранде в поле у озера собрались около 30 человек. Здесь, в нескольких десятках километров от Кирова, появилось новое интеллектуальное пространство — Хуториум. Эту площадку создали жители поселка программистов для проведения конференций и мастер-классов на природе. Здесь, по словам основателя поселка, бывшего сотрудника «Яндекса» Алексея Конышева, будут регулярно проходить мозговые штурмы для решения различных социальных проблем. Выработанные идеи, считает он, можно будет воплотить в жизнь с помощью краудфандинга. Поиск решений для переработки мусора в Кировской области стал первым мозговым штурмом в поселке программистов.
Три стороны в вопросе сортировки мусора
Практически все регионы России с января 2019 года перешли на новый механизм обращения с бытовыми отходами. Как рассказала координатор движения «Вятка без мусора» Анастасия Скурихина, законодательство в отдаленной перспективе нацелено на систему создания переработки мусора, но к тому, что происходит сейчас, есть вопросы.
Например, по словам Скурихиной, министерство энергетики и ЖКХ Кировской области недавно выпустило постановление о раздельном сборе сухого и мокрого мусора, которое должно начать действовать с 1 января 2020 года. Сухую часть мусора можно будет сортировать и сдавать на переработку, а влажная отправится на полигон:
— Это уже ближе к истории с раздельным сбором, но с точки зрения организации тут много к чему есть вопросы, как это будет определяться, или, например, к тарифу. Сейчас мы платим за мусор вне зависимости от того, сколько мы его образуем. Я, допустим, ведро образую в месяц, а кто-то там половину КАМАЗа, может быть. Сейчас эта история не зависит от сортировки. В идеале должен быть пересмотр тарифов, но есть вопрос, как это считать.
Анастасия Скурихина считает, что в вопросе переработки мусора есть три стороны. Во-первых, это государство, которое принимает законы, во-вторых — бизнес (региональный оператор, который получает прибыль за обслуживание населения и вывоз мусора; производители и потребители упаковки; предприятия, которые перерабатывают вторсырье):
— То есть предприниматель, например, выбирает между упаковкой из полипропилена или полистирола. Он смотрит, что второй дешевле на две копейки — и, естественно, купит полистирол. Но у полистирола единственный цикл переработки, он еще и очень токсичный при производстве и переработке. Он мало кому нужен после того, как жизнь у упаковки закончится.
Третья сторона в этом вопросе — это экологические организации и активисты, которые хотят, чтобы люди занимались переработкой, меньше производили отходов или находили способ использовать мусор иначе. Но активисты сейчас все чаще переходят из волонтеров в социальные предприниматели — люди решают проблему мусора, но при этом зарабатывают какие-то деньги. Скурихина предположила, что инициативы, которые могут получится сейчас, — это проекты, связанные с локальной переработкой мусора (то есть на месте, не требующие вывоза на крупные заводы) и проекты типа «Свалки» в Москве, куда люди вывозят старую мебель и посуду, а другие ее забирают или покупают по невысокой цене.
В Бельгии 75% мусора идет на переработку
Друзья Алексея Конышева из Бельгии, Руди Крайзбергс и Карен Шульпсен, на мозговом штурме по скайпу рассказали о том, как сортируется мусор у них в стране и что требуется при этом от обычных граждан. Бельгия является лидером в Европе по сортировке и переработке мусора — около 75% бытовых отходов идут в переработку, а остальные сжигаются на мусоросжигательных заводах и производят энергию. Этот процесс начался примерно 20 лет назад. В каждом небольшом муниципалитете есть свое место под хранение вторсырья. Дешевле привозить мусор непосредственно туда.
Бельгийцы собирают все в отдельные, специально приобретенные в супермаркетах мешки под сортировку мусора. Один мешок под пластик, второй — под бумагу, третий — для пищевых отходов. Есть отдельный контейнер на улице под стекло (один для цветного, второй — для белого стекла). Весь мусор собирает специальная компания. Батарейки можно сдать в любом супермаркете, для одежды установлены специальные контейнеры на улицах.
Существует и отдельный пакет, он стоит дороже остальных — примерно 110 руб. (остальные стоят в десять раз меньше). Туда собирается все, что не перерабатывается. Этот мусор сжигается на специальных электростанциях и производит энергию. Руди Крайзбергс уверен в безопасности и современности фильтровальных систем на мусоросжигающих заводах. Есть в Бельгии и небольшие магазины, в которые можно сдать неработающие вещи, например старую технику. Там ее отремонтируют и выставят на продажу по небольшой цене. Шульпсен считает, что для того, чтобы идея по сортировке мусора была реализована, она должна быть очень простой.
Алексей Конышев спросил у своих иностранных друзей, что будет, если кто-то начнет складывать весь мусор в один пакет. Крайзбергс ему ответил, что работники коммунальной службы просто не возьмут этот пакет. При этом мусор принимается не круглосуточно — только в определенные часы, когда есть принимающие работники. Плата за пакеты — это и есть плата за мусор, больше никаких квитанций жителям не приходит. Тем, кто попытается выбрасывать мусор на улице или в лесу, может быть назначен штраф до 1 тыс. евро.
Опыт кировской управляющей компании
По словам соведущей Конышева, члена Общественной палаты Кировской области Светланы Занько, у сети управляющих компаний «Азбука быта» был опыт внедрения современных стандартов обращения с мусором — насколько это позволяли российское законодательство и экономическая целесообразность. Были планы устанавливать закрывающиеся мусорные площадки, видеонаблюдение и большие контейнеры для пластика. Об опыте компаний рассказала заместитель директора Нина Зянкина:
— Политика нашей компании всегда за то, чтобы развивать культуру проживания, чтобы люди заботились о прилегающей территории, подъездах, соблюдали чистоту сами и следили, чтобы ее соблюдали гости. Сейчас мы переходим на контейнерные площадки закрытого типа, в том числе на замках. К сожалению, нет контейнеров, которые позволяют сортировать мусор. Мы хотим к этому прийти.
По словам Зянкиной, закрытые площадки нужны для того, чтобы свой мусор не выкидывали жители соседних домов и микрорайонов. Светлана Занько добавила, что за площадками присматривают сами жители микрорайона — так что складывать мусор у закрытой двери тоже не получится.
— Была практика, когда мы ставили контейнер для пластика. Сортировали, но это были единицы, потому что люди не понимали, куда это потом пойдет. В конечном итоге в контейнеры стали бросать просто мусор. Люди должны видеть экономический эффект для себя — снижение тарифа при сортировке, — рассказала Зянкина.
Она уточнила, что картон собирают и сдают на вторсырье сами дворники. Они на этом зарабатывают деньги. Занько сравнила это с тем, как московские дворники забирают рассортированный мусор из сортировочных контейнеров, чтобы потом сдать его за деньги.
Три идеи, которые помогут сократить количество мусора в Кировской области
Как рассказала Светлана Занько корреспонденту «7x7», участники мозгового штурма из четырех команд предложили около 15 проектов. Три лучших проекта определили голосованием.
Одним из проектов, над которым участники мозгового штурма продолжат работу, стала идея создания экоконсультирования. Авторы хотят создать компанию, которая будет юридически консультировать желающих организовать сбор и сдачу на переработку бытовых отходов. Эта процедура может быть востребована для юридических лиц, управляющих компаний, ТСЖ и ТОС, чтобы те могли оптимизировать свои расходы на сбор и утилизацию мусора, Кроме того, компания может создать всю систему сбора и сортировки мусора «под ключ», либо выступить посредником между властями и предприятиями, перерабатывающими мусор, и теми, кто обратился за консультацией.
— Компания будет решать вопрос информационного голода. То есть объяснять тем, кто не знает, с какого конца взяться, и ликвидирует юридическую безграмотность, — объясняет Занько.
Авторы второго проекта хотят создать большую recycle-площадку за городом, где можно будет оставлять крупногабаритный мусор: шкафы, технику, торшеры, ковры, одежду и так далее — все, что может быть использовано другими людьми. Туда можно будет привозить мусор самостоятельно или заказывать специальную машину. Отдельно можно будет проводить дни «экобарахолок», когда ненужные вещи будут просто выставляться на площадках у домов, участвующих в акции. Другие люди смогут забрать нужные им вещи бесплатно, а после завершения акции оставшееся будет забирать машина и увозить на recycle-площадку.
Третья идея — «мусорный кешбэк». Ее суть в том, что управляющие компании или перерабатывающие мусор предприятия могут стимулировать людей сортировать мусор с помощью системы кешбэка. Это могут быть аппараты, которые выдают талоны, либо карты с кешбэком. Эти бонусы будут идти за сданный рассортированный мусор. Их можно будет использовать на автомойках, в кафе, в книжных магазинах, у клининговых компаний и так далее.
Как подчеркнула Занько, это практически готовые идеи, но их нужно оформить по правилам бизнес-планирования и начать сбор средств с помощью краудфандинга или целевых программ. Она считает, что мозговой штурм был удачным, поскольку его участники приехали не просто обсуждать проблему мусора, а были нацелены на разработку конкретных бизнес-идей.
Мировое сообщество рассматривает переработку отходов как одно из средств по борьбе с загрязнением окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. В России с 2019 года начала действовать реформа по обращению с отходами, в рамках которой до 2030 года предполагается ввести раздельный сбор мусора. В большинстве регионов после начала реформы вырос тариф на вывоз мусора.
Здорово поработали, ребята! Хорошие идеи. Надеюсь, их получится внедрить в нашу жизнь.