Полиция города Малоярославец в Калужской области в ночь с 3 на 4 июля доставила в отделение миграционной службы семью немецких мигрантов Грисбах из восьми человек. Силовики посчитали, что семья, которая хочет получить в России временное убежище, находится в стране незаконно. Обнинская правозащитница Татьяна Котляр утверждала, что сделано это было грубо: детей выстаскивали сонными из кроватей, а ночь Грисбах провели в отделении. Решаться ситуация должна была на следующий день в суде, но он так и не состоялся. Вечером 4 июля МВД России сообщило, что предоставит немецкой семье временное убежище. Что известно о семье Грисбах и как она добивалась убежища в России — в обзоре «7х7».
Зачем Грисбах приехали в Россию
Семья Грисбах, как другие семьи из Германии, приехала в Россию в 2015 году, чтобы попросить временное убежище. Немецкое государство, по их мнению, проявляло слишком большое внимание к семьям русских немцев, требуя воспитывать детей толерантной среде. Они же растили детей в соответствии со своими религиозными убеждениями, понятиями греха, недопустимости разврата и однополых браков. По данным МВД, Гисбах приехали в Россию по туристической визе.
Чиновники в Германии хотели через суд лишить семьи Миних и Пахманн родительских прав, и они вместе с семьями Грисбах, Байсманн и Глянц приехали в Калужскую область. По мнению руководителя Общества русскоязычных родителей и педагогов Берлина MITRA Марины Бурд, в Германии этим семьям ничего не угрожало.
Семьи Миних, Байсманн, Пахманн получили временное убежище в России, позже семьи Миних и Байсманн добились регистраци временного проживания, а семья Пахманн ждет получения такой регистрации в июле.
Семье Грисбах временное убежище не дали. Власти считали, что не было достоверных сведений о том, что семью преследуют в Германии. Грисбах несколько раз обжаловали отказы в предоставлении убежища миграционной службы через суды, но безрезультатно.
«Оснований для выдачи убежища нет»
Грисбах считают, что им отказывают из-за того, что они не русские, а коренные немцы.
В январе 2019 года мать семейства Доминика Грисбах пришла на выездной прием мигрантов в Обнинске. Его вела начальник управления по вопросам миграции управления МВД России по Калужской области Елена Максимова. Она сказала Грисбах, что не может действовать вразрез с законодательством и своим работодателем — Российской Федерацией, — который «не рекомендует» давать семье Грисбах временное убежище.
— Мы выше головы своей не прыгнем. Было решение суда, были разъяснения из Москвы о том, что оснований для выдачи временного убежища нет и [наш] отказ правомерен, — сказала семье Грисбах Елена Максимова.
На приеме с Доминикой Грисбах была мигрантка Катарина Миних, которая помогала с переводом. Миних спросила, почему другим немецким семьям дали убежище в Калужской области, и напомнила про семью коренных немцев Бергефельд, которым предоставили убежище в Псковской области.
— Вот вы — граждане бывшего СССР, легко адаптируетесь в обществе, владеете языком. А эта семья [Грисбах] за все время даже не овладела языком. Это не основание [для отказа], но тем не менее, — сказала Катарине Миних одна из калужских чиновниц.
— Они учат язык. Доминика может общаться, но она боится, что ее не поймут, — отвечала чиновникам Катарина Миних.
Задержание и угроза депортации
Полиция задержала семью Грисбах в их квартире и доставила в отделение миграционной службы.
По словам Катарины Пахманн, это произошло поздно вечером 3 июля. Семья Грисбах провела в отделении всю ночь.
— Детей погрузили прямо из кроватей. Не знаю, ели ли они и на чем спали. Самому младшему ребенку три года. Это произвол, и это ужасно, — сказала Катарина Пахманн «7x7».
Утром 4 июля семью Грисбах повезли в Малоярославецкий районный суд, но заседание не состоялось. Вместо этого после обеда немецких мигрантов повезли обратно в миграционную службу. Их сопровождала сотрудник аппарата Патриаршей Комиссии Русской Православной Церкви по вопросам семьи Лола Скопина.
— Пришло указание из Москвы, что они заново могут подать на убежище, прямо сегодня. Сейчас мы едем в миграционную служу, чтобы писать заявление, — рассказала Лола Скопина «7х7».
«С учетом их личных жизненных обстоятельств»
Получить комментарии в отделении по вопросам миграции ОМВД России по Малоярославецкому району «7x7» в течение 4 июля не удавалось.
В 16:50 4 июля МВД России сообщило, что российское государство предоставит немецкой семье Грисбах временное убежище. В ведомстве уточнили, что решение принято, учитывая «необходимость урегулирования правового положения членов семьи Грисбах» и «с учетом их личных жизненных обстоятельств».
Что писали о ситуации в соцсетях
Обнинская правозащитница Татьяна Котляр опубликовала на своей странице в Facebook пост о задержании семьи Грисбах.
«Семья Грисбах законно находится на территории РФ и ожидает ответ на жалобу главе МВД РФ по вопросам миграции [Валентине] Казаковой в связи с отказом в предоставлении временного убежища, — сообщила Котляр. — Малоярославецкие миграционные службы незаконно отказывают [семье Грисбах] в регистрации на время обжалования, а затем угрожают депортацией за отсутствие регистрации».
Под постом началась дискуссия: пользователи сети обсуждали версию о том, что в Германии у Грисбах якобы пытались незаконно отнять детей, чтобы передать их в гомосексуальные семьи.
Одни высказывали мнение, что немецкой семье нельзя отказывать в помощи, другие писали, что «семья злостно нарушала визовый режим», и называли Грисбах «банальными сектантами».
«В любой стране человек, въехав по туристической визе и оставшийся там, нарушает закон. Это обман. Порядок простой — подаешь документы в консульство в Германии и ждешь решение российских властей», — написал один из пользователей.
«В ЕС [Европейском Союзе] нужно быть конченым человеком, чтобы отобрали ребенка. Это ужастики для выживших из ума зрителей Первого канала: “Забрали у верующих ребенка и отдали соседям с пятого этажа — гомосексуалистам!“» — написал другой пользователь.
«Об этой нетипичной, мягко говоря, семейке германские СМИ активно пишут с 2016 года. Власти были озабочены отказом отправлять детей в школу и даже делать прививки. Ни о какой передаче детей на воспитание взрослым с нетрадиционной сексуальной ориентацией и речи быть не могло. И уж если не только иные немецкие авторы называют выходки старших Грисбахов дурацкими, но и жаждущий примеров российский агитпроп не встает на защиту этих чудаков, нашим истинным правозащитникам за таких заступаться — себя дискредитировать», — высказался пользователь из Германии.
1) я считаю, что это эту победу отчасти пирровой: однозначно победа для семьи Грисбах (и только для них!), но никак не победа для общества: угроза для калужских искателей убежища со стороны калужской полиции сохраняется: нужно понять, почему 4-ро малолетних детей провели ночь в полиции Малоярославца в ненадлежащих условиях: без еды, без возможности покинуть помещение полиции, без постели и постельных принадлежностей в нарушение ст. 3 ЕКПЧ?
2) очень интересно, почему не состоялся суд: может быть, никто в Малоярославецкий суд на семью Грибахов и не подавал?