Одинокая пенсионерка Любовь Булаева 4 марта переехала из недостроенного дома, в котором прожила несколько лет вместе с четырьмя собаками и тремя кошками, в арендованную квартиру. Деньги на аренду для нее собрали волонтеры из группы помощи бездомным животным Save Life. Они же устроили собак и кошек в центр передержки. После публикаций в СМИ в недостроенном доме Булаевой побывал глава администрации Пензенского района Сергей Козин. Однако от его помощи пенсионерка отказалась, назвав ее запоздалой. Корреспондент «7x7» наблюдал за переездом.
Дом для бездомных
Кампания по сбору средств для одинокой пенсионерки Любови Булаевой стартовала в конце февраля. Сначала волонтеры из группы помощи бездомным животным Save Life обнаружили в селе Возрождение под Пензой четырех исхудавших собак на цепи, а потом пришли к выводу, что помощь требуется их хозяйке.
Гражданским активистам потребовалась неделя, чтобы переселить человека из холодного дома с протекающей крышей в комфортабельную квартиру.
— После резонанса в СМИ приезжает очень много журналистов и просто неравнодушных людей, — рассказала корреспонденту «7x7» зоозащитник Диана Черепанова. — Пенсионерке помогают едой, привозят матрасы, подушки, одеяла, теплые вещи и бытовую химию. Одна из семей вызвалась перечислять по шесть тысяч рублей в месяц за аренду квартиры для Любови Петровны. Мы нашли квартиру за пять тысяч рублей.
Пользователи соцсетей пишут обращения на имя губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева с требованием решить проблему одинокой пенсионерки.
Волонтеры пообщались с главой администрации Засечного сельсовета Василием Мосягиным, в чье ведение входит поселок Возрождение. По словам Дианы Черепановой, он приезжал посмотреть на условия, в которых живет женщина, и поручил коммунальным службам расчистить сугробы вокруг ее недостроенного дома.
Сама Любовь Булаева согласилась переехать из недостроенного дома только после того, как ее собак и кошек устроили в центр временной передержки «Питомец». Но животным нужны корма, поэтому кампания по сбору денег продолжается.
Собачье чудо
Любовь Булаева переехала в Пензенскую область в 2007 году из Казахстана, где работала инженером по технике безопасности. Продав две квартиры в Караганде, они вместе с младшим сыном решили построить дом на своей малой родине — в поселке Возрождение. После продажи имущества у Любови Булаевой было 730 тыс. руб. Почти половина этих денег ушла на покупку участка и строительных материалов, но сначала строительство остановилось из-за бюрократических проволочек, а потом в 2011 году умер сын. С тех пор женщина жила в недостроенном доме, в подсобном помещении. За эти годы балки на крыше прогнили и держатся на тонких подпорках.
— Сейчас минусовая температура, а крыша уже трещит, — говорит Любовь Булаева, в прошлом инженер по технике безопасности. — Когда я сплю, то вздрагиваю и подскакиваю от каждого скрипа, все время нахожусь начеку, готовая выбежать на улицу босиком. Когда начнется оттепель, вода потечет прямо в дом, все намокнет. Кирпичная труба накренилась под 30 градусов, все держится на волоске. Или на чуде.
Свой переезд из недостроенного дома Любовь Булаева тоже называет чудом.
Семь лет назад она приютила больную и истощенную среднеазиатскую овчарку породы алабай. Прежний ее хозяин уехал в другой город, с собой животное не взял.
— Собака очень большая, и кажется, что целое ведро за один раз съедает, — рассказывает Любовь Булаева. — Но когда я ее увидела, то сразу влюбилась и стала ее выхаживать.
За семь месяцев собака выздоровела, все это время пенсионерка, единственный источник дохода которой — пенсия в 8400 руб., кормила ее мясом и ряженкой, покупала антибиотики.
— Почти сразу прибежали собаки, с которыми она бродяжничала, — вспоминает Любовь Булаева. — Я их стала выгонять палкой, и один кобель набросился на меня с такой злобой, что я подумала: все. А алабайка встала поперек и посмотрела на кобеля таким взглядом, что готова его вот-вот разорвать — заступилась за человека.
В последний год алабай заболел — у него стала гнить челюсть. Денег на вызов ветеринара у Булаевой уже не было, она просто ухаживала за собакой, отдавая ей самое вкусное со своего стола.
Именно на эту собаку и обратили внимание волонтеры из группы помощи бездомным животным. Они решили призвать хозяина относиться к собаке по-человечески, а когда увидели Булаеву, то поняли, что в человеческом внимании нуждается и сама она.
По словам Дианы Черепановой, алабай уже пошел на поправку, он проходит лечебный курс и начал есть. Ветеринары обнаружили у него застарелый перелом челюсти.
«В зоне постоянного внимания»
После резонанса в СМИ к Любови Булаевой приезжает много чиновников. В день переезда 4 марта к ней приехал глава администрации Пензенского района Сергей Козин вместе с группой журналистов. Вместе с ними он наблюдал, как волонтеры грузят вещи в машину, и обратил внимание, что «вообще-то у Любови Булаевой остался старший сын, который самоустранился от решения ее проблем».
По словам Сергея Козина, Любовь Булаева «постоянно находится в зоне их внимания», но она давно могла бы продать свой недостроенный дом с участком и купить нормальное жилье.
— Есть у нас информация, что ряд риелторов предлагали обменять имеющееся строение на однокомнатную квартиру в Пензе с частичной доплатой на благоустройство квартиры, — рассказал Сергей Козин «7x7». — Риелторские компании готовы были компенсировать затраты на обустройство квартиры мебелью. А родной ее сын, к сожалению, устранился от этой проблемы.
Периодически в речь главы районной администрации вмешивались волонтеры, таскавшие вещи. Они считают, что пенсионера надо спасать здесь и сейчас, а не тратить время на оценку стоимости имущества и размышления о семейных взаимоотношениях.
Сергей Козин сообщил, что социальные службы неоднократно предлагали Любови Булаевой переехать в дом ветеранов или в маневренный жилой фонд, который находится в селе Кондоль, примерно в 30 км от Пензы. Однако пенсионерка отказывалась от этой помощи. По словам самой Любови Булаевой, она не могла бросить своих животных и могилу сына в поселке Возрождение.
Разговор главы районной администрации и женщины состоялся внутри недостроенного дома. Его свидетелями были восемь журналистов. Периодически с худой крыши капала вода или сыпался строительный мусор.
— Я уехала из СССР, а приехала в другую страну, — рассказала Любовь Булаева историю своего переезда из Казахстана. — И приехала сюда не милостыню просить, у меня были деньги. Это ваша вина, что четыре года нас не могли прописать. Иначе у нас был бы и газ, и крыша. Нас с сыном, по сути, на голодную смерть обрекли. Получается, что у нас милосердие и доброта с Перестройкой ушли. А если это уходит, и бог, значит, уходит. И в вашем административном здании Люцифер сидит.
— Ну, не совсем так, — ответил ей Сергей Козин и снова предложил переехать в дом ветеранов.
— Знаете, мне уже помогло общество защиты животных, — продолжала пенсионер. — Они уже неделю зовут, есть квартира, и с собаками решен вопрос. Это, конечно, моя вина, что я боялась покидать этот угол. Спасибо, что они обратили на меня внимание. Если бы не собаки, я бы так и продолжала здесь жить. Ведь [чиновники] проезжали — никому не было дела, никто не заинтересовался: как вы живете, мы хотим посмотреть, может, вам нужна какая-то помощь? Почему такое безразличие?
Терпеливо выслушав пенсионерку, Сергей Козин заявил, что найдет возможности для строительства кровли и косметического ремонта помещения, а также выделит «минимальные средства» на покупку продуктов. На вопрос корреспондента «7x7» о полномочиях на это он ответил: «В силу бюджетного законодательства финансами на завершение строительства физическим лицам мы, к сожалению, не можем помочь».
Вечером 4 марта Любовь Булаева и одна из ее кошек заселились в арендованную квартиру-студию в Пензе. Кампания по сбору денег для пенсионерки продолжается.