Больше года в Ханты-Мансийске работает киноклуб «Лаборатория кино». Его открыла москвичка Елизавета Екимова, которая в 2017 году переехала в Югру. Последние шесть месяцев участники киноклуба снимали фильм «Поток», рассказывающий о том, как люди стараются сохранить свою индивидуальность в постоянно меняющемся мире гаджетов. Из 11 часов чернового материала в финальную версию картины вошли 15 минут. Премьера фильма состоится 4 марта на XVII Международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Накануне премьеры журналист «7x7» встретился с Елизаветой Екимовой, чтобы узнать, почему она променяла Москву на небольшой город в Сибири, как «студенты» «Лаборатории кино» снимали свой первый документальный проект без штатива и на одну любительскую камеру и почему идея, по мнению собеседницы, важнее технического исполнения.
«У нас может быть только эксперимент и визуальное искусство»
Елизавета Екимова сидит на полу и разбирает роутер. Ковыряет его отверткой, чтобы снять крышку. Пластик хрустит и плохо поддается. Ей нужно оставить от него только микросхему и подключить так, чтобы маленькие зеленые фонарики замигали.
— Зачем нам нужны схемы? Компьютер — это сердце механизма. И это противопоставляет электрическую природу настоящей природе, — отвечает она.
Елизавета Екимова окончила Gerrit Rietveld Academie в Амстердаме, там она училась по специальности «визуальное искусство». Год назад переехала в Ханты-Мансийск из Москвы вместе с подругой. Ей очень понравился город и лес вокруг. Когда она проходила мимо киноцентра, смотрела на большие старые проекторы на входе, и ей казалось, что в этих стенах творится что-то «нереально интересное», что там наверняка снимают кино или есть небольшой музей.
Когда она зашла туда, то оказалось, что это просто обычный кинотеатр. Ее друзья и знакомые говорили, что в городе не показывают классику или фестивальные фильмы. Дистрибьюторы обычно таким маленьким кинотеатрам не дают хорошее кино — зал на 40 человек не окупает его. У Елизаветы было много друзей, которые снимают кино, и связей. Она знала, что с ними всегда можно договориться на показ фильмов, даже если на один раз. И еще она верила, что сможет раскачать людей в Ханты-Мансийске, воспитать публику, чтобы люди к кино относились как к искусству, а не как к досугу. Тогда Елизавета решила создать проект лаборатории и пришла с ним к директору киноцентра «Югорский кинопрокат». Он одобрил ее идею. Набрали команду.
Елизавета Екимова
Киноклуб «Лаборатория кино» появился в декабре 2017 года, Елизавета Екимова устроилась в киноцентр методистом по составлению кинопрограмм. Участники проекта зовут ее просто Ветой. Первая лаборатория была платной, потому что нужно было собрать деньги на права для фильмов. На просмотры тоже делали платный вход, зато показывали хорошее кино.
Третий курс «Лаборатории кино». Фото из группы киноклуба в социальной сети «ВКонтакте»
В начале курса было 20 человек, многие хотели просто смотреть фильмы и не хотели снимать. Сейчас 13 заинтересованных, из них постоянное участие в съемках принимают пять человек.
Съемки «города». Оператор Андрей Краснов и Елизавета Екимова
Группа работает над фильмом без сценария, у нее нет бюджета, все — непрофессионалы. Елизавета Екимова считает, что только путем эксперимента можно найти что-то новое и интересное.
— В фильмы, которые мы видим в кинотеатре, вбуханы миллионы, и над ними работает команда профессионалов. Проверено на опыте, что без этого не сделать ничего серьезного. Поэтому в таких условиях, как у нас, может быть только эксперимент и визуальное искусство. Так мы можем что-то найти, — считает Екимова. — Мне кажется, во всем искусстве так. Ты что-то делаешь, делаешь и в процессе находишь какую-то гениальную идею. Результата может и не быть, но если процесс крутой, то он доставляет удовольствие съемочной группе. Экспериментальное кино не для зрителей, а для тех, кто его делает. Пусть где-то это уже было, но для нас это — впервые. Я впервые строю город из микросхем. Я не знаю, как это будет выглядеть. Но если мы это сделаем и увидим, и нам это понравится, то это будет кайф. Мне нравится видео как искусство и нравится снимать. Мы с помощью камеры, как волшебники, можем делать различные трюки. Тот же город из микросхем мы можем снять так, чтобы он выглядел как настоящий мегаполис, а на самом деле все это происходит на журнальном столике. Видео позволяет мне реализовать мои фантазии.
«Лаборатория кино» бесплатная. Заниматься в клубе может любой желающий от 16 лет без специальной подготовки и навыков. Приходят люди, которые не имеют представлений о том, как монтируется и снимается кино, и приходят фотографы и драматурги, которые делятся с ними своим опытом.
Участников лаборатории учат смотреть на фильм глазами оператора и режиссера. Первая часть курса — лекции и просмотр кино. Для занятия Елизавета выбирает восемь фильмов, различных по жанрам и стране производства. После просмотра — обсуждение. А потом участники лаборатории снимают свой фильм для фестиваля «Дух огня». Сейчас над фильмом «Поток» работают «студенты» третьего курса киноклуба.
В 2018 году «Лаборатория кино» выиграла грантовый конкурс от компании «Газпромнефть-Хантос». Им выделили около 340 тыс. руб. на покупку камер и различной атрибутики для съемки кино. Раньше в лаборатории было больше теории, с деньгами клубу удалось воплотить и практическую часть.
— Мы купили штатив, пять handy камер и одну полупрофессиональную Sony, наушники и микрофон для записи звука. Еще купили компьютер, потому что кино — это не только съемка, но еще и монтаж, и лучше его делать с хорошей техникой. Киноцентр тоже сильно помог, предоставил помещение. Этим проектом мы хотели доказать, что не в технике и камерах суть. Важны идея и желание — берите и снимайте. Для меня не важна техническая основа, я больше внимания обращаю на идею и концепт фильма. Академия, в которой я училась, была нацелена на это, а не на сам результат. У тебя могут быть супердорогая камера, дроны и штативы. И ты можешь снять с этим хрень без смысловой нагрузки. Мне кажется, это не искусство, — считает Елизавета Екимова. — Мне кажется, этот проект дает возможность людям узнать о немейнстримовом, артхаусном и авторском кино. Лаборатория объединяет людей, которые смотрят фильмы. Мы здесь возвращаем любителей авторского кино к дискуссиям и просмотру именно в кинозале. Сейчас этого не хватает, живого общения стало мало. А еще это помогает ребятам самоопределиться. В Ханты-Мансийске нет киношколы или творческих вузов с направлением видео и кино. И молодежь не знает, что есть академии, изучающие видеоискусство, и международные конкурсы. У меня есть такой опыт, и у меня можно все разузнать и поступить куда-нибудь.
Как создавался «Поток»
Участники киноклуба в прошлом году уже делали микрофильм на фестиваль «Дух огня», тогда они пользовались камерой Елизаветы. Штатива не было, ставили лестницу, потом на нее громоздили книги и потом на эту конструкцию ставили камеру. Снимали все прямо в кинозале, сами мастерили костюмы из картона, скотча и клея. Фильм ничего не выиграл, занял третье место в голосовании зрительских симпатий.
Участники клуба собирали микросхемы по друзьям и знакомым. Сейчас они ставят микросхемы на поддон, накрытый черным фоном, — все для того, чтобы создать миниатюру города. Какие-то схемы достали из старых компьютерных мышек и подключили их к ноутбуку, чтобы те светились. Так же поступили и с роутерами. Провода стали рекой, а микросхемы — домами.
Все в сборе. Ждут только Настю — единственную актрису фильма. — Я вот думаю, может, вообще убрать этот ящик, разложить все на полу и между ними [микросхемами] сделать улицы и дороги? Мне кажется, сейчас это не похоже на город. Тем более, микросхем стало побольше, — говорит Вета.
— Можно сделать ярусность, — предлагает идею участница «Лаборатории кино» Елизавета Гуженко.
— Да, чуть-чуть их в высоту, и как раз изнутри подсветить, — говорит Вета.
— А вы пробовали, как это смотрится на камере? — спросила Лиза.
— Да, Андрюша снимал. Прикольно выходит. А Настя? Где она должна быть?
— Может быть, что-то повторить с ней и монитором? Надо сделать Настю, которая типа подключена к монитору. Помнишь, мы говорили про вены из проводов? Что она будет прям окутана ими, — предложила Лиза.
— Угу, — подумав, Вета продолжает: — Ну да, либо она прям на полу будет лежать, и камера там. Я еще хочу кадры, где у нее будет маска, а на ней телефон с ее же глазами. Это ее глаза вчера. И это то же самое, что человек не здесь и не сейчас, а находится в прошлом либо в будущем.
— Этот кадр будет очень сильно про зависимость человека от гаджетов и интернета, — подтверждает Лиза.
— А если сделать, чтобы все светилось? И дырку, типа глаз смотрит, — предлагает оператор Андрей Краснов.
— Мне, кстати, очень нравятся эти эффекты подглядывания, когда камера снимает через замочную скважину или щель, — говорит Вета. — Почему бы и нет? Может, не так, как мы это себе воображаем, а по-другому. Мне кажется, будет прикольно.
Черный фон спустили на пол, на него поставили микросхемы, за ними — ультрафиолетовая лампа, сверху еще свет. Основное освещение выключили, стало темно. Огни роутеров и колесиков мышек начали светиться.
Вета пытается снять глаз оператора Андрея Краснова на телефон.
— Можно снять глаза Насти, руки и отдельные части тела. И это будет связующее звено между ней и техникой, — предлагает Елизавета Гуженко.
Решили снимать моргающий глаз Насти, говорящие губы, ухо и пупок.
Телефоны поставили внутрь конструкции, и стало казаться, что это огромные экраны в светящемся мегаполисе. Вся команда пристально наблюдает за тем, чтобы все работало одновременно, как один слаженный механизм.
— Будет выходить солнце и дым. Сделаем сцену рассвета. Как у Кубрика. Помните? — говорит Вета.
Дома из микросхем озарил желтый свет восходящего солнца. По городу поплыл туман. Его из вейпа запускает Вета, Лиза сидит рядом и светит фонариком.
Вместо часов — светящийся красный плеер с антенной, из которого доносятся песни Мумий Тролля «Фантастика» и «Наутилуса Помпилиуса» «Человек на луне».
Елизавета Гуженко пришивает черные провода к белому боди Насти. Кабели проходят под рукавами, как вены. Актриса должна будет лежать в белом костюме на белом фоне в позе эмбриона. В ее волосы впутают провода, подключенные к монитору.
О чем фильм
— Тема фестиваля «Дух огня» — мир без войны. Мы долго обсуждали и пришли к выводу, что если у каждого человека внутри, в его голове, будет мир, и он будет в гармонии со своими мыслями и идеями, то и внешне никакой войны не будет, — говорит Елизавета. — Мне кажется, наш фильм о том, как найти золотую середину: идти в ногу с виртуальной реальностью и технологиями, но не потерять истинную природу человека — его любовь и гармонию. Мы и есть природа, мы сами как деревья, трава и животные. Мы наделены мозгом. И этот мозг все портит. Это с одной стороны. А с другой, мы все это осознаем, но не каждый из нас уходит на острова и в горы, чтобы жить вдали от цивилизации и найти гармонию. Всем хочется теплый душ, горячий чай, компьютер и послушать новый альбом любимого исполнителя. Меня сильно трогает эта тема. Меня все время штормит от одного к другому. Я езжу на стойбище к ребятам [свои видео, кадры из которых попали в фильм, присылали супруги Антон и Яна Айпины, они живут в селе Варьёган]. У них там ничего нет, но мне кажется, что в этом такая романтика, и это так классно — просыпаться с утра вместе с солнцем, идти на озеро и собирать ягоды. Но с другой стороны, круто жить в городе, когда у тебя всегда самые новые спектакли, театры, вечеринки и кино, и ты во всем этом варишься. И мы в своем фильме попытались ответить на вопрос, чего мы на самом деле хотим и как дальше жить со всеми этими технологиями. Попытались донести идею, что нужно быть здесь и сейчас, где бы ты ни находился, что бы с тобой ни происходило. Только так можно найти гармонию. Не в прошлом и будущем, а в настоящем.
Афиша фильма
— Мне кажется, наш фильм — о мыслях человека. Главный герой символизирует голос в нашей голове, которому можно доверить все сокровенное, то, что не расскажешь даже другу, — говорит участница лаборатории кино и единственная актриса фильма Анастасия Ситникова.
— Он о внутренней борьбе и о потоке мыслей. Идея в том, что человек напряжен своей жизнью и работой. И чтобы успокоиться, принять себя и эту бренность жизни, он решил прослушать медитацию. Происходит конфликт между ней и мыслями человека. Он не может остановить внутренний диалог. Например, что у него есть какие-то домашние дела, а ему нужно успокоиться. Из-за этого он начинает нервничать, — рассказывает свою версию участница «Лаборатории кино» Елизавета Гуженко.
Зачем нужно кино
— Мне нужен опыт. Я хочу снять свой микрофильм, в каком-то далеком детстве хотела стать кинооператором, но не сложилось. Я вообще не умела монтировать. Теперь знаю, в какой программе это можно сделать, какие горячие клавиши использовать. Еще я узнала, как с помощью изображения делать акцент на персонаже, не на характере, а на внешности, чтобы повлиять на эмоции зрителя. Нам это рассказывал Александр Хант [режиссер фильма «Как Витька чеснок вез Лёху штыря в дом инвалидов»], когда приезжал и проводил мастер-класс при лаборатории.
— Я изучаю фотоискусство и на основе этого — видео. Учился онлайн по видеоурокам и мастер-классам. Занимаюсь этим четыре года, видео снимаю впервые. Сейчас учусь монтировать, правда, пока умею на базовом уровне, только склейка без спецэффектов. Хотелось бы повторить какие-то эффекты, как у других режиссеров.
— Я хочу стать актрисой, поэтому я сюда пришла. Сейчас учусь на организатора социально-культурной деятельности и театрализованных представлений в Ханты-Мансийском технолого-педагогическом колледже. На нашем сборе, когда мы смотрели предпоследний фильм по списку, Вета спросила у нас, кого будем снимать. Потом она сказала, что видит в этой роли меня. Я согласилась. Я заметила, что игра в театре и в кино очень отличается.
— Я уже год здесь живу, год изучаю молодежь, но Ханты-Мансийск для меня все еще большая загадка. Я не могу понять, почему здесь так много всего интересного, но никто никуда не ходит, — говорит Елизавета Екимова. — Мне нравится фестиваль «Дух огня», мне кажется, это крутая находка для города. Надеюсь, что у этого фестиваля большое будущее. Мне хочется, чтобы местные жители больше принимали участие в нем и как зрители, и как участники, чтобы они знали, что у них есть возможность не просто смотреть, как кто-то снял, но и что-то делать самим. Мне понравилась почти вся программа «Духа огня» в прошлом году, она была довольно-таки рискованная, современная и молодежная. Кто-то другой мог бы испугаться показывать в Ханты-Мансийске экспериментальное кино, а на «Духе огня» как раз такое есть. Все работы разные. Мне хочется, чтобы люди, создавая искусство, не думали о рамках, цензуре и о том, что о них подумают. Цензура — для телевидения. Мне кажется, для таких фестивалей она не нужна. Самая большая цензура в нас самих и вокруг потому, что фильм — это и есть наша жизнь. Большой плюс «Духа огня» в том, что нам показывают современное зарубежное киноискусство, которое мы не увидим в прокате и по телику. Это тот самый обмен опытом и культурами.
Реклама 18+. На сайте https://hdfilmfree.com/ вы сможете посмотреть фильмы и сериалы, а также почитать новости киноиндустрии и посмотреть трейлеры новых фильмов.