В начале ноября предпринимательница из Новомичуринска Лидия Титкова попросила губернатора Николая Любимова на его странице в социальной сети «ВКонтакте» обратить внимание на монополизацию ритуального бизнеса в небольшом городе под Рязанью. По ее словам, конкуренту-монополисту помогают и сотрудники Новомичуринской клинической больницы, и участковые оперуполномоченные, которых вызывают для констатации смерти. Корреспондент «7x7» выяснила, как и почему жителям Новомичуринска приходится прибегать к услугам «дорогой» похоронной конторы» в обход «дешевой», и кто стоит за монополистами ритуального бизнеса.
Похороны «по принудиловке»
Днем 9 ноября 2017 года жители поселка Октябрьский случайно наткнулись в реке Кердь на тело мужчины. Он пропал за несколько дней до этого. Утонувшего вытащили из воды, вскоре на берег реки прибежала его падчерица Светлана Кузнецова, приехали полицейские и медики. Они выполнили свою работу — констатировали смерть, а Кузнецова с ужасом поняла, что сейчас останется в сумерках, на берегу подмерзающей речушки, наедине с трупом отчима. Но участковый успокоил: «Мы уже вызвали перевозку». Так и получилось. Когда приехала «буханка», Светлана уже немного пришла в себя и спросила водителя, куда он повезет тело. В ответ мужчина посоветовал зайти в «похоронную контору, что возле автовокзала, к завтрашнему утру приготовить вещи и деньги». В тот же вечер позвонила агент ритуальных услуг и уточнила, что нужно приготовить и какие услуги будут оказаны семье погибшего мужчины.
— Я сразу сказала, что в половине услуг мы не нуждаемся вообще. И машина для перевозки тела нашлась бы своя, и могилу свои мужики выкопали бы бесплатно, и гроб сами бы донесли. Но мне сказали, мол, не положено так, — вспоминает женщина. — И назвала примерную сумму в 25 тысяч рублей. В шоковом состоянии я побежала по соседям занимать. У нас такой суммы сразу никогда не было — хоть мы оба с мужем и работаем, но так много не получаем. И непьющие мы, и работы не боимся, а скопить не удается.
Уже на следующий день соседи скинулись на похороны, Светлана смогла расплатиться с долгами. Итоговая сумма составила 27 тыс. рублей.
Через несколько месяцев женщина попала в Новомичуринскую районную больницу и узнала в ее сотруднике водителя машины для перевозки тел, которую прислала частная похоронная контора. А еще через какое-то время с удивлением узнала, что в округе есть еще две похоронные конторы, цены в которых гораздо ниже, обслуживание — не столь навязчивое. Одна из них находится прямо у ворот на кладбище, другая при въезде в Новомичуринск.
— Я думала, что раз так напористо действуют, значит, больше никто у нас этим не занимается. А оказалось, что есть лучшие варианты, но никто об этом не знает и узнать не может, потому что «на труп» сразу же выезжает «нужная» бригада. У родственников покойного нет возможности выбрать, к кому обратиться за помощью в организации похорон. Только теперь, через год, я ясно увидела, что похороны нам устроили по какой-то «принудиловке» — заставили платить за лишние услуги, не дали права выбора, — объяснила женщина.
Уточнила, что других претензий к ритуальной конторе, которая взяла на себя ответственность за проведение похоронного ритуала ее отчима, у женщины нет.
Похоронный бизнес без клиентов
Помещение ритуальной конторы супругов Владимира и Лидии Титковых находится в оживленном и доступном месте, работает без выходных. Внутри просторного светлого помещения — ряды гробов, венков, крестов и других крупных и не очень принадлежностей для проведения похоронного ритуала. Гипсовые ангелы, траурные ленты. За рядами похоронных принадлежностей, в углу помещения, небольшая рабочая зона: хозяева сами обивают домовины, сами изготавливают венки и прощальные букеты. Так получается надежней и дешевле для них и для клиентов.
Выходной, но супруги и администратор на рабочем месте. Однако в тот день они так и не дождутся клиентов, потому что все они после смерти родственника автоматически становятся клиентами соседней ритуальной конторы. В тот день «соседи» проводили три похоронных ритуала, в конторе Титковых не было ни одного. Даже несмотря на то, что цены на их товары и услуги значительно ниже, а зарплата рядового жителя Новомичуринска не превышает 20 тыс. рублей.
По словам Лидии, когда она с мужем открыла новую похоронную контору осенью 2017 года, новомичуринцы пошли к ним.
— Мы сразу решили, что цены задирать не будем, что на коттедж нам все равно не заработать, лишь бы на жизнь хватило. Я научилась сама делать цветы, составлять букеты, муж плетет корзины — для женщин это тяжеловато. Цены низкие, помещение удобное, относимся к родственникам умершего внимательно — отчего бы не идти к нам? Но нормально проработать нам удалось месяца четыре, потом поток клиентов схлынул, сейчас к нам почти не идут, — задумчиво осматривая свой товар, говорит Лидия. — Это что-то удивительное: к примеру, даже хорошо знающие о нашем бизнесе соседи воспользовались услугами конкурента. Загадка, правда?
Потом предприниматели поняли суть происходящего: после погребения при помощи конкурентов, люди приходили к Титковым и жаловались на большие суммы потраченных денег. Но больше всего их возмущало, каким образом им пришлось стать клиентами соседней похоронной конторы. Если человек умирал дома, агент конторы-конкурента появлялся либо сразу после ухода участкового уполномоченного, либо констатирующий смерть полицейский вручал родственникам визитку того самого похоронного агентства.
— Каково было растерянным, ничего в этот момент не понимающим родственникам? Они «на автомате» набирали номер телефона с визитки, которую вручил полицейский. Или по-другому: родственник умер в районной Новомичуринской больнице, попал в морг. Из морга так же автоматически родственников отправляют оплачивать услуги… в ту самую коммерческую похоронную контору. Или был случай, когда молодой парень умер прямо на улице. Прохожие вызвали скорую, полицию, позвонили его отцу. Отец еще шел к телу своего сына, а похоронный агент уже его поджидал рядом, — вступает в разговор Владимир. — Лишь бы урвать покойника любыми способами.
Обсудив моральную сторону вопроса, дошли до выяснения схемы, по которой работают конкуренты. По словам новомичуринцев, санитар муниципального больничного морга параллельно оказывает услуги коммерческого характера, водитель служебной машины главврача подрабатывает водителем «труповозки» в конторе конкурентов Титковых. До недавнего времени на ту же контору работали участковые уполномоченные: они распространяли визитки с телефонами похоронных агентов.
— Но ведь полицейским запрещено подрабатывать в бизнес-структурах! — удивляется собеседница. — А на использование морга коммерческими похоронными конторами не было никакого тендера, тогда почему им пользуется только одна похоронная контора?
Титкова написала заявление в управление МВД по Рязанской области на действия занимающихся коммерцией полицейских Пронского района. И из оперативно-розыскной части (собственной безопасности) УМВД России по Рязанской области ей пришел ответ: в ходе проверки факты предоставления телефонов похоронной конторы сотрудниками ОМВД по Пронскому району подтвердились. Затем она обратилась в региональное управление Федеральной антимонопольной службы и написала на странице губернатора. «После этого [жалоб в надзорные ведомства] стало еще хуже, они теперь уже не стесняются и обнаглели до того, что сами [сотрудники полиции] вызывают агентов этой ритуальной, которые предстают перед родственниками умершего сразу после визита полицейских. Мои заявления в УФАС, УМВД, прокуратуру… только результатов мы не видим, стало только хуже. Такое ощущение, что их поощрили, а не наказали», — предположила Титкова.
Губернатор представительнице малого бизнеса не ответил.
Патологоанатом, госзакупки и отсутствие информации
Проблемы новомичуринцев с проводами в последний путь умерших родственников начались примерно с 2000-х годов — тогда в больничном морге работал патологоанатом, а затем и судмедэксперт, который сам назначал расценки на свои услуги и вынуждал приобретать ритуальную атрибутику в конторе супруги. В противном случае грозил не выдать тело для погребения. На него жаловались в все надзорные ведомства, неоднократно писала «КП в Рязани». В ноябре 2011 года патологоанатом зарегистрировался в Москве как индивидуальный предприниматель и стал заниматься похоронным бизнесом в Новомичуринске легально. В июне 2015 ИП закрылось, а сам бизнесмен уехал. Ему на смену пришел рязанский индивидуальный предприниматель Анатолий Лукьянов, чью похоронную контору в Новомичуринске «Ритуал Сервис» невозможно найти в интернет-справочниках, ее услуги не рекламируются ни в одном издании. Однако почти все ритуальные церемонии в райцентре Пронского района проводит именно эта контора.
— Зачем ему реклама, если некоторые сотрудники больницы и полиции на него работают? — говорят Титковы. — Они же первыми узнают об умерших в Пронском районе, тут же передают данные «кому следует».
По информации базы данных о юрлицах и индивидуальных предпринимателях Rusprofile, с июня 2011 года ИП Лукьянов Анатолий Анатольевич является постоянным и единственным поставщиком ритуальных принадлежностей муниципальному бюджетному учреждению «Ритуал» (МБУ ССВПД «Ритуал»). Предприниматель семь лет поставляет муниципальной похоронной службе могильные металлические кресты и ограды, ворота, заборы, другие ритуальные принадлежности и услуги по благоустройству могил. За эти годы с муниципальным «Ритуалом» заключено 150 контрактов на сумму более 37 млн рублей, с Правительством Рязанской области — три контракта на изготовления венков для возложения к мемориалам и памятникам на 147,5 тыс. рублей. В 2018 году, по данным СПАРК-Интерфакс, с муниципальным «Ритуалом» у Лукьянова заключены контракты на поставку ритуальной продукции на сумму более 6,6 млн рублей.
С индивидуальным предпринимателем Анатолием Лукьяновым корреспонденту «7x7» поговорить не удалось: ни один из трех указанных в СПАРК-Интерфакс телефонов не ответил. Больше никаких телефонов в открытом доступе ИП не имеет.
Не единичный случай
На редакционный запрос в управление Федеральной антимонопольной службы пришел ответ, что проверка доводов, изложенных в заявлении Лидии Титковой, «на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства ИП Лукьяновым А. А., а также сотрудниками ОМВД России по Пронскому району» продлится до 1 января 2019 года.
По данным Министерства здравоохранения Рязанской области, помещение морга (комнаты для хранения тел умерших) Новомичуринской ЦРБ никому в аренду не сдавали, а жалоб от населения на использование этого помещения в коммерческих целях нет.
«Временное хранение тел умерших осуществляется на безвозмездной основе, фактами оказания услуг коммерческой структуры в рабочее время рабочим морга и водителем не располагаем», — сказано в ответе.
Пресс-служба УМВД России по Рязанской области подтвердила, что сотрудники отделения собственной безопасности проводят служебную проверку в отношении участкового уполномоченного полиции отделения МВД России по Пронскому району. «По просьбам родственников покойного он предоставил им телефон одного из местных агентств ритуальных услуг, проверка выявила несколько подобных фактов», — говорится в ответе на запрос «7x7». Пресс-служба подтвердила, что сотрудники полиции действовали в нарушение служебной дисциплины. Теперь их руководство, включая начальника отделения МВД России по Пронскому району, привлекли к строгой дисциплинарной ответственности. «Кроме того, до личного состава УМВД России по Рязанской области было доведено о персональной ответственности за подобные нарушения», — сказано в письменном ответе.
Редактор интернет-газеты «Вид Сбоку» Константин Смирнов рассказывал в публикациях о деятельности индивидуального предпринимателя Анатолия Лукьянова, на навязывание услуг которого жаловались и в райцентре Сасово Рязанской области. В Сасовской ЦРБ в конце 2016 года умерла женщина, после чего ее дочь обязали оплатить услуги по приведению в порядок тела, которые без согласия на то ближайших родственников оказал ИП Лукьянов. Он «оказывал услуги» коммерческого характера прямо в помещении муниципальной больницы. В феврале 2017 года региональный минздрав провел проверку и уволил заведующего отделением судмедэкспертизы, главврачу Сасовской ЦРБ объявили выговор.
— Мне неизвестно, как сейчас обстоят дела в Сасовской ЦРБ, но, думаю, подобное происходит не в одном районе. Сообщить о смерти в «нужную» похоронную контору всегда было делом выгодным: когда в 2015 году установили, что сотрудники скорой помощи «сливают» информацию о трупах в похоронные конторы, за нужный сигнал платили несколько тысяч рублей. В одних случаях похоронные конторы оплачивают подобные услуги через руководство больниц, в других договариваются с рядовыми сотрудниками, имеющими доступ к информации, — прокомментировал он для «7x7».
По его мнению, остановить сращивание похоронного бизнеса и государственных структур, а также навязывание похоронных услуг родственникам покойного — «это вопрос политической воли». И хорошо бы издать закон, согласно которому будет запрещено навязывать похоронные услуги до обращения родственников покойного в ритуальную контору.