В Рязани 23 октября обсудили проект развития застроенных территорий в границах улиц Либкнехта, Подгорная, Есенина, Грибоедова. Публичные слушания проходили по новым правилам Градостроительного кодекса, которые начали действовать с 1 сентября. По ним за окончательное решение имеют право голосовать «граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты» — те, на месте чьих домов построят новые. Мнение жильцов домов, которые окружают будущую стройку, не учитываются. Подробности — в материале корреспондента «7x7».
Без права голоса
Слушания должны были начаться в 18:00 в кабинете №219 здания управления градостроительства и архитектуры (ул. Введенская, 107). Однако начались на десять минут позже: жильцы домов вокруг территории будущей стройки недоумевали, почему их не регистрируют для выступления.
— А вы уже живете за границей, — объясняли им секретарь Екатерина Котыхова и председатель комиссии по организации публичных слушаний Сергей Савин.
— Как это — за границей? Как раз мы живем в России, и напротив наших окон будут строить высотки. А нас это, по-вашему, не касается? — возмущались они.
— Это не «по-нашему», а по закону, — втолковывали людям. — За границей территории, в отношении которой проходят слушания.
Шум поднялся еще до начала обсуждений:
— Облегчили жизнь застройщикам! То им приходилось нагонять полный зал «своих» людей, которые голосовали за проекты, а теперь и этого не надо делать!
— Интересно, а как могут проголосовать жители гнилых бараков? Наверное, будут думать о красоте города и удобстве окружающих и проголосуют против.
— Те, кто отсюда переедет, теперь станут решать судьбу тех, кто останется в окружающих стройку домах?
Гневные выкрики пресек Савин, который предложил начать обсуждение проекта. По планам, после 2022 года будут снесены дома №3, 4, 5, 5а, 5б, 6 по ул. Проезд Грибоедова, на месте них построят три многоквартирных дома от трех до пяти и от четырех до девяти этажей.
Конкурс на право развития застроенной территории выиграло ООО «Строй Профи», которое, по данным СПАРК, в 2017 году отработало с убытком, имеет несколько факторов риска, находится в стадии ликвидации или банкротства. «Строй Профи» — дочерняя организация «Строительного Союза „Светлый“».
Руководитель «Строй Профи» и совладелец «Светлого» — Константин Майбаум, который пытался защитить проект на слушаниях и иногда отвечал на вопросы. Чаще говорил, что «это к теме слушаний не относится».
«Друзья, вас обокрали!»
Вопросы начали задавать сразу, как только представитель проектной организации Светлана Богданова рассказала о планах строительства трех многоквартирных домов, двухъярусной автостоянки и детской площадки. Жильцы подлежащих сносу домов заинтересовались, куда их будут переселять из центра города с «золотых» квадратных метров и такой же дорогостоящей земли. Молодая женщина рассказала, что у ее семьи — жилье в 80 м2 и земельный участок, дом не признан аварийным.
— И куда вы нас? В Карцево [пригород Рязани]?
— А наш дом когда же снесут? — выкрикнула другая.
— В какие районы нас будут переселять? Можно будет вселиться в дома, которые построят на месте наших? — задала вопрос девушка.
Ей и другим ответила первая:
— Построят элитные дома, как соседний, в котором еще десять лет назад однокомнатная квартира стоила пять миллионов.
На все вопросы Майбаум либо молча улыбался, либо отвечал, что «эти вопросы не рассматриваются, рассматривается проект планировки территории». На уточняющие вопросы по будущему строительству тоже ничего конкретного не ответил, мотивируя тем, что «это только проект».
Начали задавать вопросы жители других домов, которые, по их мнению, пострадают от застройки: из-за новых домов в их квартиры перестанет поступать солнечный свет, они лишатся зеленых насаждений, площадок для прогулок с детьми и парковочных мест. Они пытались доказать, что тоже имеют право решающего голоса, потому что все преобразования будут происходить у них «под носом», а не где-то в другом районе. Их пытались перекричать жильцы ветхих бараков: «Да на нас завтра крыша упадет, мы из-за вас в таких условиях живем!»
К планам проекта вышел организатор инициативной группы против застройки большого участка в границах улиц Есенина, Грибоедова, Фирсова Михаил Шестаков и обратился к собравшимся:
— Друзья, посмотрите, сколько вокруг многоквартирных домов и какие вокруг участки — так вас обокрали! В них проживает полторы-две тысячи человек, и у вас нет земли. Это что? Это коррупция!
Его тут же перебили: кто-то начал кричать, что Шестаков — незарегистрированный участник публичных слушаний, кто-то продолжил свою тему о том, что не может поддержать проект, пока не узнает район переезда из ветхого жилья. Почти все 50 с лишним присутствующих стихийно перемещались по небольшому помещению площадью примерно 60 м2, кричали, доказывали и толкались. Одна из заключительных реплик из зала:
— Мы все поняли: у вас там, внутри забора, будет все благоустроено и отлично, а у нас, за забором, только вид на забор!
Майбаум улыбался и постоянно обращался к Савину с вопросом, имеют ли эти люди право на высказывания. Савин, окруженный участниками слушаний, пытался ответить, но не преуспел: он уже не мог справиться со скандалом.
На вопрос корреспондента «7x7» об итогах слушаний секретарь ответила, что они будут опубликованы в газете «Рязанские ведомости».
«Люди готовы отстаивать свои права»
По окончании мероприятия градозащитники Михаил Шестаков и Игорь Кочетков высказались относительно новых правил проведения обсуждений, сути этого проекта и результатов нововведения.
— Проект, я думаю, коррупционный, как и многие другие: у существующих домов придомовой территории практически не остается, вся земля отошла зданиям, которые будут сносить, — значит, новостройкам. Люди из окружающих домов не имеют права решающего голоса, но при этом застройщик собирается уничтожить их инфраструктуру: зеленые насаждения и автостоянки. Все в духе современных реалий. Но порадовало то, что люди стали активно включаться в обсуждения, они готовы отстаивать свои права на озеленение, солнечный свет и общественные пространства, — сказал Шестаков.
Кочетков засомневался, можно ли признать эти слушания действительными:
— Нам так и не дали заслушать все мнения собравшихся, а ведь публичные слушания — они и есть публичные, их проводят именно для этого. Собравшиеся не поняли, как проголосовали жители домов, которые пойдут под снос. Они потом ставили какие-то подписи за столом председателя, но кто и что там записывал — присутствующие не видели.
По его словам, председатель комиссии публичных слушаний Сергей Савин несет ответственность за срыв мероприятия.
Напишите про отклонение застройки улицы Новослободской.