Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. «Распечатывал таблицы и файлы сразу стирал». Что рассказал Ромаданов на суде по делу экс-председателя Избиркома Коми Шабаршиной

«Распечатывал таблицы и файлы сразу стирал». Что рассказал Ромаданов на суде по делу экс-председателя Избиркома Коми Шабаршиной

Свидетель заявил, что не является автором таблиц с выплатами «команде Гайзера», которые есть в уголовном деле

Игорь Соколов
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Сыктывкарском городском суде продолжается рассмотрение дела в отношении экс-председателя Избирательной комиссии Коми Елены Шабаршиной, которая обвиняется в получении взяток. На заседании 16 октября повторно допросили бывшего заместителя председателя правительства республики Константина Ромаданова, который ранее рассказал о периодических выплатах высокопоставленным чиновникам региона. Он заявил, что не является автором таблиц с именами и суммами, которые есть в материалах дела, хотя и составлял подобные перечни. На заседании присутствовал корреспондент «7x7».

 

«Казна» ОПС

В октябре 2017 года на суде гособвинитель зачитал явку с повинной Константина Ромаданова. В ней он рассказал, что вел отчетность и фактически являлся «казной» организованного преступного сообщества. По указанию бывшего заместителя главы Коми Алексея Чернова он составлял список фамилий, которым полагалось денежное содержание. Ромаданов каждый месяц давал поручение экс-директору Комплексного управления проектами Алексею Соколову готовить конверты с наличными, но не говорил, кому и за что они предназначаются. В 20-х числах ему передавали пронумерованные конверты, а он отдавал их Чернову. По словам Ромаданова, этот список не был постоянным — из него исключали тех, кто уезжал из республики или лишался высокопоставленных должностей. Фамилии людей в списке приводились не полностью: иногда это были инициалы, иногда — сокращения. Шабаршина, согласно явке с повинной, была в этом списке под номером «9».

 

Таблицы в формате Excel

В апреле 2018 года на суде Константин Ромаданов по видео-конференц-связи рассказал, что заполнял таблицы со списком фамилий чиновников для выплаты денег.

Следователи обнаружили таблицы на компьютере, который изъяли в сыктывкарской квартире на улице Морозова, где раньше жил Ромаданов. Но свидетель на заседании суда не смог вспомнить, видел ли он их в числе вещественных доказательств, которые показывали ему во время первых допросов. Судья огласил содержимое таблиц. Подтвердить их подлинность Ромаданов не смог, так как невозможно было их рассмотреть через видеокамеру, а передать копии списков в Замоскворецкий суд по факсу не удалось.

 

Дело Гайзера

На заседании суда 16 октября экс-глава Коми Вячеслав Гайзер заявил, что ничего не знал о существовании этих таблиц и никогда их не видел. Дело Шабаршиной было выделено из уголовного дела в отношении него и других фигурантов. В материалах его дела протоколы осмотра квартиры Ромаданова на улице Морозова имеются, но никаких таблиц с перечнем фамилий среди предметов и документов нет. При этом они есть в деле Шабаршиной.

 

Разные таблицы

На предыдущих заседаниях сторона защиты ходатайствовала о повторном допросе Ромаданова, так как посчитала таблицы важным вещественным доказательством. Копии протоколов были направлены свидетелю, и он с ними ознакомился.

На суде 16 октября во время допроса по видео-конференц-связи Константин Ромаданов сказал, что ранее не видел протокол осмотра его квартиры, его нет даже в его уголовном деле. Также он заявил, что следователи не могли их найти в квартире на Морозова, так как там он уже не жил, когда его арестовали.

— У меня были подобные [таблицы]. Но то, что их не должно было быть на Морозова, это точно. Поскольку протокол [выемки документов] касается улицы Морозова. Таблицы были в распечатанном виде и были при мне. А я на Морозова не жил в тот момент, — сказал Ромаданов.

Свидетель добавил, что автором таблиц, которые есть в деле Шабаршиной, скорее всего, является Алексей Соколов. А те таблицы, что составлял лично, Ромаданов распечатывал, а файлы сразу стирал.

 

Выплаты по таблицам

Константин Ромаданов подтвердил, что о выплатах Елене Шабаршиной знает со слов Алексея Чернова, но не помнит точную дату, когда они начались. В деле говорится, что это началось в 2010 году, хотя никаких документальных подтверждений этого у Ромаданова нет.

— Мы говорили [с Черновым], что у Шабаршиной есть личного рода проблемы — болезнь супруга. Он говорил, что помогает ей. А другие обсуждения по выплатам не вели. Мне достоверно неизвестно, доходили ли передаваемые конверты до Шабаршиной. На вопрос гособвинения Ромаданов ответил, что в его таблицах ее фамилия присутствовала.

 

Графа «Содержание»

Во время допроса, а потом и на суде Ромаданов сказал, что одной из статей расходов предполагаемого преступного сообщества с 2010 стала графа «Содержание». Именно тогда Чернов продиктовал список получателей денег. Такое же слово встречается и в таблицах, которые есть в материалах дела. Гособвинитель Людмила Собчук поинтересовалась, соответствует ли одно другому. Ромаданов ответил отрицательно:

— Я не строку имел в виду. Я говорил о расходах в целом. Так называлась отчетность. Одна из статей расходов — содержание.

Общую сумму он не вспомнил, но сказал, что таблицы не являлись строгой бухгалтерской отчетностью — в них были ошибки, так как туда оперативно вносились изменения и исправления, а записанные даты «вообще ничего не означают».

Следующее заседание состоится 24 октября, на нем суд продолжит заслушивать показания свидетелей защиты.


Дело о взятке в особо крупном размере против бывшего председателя Избирательной комиссии Коми Елены Шабаршиной возбудили в июне 2016 года. Ее обвиняют в том, что она передавала важную информацию об избирательных кампаниях сотрудникам администрации главы Коми, за что получала взятки — всего 6 млн 680 тыс. руб.

Шабаршина написала явку с повинной, но после отказалась от нее. Во время заседаний она настаивает, что никаких доказательств того, что она передавала сведения о ходе кампаний фигурантам дела Гайзера, нет. Обвинение бывшего председателя Избиркома Коми во многом построено на показаниях бывшего вице-премьера Коми Константина Ромаданова, который пошел на сделку со следствием, был осужден на семь лет в колонии строгого режима и штрафу в 170 млн руб.

Организованное преступное сообщество, которое, по данным следствия, состояло из членов правительства и Государственного совета Коми, действовало с декабря 2005 года по сентябрь 2015 года. Следствие считает, что это была группа, которую создал предприниматель Александр Зарубин для получения имущества, принадлежащего республике.

Материалы по теме
Мнение
18 июля
Кирилл Суворов
Кирилл Суворов
Украл, выпил — в тюрьму, на войну и в гроб. Романтика
Мнение
6 декабря
Артём Важенков
Артём Важенков
Жизнь слишком коротка, чтобы переживать из-за реестров
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Аресты в КомиВластьКомиКоррупцияСуд