Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. «Надо сдать мента». В Кировской области в деле о подброшенных полицейскими наркотиках второй свидетель заявил о давлении следователя

«Надо сдать мента». В Кировской области в деле о подброшенных полицейскими наркотиках второй свидетель заявил о давлении следователя

Репортаж «7x7» из зала суда

Ирина Шабалина, фото автора
Фото Ирины Шабалиной
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Юрьянском районном суде рассматривают дело против оперуполномоченных уголовного розыска, майора полиции Кима Тупицына и лейтенанта Олега Шишкина. Полицейских обвиняют в том, что они подбросили наркотики задержанному мужчине. На заседаниях 24 и 25 июля сразу два свидетеля сказали, что часть показаний дали под давлением следователя. Подробнее — в репортаже «7x7».

 

Суть обвинений

Как считает следствие, 31 мая 2017 года Тупицын и Шишкин подкинули наркотики жителю Юрьи Михаилу Храмцову — он забрал их из закладки, но успел спрятать до задержания в сигаретную пачку и оставить в такси, в котором возвращался домой. Инспектор ДПС Александр Старков по указанию следственной группы обыскал такси, нашел наркотики и передал полицейским. Те, предположительно, положили их в кофту Храмцова и изъяли при понятых.

После оформления протокола Храмцов ушел домой. 7 июня его вызвали в прокуратуру, он рассказал о задержании. После этого против сотрудников полиции возбудили уголовное дело о превышении должностных полномочий и служебном подлоге. В августе 2017 Храмцова осудили за умышленное причинение вреда здоровью и отправили в колонию. Вину полицейские не признали, они продолжают работать в полиции.

 

Возможное давление на свидетелей. Эпизод I

На заседании 24 июля количество гособвинителей в процессе удвоилось. Теперь вместе с Екатериной Опалевой в деле участвует прокурор уголовно-судебного управления прокуратуры Кировской области Виталий Чесноков.

Стороны допросили таксиста, который вез Храмцова за наркотиком и обратно, и участкового, участвовавшего в операции по задержанию этой машины. Таксист Денис Батин сказал, что при нем из такси изъяли только пачку сигарет, никакого свертка внутри ему не показывали. В ответ ему зачитали протокол допроса, который вел юрьянский следователь Петр Глухих. В нем говорится, что Батин видел наркотик.

После этого, как рассказали «7x7» подсудимые, Батин сказал, что на него якобы давил следователь. По словам свидетеля, Глухих, предположительно, обещал ему, что заведет на Батина дело за перевозку наркотиков, если тот не скажет на суде, что видел сверток с наркотиками в пачке. После этого Батин обратился к адвокату.

Участкового Инсафа Салимова допросили, потому что он вез в отдел полиции задержанного Михаила Храмцова. Как и инспектор Александр Старков, свидетель подтвердил, что с ним улице находился Олег Шишкин, которого обвиняют в том, что именно он положил пачку сигарет с наркотиками в кофту Храмцова.

 

Возможное давление на свидетелей. Эпизод II

25 июля больше четырех часов допрашивали 39-летнего Андрея Устюжанинова — жителя Юрьи, который ездил за наркотиками вместе с потерпевшим Храмцовым. Как и мужчина, который, по словам Храмцова, заказал ему наркотик, Устюжанинов ответственность за случившееся переложил на потерпевшего. Из его показаний следовало, что именно Храмцову пришла в голову идея съездить в Киров за «скоростью». От Устюжанинова ему нужны были номера телефонов наркодилеров — свидетель ранее был осужден условно по статье 228 Уголовного кодекса («Незаконное хранение и приобретение запрещенных к обороту веществ»).

Из его рассказа следовало, что о покупке наркотика он ничего не знал. Свидетель повторил этот тезис несколько раз, хотя до этого говорил, что Михаил Храмцов просил у него телефоны сбытчиков. Поездку в Киров вместе с Храмцовым он объяснил скукой.

После задержания свидетеля привезли в полицию в Юрье. Устюжанинов сам выложил содержимое карманов, после чего его поставили лицом к стене с широко разведенными руками и ногами. В этом кабинете, по его словам, находился Ким Тупицын, сотрудник полиции Вершинин, также время от времени заходил Олег Шишкин. Последний появлялся, чтобы включить чайник и сделать кофе.

— То есть вы тут стоите с руками в наручниках за спиной, а он просто заходит и чай пьет? — уточнила прокурор Опалева.

Устюжанинов молча кивнул. Его досмотрели в присутствии понятых и взяли объяснение.

После того, как на полицейских возбудили дело, Андрея Устюжанинова допрашивали трижды: два раза в июне 2017 и один раз в августе. В июне с ним беседовал следователь Петр Глухих, в августе — замруководителя первого отдела по расследованию особо важных дел в управлении СК по Кировской области Дмитрий Ростовцев. Об угрозах, якобы поступивших от него, в суде уже говорил другой свидетель, но ведомство не стало проводить проверку по этому поводу.

В суде Устюжанинов рассказал, что не помнит следователей по фамилиям, он обозначил их для себя как «полненький подполковник» (вероятно, Ростовцев) и «молодой темный» (вероятно, Глухих). На первом допросе темноволосый следователь в Юрье показал ему некую бумагу, предположительно, постановление о возбуждении или возобновлении в отношении Храмцова и Устюжанинова уголовного дела по статье 228 Уголовного кодекса.

— Мне в Следственном комитете сказали, что это написал Тупицын [после задержания Храмцова]. Но чья стоит подпись на документе, я не видел. Мне это показали и сказали подумать, что говорить [во время допроса]. Я рассердился на Кима. У меня тогда еще не была погашена условная судимость, и новое дело закончилось бы тюрьмой, — пояснил свидетель.

По его словам, на первом допросе надо было говорить, что деньги на покупку наркотиков дал Тупицын, чтобы с помощью этого задержания выполнить план [по уголовным делам о наркотиках]. Готовый протокол допроса свидетель подписал, но не читал. Когда прокурор Чесноков спросил почему, тот ответил: «Я вообще не читаю».

«Полненький подполковник» в августе забрал Устюжанинова из реабилитационного центра, где тот должен лечиться от зависимости по приговору суда. На BMW следователя они доехали до здания регионального управления Следственного комитета по адресу улица Ленина, 1 в Кирове. Свидетелю объяснили, что сейчас надо будет сказать примерно то же самое, что и первому следователю.

— Он сказал, надо сдать мента. Мол, надо говорить так-то и так-то, тогда Ким вылетит с работы и по нам дело [по 228 статье] закроют, — сказал Устюжанинов.

По его словам, в кабинете следователь показал ему стопку заявлений [от граждан, как понял свидетель] на юрьянскую полицию.

— Он сказал, ничего с ними сделать не можем. И надо одного посадить, чтобы другим неповадно было, — добавил свидетель.

— Правильно ли я понимаю, что вы сейчас фактически обвиняете сотрудника Следственного комитета в должностном преступлении? — обратился к нему прокурор Чесноков.

Свидетель тихо сказал, что никого не обвиняет.

— Он попросил сказать то, чего не было. Вы на это согласились. Верно? То есть следователь пошел на фальсификацию, — зашел с другой стороны гособвинитель.

Устюжанинов сказал, что не знает, как ответить.

— То есть вы оговорили сотрудников полиции? — продолжил прокурор.

Адвокаты подсудимых предложили свидетелю воспользоваться 51 статьей Конституции [позволяет не свидетельствовать против себя]. Гособвинитель обратился к судье.

— Свидетель здесь заявляет, что сотрудники Следственного комитета совершили тяжкое преступление. Ему в любом случае придется отвечать на эти вопросы в ходе доследственной проверки. Не ответит — будет нести ответственность. Да, у него есть права, но в соответствии с действующим законодательством, возникают и обязанности.

Свидетелю дополнительно разъяснили, что он может отказаться отвечать на этот вопрос. Но когда Чесноков повторил его вновь, Устюжанинов ответил: «Получается, что так, [оговорил]».

После этого прокуроры заявили ходатайство об оглашении протоколов допросов Устюжанинова, которые тот не читал. Напомнив суду их содержание, гособвинитель обратился к свидетелю:

— Подтверждаете показания?

— Какие? — уточнил тот.

— Которые только что огласили.

Диалог зашел в тупик, и прокурорам пришлось открывать тома с делом заново. Они зачитывали свидетелю по несколько предложений и спрашивали, согласен ли он с их содержанием. В конце допроса Устюжанинов назвал правдивыми показания, которые дал в суде.

Михаила Храмцова спросили, согласен ли он с показаниями Устюжанинова. Храмцов ответил, что, по его мнению, правдивы сведения из протоколов, а не заявленные свидетелем в суде. «Это мое мнение, что Тупицын на всех свидетелей надавил», — заключил он.

Такого же мнения придерживался и прокурор Чесноков. Допрашивая Устюжанинова, гособвинитель рассказал, что недавно сына свидетеля опрашивали по делу об угоне машины. Материалы по делу находятся у Кима Тупицына. Свидетель мотнул головой: давления на него со стороны подсудимых нет оказывалось.

Последним в этот день допросили госинспектора ГИБДД Айдара Акбаева. Во время событий 31 мая 2017 года он отвозил сотрудников уголовного розыска к месту задержания и обратно к зданию полиции в Юрье. В суде он подтвердил, что Олег Шишкин большую часть времени был у него на глазах, а вечером они вместе уехали домой. Прокурор Чесноков несколько раз спрашивал у молодого человека, насколько дружны они с Шишкиным и Тупицыным и не утаивает ли свидетель чего-либо. Показаний Акбаев не изменил.

Следующее заседание суда состоится 26 июля. На нем допросят понятых, привлеченных после задержания Храмцова.


Реклама. От угона никто полностью не защищен. Неважно, вы владелец дорогого автомобиля или собственник бюджетной марки. Хороший способ защиты - установка секретки на автомобиль. С ее помощью можно блокировать запуск двигателя автомобиля или переключение коробки передач. Защитите ваш автомобиль от угона.


 

Материалы по теме
Мнение
27 сентября
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Каждое слово о погибшем журналисте Никите Цицаги получило свое место в истории
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
КировКировская областьОбществоПолицияСиловикиСледственный комитет