Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Пензенская область
  2. «Клопы не кусают на равном расстоянии». Матери обвиняемых по делу «Сети»* антифашистов рассказали, как идет следствие о пытках

«Клопы не кусают на равном расстоянии». Матери обвиняемых по делу «Сети»* антифашистов рассказали, как идет следствие о пытках

Один из адвокатов подготовил документы для экстренного обращения в ЕСПЧ

Елена Кривень
Стоп-кадр из видео «Дождя»
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Сахаровском центре в Москве 23 мая родителей антифашистов, обвиняемых в терроризме по делу «Сети»*, дали вторую пресс-конференцию. На конференции присутствовали матери Дмитрия Пчелинцева и Андрея Чернова, адвокат Ильи Шакурского Анатолий Вахтеров, член ОНК Санкт-Петербурга Екатерина Косаревская и глава правозащитной организации «За права человека» Лев Пономарев. Они рассказали, как продвигается расследование пыток в отношении обвиняемых и о том, что они намерены предпринять дальше.

 

Следы пыток или укусы клопов

Екатерина Косаревская, член Общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга рассказала о доказательствах применения пыток к Виктору Филинкову и Илье Капустину.

Во время задержания Виктора Филинкова, по его словам, к нему применялось насилие, в том числе электрошокер. По словам Косаревской, в журнале врачебного приема больных заключенных были зафиксированы ссадины, гематомы и ожоги. Позже члены ОНК, когда пришли к Филинкову, зафиксировали 33 следа от ожога, они располагались парно на равном расстоянии 4 см.

— Еще одно свидетельство пыток, — заявила Косаревская, — это шапка со следами крови. Он не расставался с этой шапкой, но в один день он увидел ее в мусорном ведре. Сокамерники объяснили, что тюремная субкультура не позволяет забрать шапку из ведра.

Во время проверки по заявлению о незаконном применении силы следователям не удалось получить видеозаписи с камер наблюдения. Несмотря на то, что члены ОНК указывали администрации СИЗО на необходимость сохранить записи, их уничтожили.

По итогам проверки в возбуждении уголовного дела было отказано. Такое же решение было вынесено в отношении заявления Ильи Капустина. На пресс-конференции журналистам показали фотографию, где запечатлены следы от ожогов в области живота у Капустина. В постановлении об отказе следователь ссылается на заключение врача, осматривавшего Капустина: врач заявил, что вывод о происхождении ожогов от электрошокера сделал со слов обвиняемого, и предположил, что следы могли быть вызваны укусами клопов.

Косаревская сказала, что при опросах по поводу Филинкова следователь интересовался, видели ли они укусы клопов.

— Я неоднократно бывала в отделениях полиции, — говорит Косаревская, — и видела клопов. Они не кусают на равном расстоянии 4 см.

 

«У следствия нет других доказательств вины, кроме признательных показаний»

Светлана Пчелинцева, мама задержанного в Пензе Дмитрия Пчелинцева, начала свое выступление с цитаты самого известного прокурора сталинского времени Вышинского: «Признание — царица всех доказательств». Она обратила внимание на то, что в деле «Сети»* все доказательства строятся исключительно на признательных показаниях самих обвиняемых:

— Белые медицинские перчатки, проверка пульса, просто ужас какой профессиональный подход к пыткам у этих людей. Это люди с извращенным сознанием и явной склонностью к садизму.

Она подчеркнула, что все пензенские фигуранты, подвергшиеся пыткам, описывают их именно таким образом — при том, что они лишены возможности общаться друг с другом. 23 мая, в день пресс-конференции, у Дмитрия должен был состояться очередной допрос у следователя, где он собирался с риском для здоровья снова отказаться от признательных показаний. Он уже отказывался от признательных показаний раньше, но, как полагают родители и адвокат, под пытками снова оговаривал себя.

— Если он снова признает свою вину, значит, его снова пытали, — сказала Светлана Пчелинцева.

 

«Когда мой сын стал получать письма поддержки, за все это время он в первый раз улыбнулся»

Мать Андрея Чернова Татьяна поблагодарила активистов и неравнодушных людей, которые проводят акции солидарности с обвиняемыми и привлекают общественное внимание к проблеме пыток в стране. Поддержка тысяч людей и акции в поддержку обвиняемых придают им силы сопротивляться репрессивной системе:

— Когда мой сын стал получать письма поддержки… за все это время он в первый раз улыбнулся.

Женщина считает, что именно благодаря общественному давлению следователям не удалось быстро сфабриковать уголовное дело.

Корреспондент «7x7» спросил у родителей и адвоката, продолжаются ли сейчас пытки в отношении кого-либо из обвиняемых. Адвокат Шакурского Анатолий Вахтеров предположил, что сейчас, когда дело находится под серьезным общественным контролем, сотрудники СИЗО и ФСБ не решатся продолжать пытки. В Пензе родители обвиняемых встречались с руководством СИЗО, их заверили, что администрация несет полную ответственность за все, что может случиться с их детьми.

— Пчелинцев и Шакурский сейчас вернулись к первоначальным показаниям, это значит, они поверили, что насилие к ним не будет применено, — сказал адвокат.

Он подготовил все документы для экстренного обращения в ЕСПЧ, и, если его подопечный заявит о насилии, в трехдневный срок руководству страны придется объясниться по этому эпизоду. Екатерина Косаревская заявила, что условия в СИЗО, где содержится обвиняемый Юрий Бояршинов, она считает пыточными.

К матерям обвиняемых обратился представитель организации «Боевое братство» Геннадий Леонтьев. Во время пресс-конференции он не раз перебивал выступающих и согласился подождать, пока ему разрешат выступить, только под угрозой выдворения. Он поинтересовался у матерей обвиняемых, не смотрели ли их дети украинские новости, и усомнился, что сотрудники ФСБ и СИЗО могли кого-либо пытать:

— Тюрьма — это созданное Богом учреждение, если бы их не было, нас бы сейчас резали и взрывали.


Осенью 2017 года силовики задержали шестерых молодых людей: в Пензе — антифашистов Егора Зорина, Илью Шакурского, Василия Куксова, Андрея Чернова и Дмитрия Пчелинцева, в Санкт-Петербурге — Армана Сагынбаева. Некоторые из них занимались страйкболом и называли себя антифашистами и анархистами. По делу о причастности к «Сети»* проходят еще трое — Виктор Филинков, Игорь Шишкин и Юлий Бояршинов.

По версии сотрудников ФСБ, ячейки «Сети»* якобы были не только в Пензе и Санкт-Петербурге, но и в Москве и в Белоруссии.

*"Сеть" — запрещенная в России террористическая организация.

* В материале упомянута организация Сеть, деятельность которой запрещена в РФ
Материалы по теме
Мнение
26 мая
Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
Куй железо пока Горбачев
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
АнтифашизмДело «Сети»*Пензенская областьПрава человекаСиловикиТюрьмыЭкстремизм