В Кирове 6 сентября в Галерее Прогресса состоялись дебаты кандидатов в губернаторы Кировской области. Пришли не все: временно исполняющий обязанности главы региона Игорь Васильев не ответил на приглашение организаторов, поэтому причина его отсутствия неизвестна. Остальные участники — представитель КПРФ Сергей Мамаев, член ЛДПР Кирилл Черкасов и председатель регионального отделения «Коммунистов России» Николай Барсуков — порассуждали об инвестиционной привлекательности региона, ситуации с бюджетом, возможностях объединения оппозиции и своих планах на возможное губернаторство. «7x7» представляет краткий пересказ двухчасовых дебатов и полную видеозапись встречи.
Сначала кандидаты коротко выступили.
Николай Барсуков:
— Наверное, меня тут мало кто знает. Наша партия молодая, зарегистрирована в 2012 году, мы вышли из состава КПРФ. Я в политике с 1996 года. Создавал студенческие отряды, два последних года восстанавливаю детский лагерь. Мы занимаемся социальными проектами без поддержки государства, трудоустраиваем студентов. Мы молодые, а будущее — за молодежью. Мы занимаемся молодежью, потому что региону нужны квалифицированные кадры. В Кировской области надо создать хороший инвестиционный климат, чтобы предприятия не уходили в другие регионы, увеличить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) — это основа нашей программы.
Сергей Мамаев:
— Экономическая ситуация в Кировской области очень плохая. Инвестиции уменьшились на 1 млрд руб., рождаемость упала на 16%, смертность увеличилась на 40%, бюджет никакой. Временный губернатор Васильев и его команда приехали в область на вахту. Коррупция процветает еще сильнее, чем при [предыдущем губернаторе Никите] Белых. Я написал про это еще одну книгу. Избирком ведет себя очень нагло и безответственно, особенно по отношению к КПРФ.
Надо немедленно начать замещать коммерческие кредиты на бюджетные. Откуда взять деньги? У нас есть лес. Его отдали под 12 инвестпроектов, предприниматели ничего не делают и перепродают лес гораздо дороже. Надо отдать лес на торги, возвратить крупных налогоплательщиков в регион. Нужно поддержать местных производителей и не давать преференции федеральным сетям. Если мы еще раз ошибемся в выборе и примем человека со стороны, то ситуация ухудшится.
Кирилл Черкасов:
— Власть не уважает простых людей, не слышит их. В Кировской области это происходит еще и потому, что элиты меняются каждые три-четыре года. Это ведет к потере инвестиционной привлекательности региона. Люди, которые должны выстраивать отношения с Москвой, с инвесторами, не знают специфики региона. А те, кто находится в Москве или Санкт-Петербурге, не знают процессов, которые здесь происходят. Федерация должна ввести внешнее управление и опираться на местные кадры. Нет среднесрочной и долгосрочной программы развития региона, это ухудшает социально-экономическую ситуацию. Поменять ситуацию прямо завтра невозможно, коллеги тут лукавят.
Затем последовал блок вопросов.
С 2000-х годов идет разговор об инвестиционной привлекательности региона, но ничего не меняется. Что мы делаем не так?
Кирилл Черкасов: Инвестор смотрит, как добраться в регион, читает прессу, покупает билеты, видит аэропорт, вокзал, пользуется услугами в городе, оценивает потребительский спрос, профессиональное сообщество, инфраструктуру, читает местное налоговое законодательство. Он все это видит, и ему ничего из этого не нравится.
Сергей Мамаев: Инвестор должен видеть поддержку со стороны власти, а он ее не видит. У нас даже местный бизнес уходит из региона. Налоговая всех достала. И коррупция есть — откаты повсюду.
Николай Барсуков: Нужно выстроить систему поддержки бизнеса, что повысит инвестпривлекательность. У нас же всегда пытались привлечь конкретных инвесторов, создать условия именно под них.
Могли бы вы работать вместе, если бы кто-то из вас победил на выборах?
Николай Барсуков: Почему бы и нет? Мы все хотим блага для области.
Сергей Мамаев: Это возможно, нужны грамотные специалисты в новое правительство.
Кирилл Черкасов: Да, надо собрать профессионалов, а потом выстраивать систему.
У вас сформирована команда на случай, если вас изберут губернатором?
Сергей Мамаев: Команда есть, все местные. Сейчас в исполнительной власти одни единороссы. Если меня изберут, я сделаю коалиционное правительство и буду строго спрашивать за результаты работы. Мы успокоим политическую ситуацию.
Николай Барсуков: Кадры есть, мы будем их использовать, пофамильно называть их нет смысла — посмотрите наш список.
Что будет сделано в Кирове?
Кирилл Черкасов: В городе мы проведем ревизию городского хозяйства. Мы понимаем, что за последние годы [экс-мэр Кирова Владимир] Быков создал систему, при которой людей назначали на определенные должности либо из преданности, либо из выгоды. Надо вывести на чистую воду все, что было сделано за последние пять-семь лет.
Как быть с доступностью среды для инвалидов и их социальной поддержкой? Где вы возьмете на это деньги?
Сергей Мамаев: Надо перераспределить деньги в бюджете. Не платить за пиар, а отдать нуждающимся категориям. На эти же деньги обустроим среду.
Николай Барсуков: Есть соответствующие федеральные программы, надо в них участвовать. Наша программа — самая социальная.
Кирилл Черкасов: Я бы взял деньги там, где они лежат, но никто их не берет. Это налог на землю и имущество богатых. У нас есть сотни гектаров земли, она не распахана, но у нее есть собственник, который за нее не платит. У нас есть много фабрик и заводов, которые стоят и налогов не платят. Проблема еще в том, что чиновники разучились понимать, что софинансирование теперь не то, что прежде: если мы вовремя заявку не подаем, мы лишаемся денег. Надо лишить должностей тех, кто лишил нас денег.
Вопрос Николаю Барсукову
— Вы считаете себя техническим кандидатом?
— Нет.
— За счет чего вы хотите поднять МРОТ?
— За счет выведения из тени заработной платы. Экономика заработает, деньги появятся. Заработает система не сразу, но в нашей в программе написано, что у нас на это есть восемь лет. Еще будем создавать в регионе комфортный инвестиционный климат.
Вопрос Сергею Мамаеву
— Вы сказали, что надо сократить госдолг и заместить коммерческие кредиты бюджетными. Вы готовы полностью выполнять все жесткие требования Минфина, чтобы получить бюджетные кредиты?
— Готов.
Вопрос Кириллу Черкасову
— В бюджет надо возвратить пять миллиардов рублей бюджетного кредита и показать профицит в 2018-м. Как вы это сделаете?
— Приду к Жириновскому, попрошу отвести меня к [министру финансов России] Антону Силуанову, проговорю условия, а потом на дачу в Ново-Огарево [резиденция Владимира Путина]. Других вариантов нет, только ручное управление. Единственное место, где можно добиться результата, — это у президента страны. В марте выборы президента, мы понимаем, что им нужен результат, поэтому хорошая возможность попросить для области деньги.
Кого вы видите на месте главы города?
Кирилл Черкасов: Мэра избирает народ. Я бы рекомендовал [представителя партии «Справедливая Россия» и депутата Заксобрания Василия] Сураева или [экс-министра финансов] Елену Ковалеву.
Сергей Мамаев: Василий Сураев или [депутат Заксобрания и член КПРФ] Леонид Сандалов.
Николай Барсуков: Член областного комитета партии Евгений Рыбников.
Что будете делать с очередью в детсады и со второй сменой в школах?
Николай Барсуков: Есть федеральная программа, надо ее использовать.
Сергей Мамаев: У нас закон есть о стратегическом планировании, надо такой же сделать на региональном уровне, чтобы контролировать процесс.
Кирилл Черкасов: Есть крупнейшая пятерка строителей в городе. Зовете ее на заседание гордумы, зовете членов правительства и меня как губернатора, как гаранта, и ставите условие: хочешь взять выгодное пятно застройки — построй сначала детский сад или школу.
Вы все давно в политике и власти, что вам мешало раньше навести порядок?
Николай Барсуков: Я в политике всего второй год.
Кирилл Черкасов: Мы — оппозиционная партия, мы вносили много законопроектов, но их не поддерживали. Мы хотим договариваться, в том числе с правящей партией, но нас не слышат. Власть перестала уважать всех, не хочет разговаривать с людьми.
Сергей Мамаев: Единороссы отклоняют наши законопроекты. Нас всего четыре депутата от КПРФ в областном Заксобрании, но если нас не будет, сессии парламента будут проходить за полчаса.
Что вам мешает дружить против Васильева?
Сергей Мамаев: Мне лично ничего не мешает. Но сниматься с выборов Кирилл Игоревич [Черкасов] не будет. Мы не рвем голоса друг у друга, я же говорил, что я готов работать с оппонентами.
Если вы станете губернатором, как вы будете проводить законы в парламенте, если там одни единороссы?
Сергей Мамаев: Легко. Кто подписывает законы? Губернатор. При определенных условиях он может распустить парламент и назначить выборы.
Кирилл Черкасов: Неважно, кто сегодня в законодательном собрании с точки зрения партийной принадлежности. Если придет губернатор, не принадлежащий к «Единой России», то эти товарищи очень быстро перекрасятся и перестроятся.
Николай Барсуков: Точки соприкосновения всегда можно найти.
Выборы губернатора Кировской области состоятся 10 сентября.
Особенно понравился вопрос "Вы все давно в политике и власти, что вам мешало раньше навести порядок?". ладно Барсуков, но Мамаев-то уже сто лет в политике региона и в итоге, получается, только штаны просиживает. Как-то был главой Советска, но после этого местные его уже к власти там не допустили. Про его работу можно много всего найти в интернете, не буду сейчас вдаваться в подробности. Потом он в соседней области хотел себя попробовать - тоже не получилось. Сейчас вот хочет губером стать и даже если все его друзья, что постоянно лайкают его посты, проголосуют за него, ему все равно не выиграть.
выше явно или Барсуков, или Васильев, очень понравилось выступление как Мамаева, так и Черкасова, всё по существу и всё правильно, моё мнение Мамаев более подходит на губернаторство, его позиция мне ближе, я отдам свой голос за него.
до последнего ждал , что придет Васильев
Черкасов коротко и ясно рассказывал ВСЕ и по делу, молодец!
ПЫ СЫ не такой уж и строгий как его на листовках раздают)))
Понравилась уверенность ответов С. Мамаева
В дебатах симпатии на стороне Мамаева. Видно, что человек владеет вопросом. Достойно. Готов голосовать за такого.
ах как задегались местные илитки.
Эти люди по факту представляют всего лишь одно политическое течение