Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Карелия
  2. Экс-мэр Петрозаводска Галина Ширшина: История с моей отставкой год назад — это и мой выбор тоже

Экс-мэр Петрозаводска Галина Ширшина: История с моей отставкой год назад — это и мой выбор тоже

«Эта система была настроена не на поиск компромиссов, а на подавление противника»

Глеб Яровой
Галина Ширшина
Фото Глеба Ярового
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

25 декабря исполнился ровно год, как Петрозаводск живет без мэра Галины Ширшиной. Год назад депутаты горсовета отправили последнего избранного мэра карельской столицы в отставку. После этого было много событий: пикеты и митинги в поддержку уволенной Ширшиной, были суды за право вернуться на пост главы Петрозаводска, была предвыборная кампания и выборы в Петросовет, с которых команду Ширшиной по решению суда сняли после жалобы партии «Родина». Тем временем в Петрозаводске появился новый мэр, точнее — сити-менеджер. На этот пост специальная комиссия вместе с экс-депутатом фракции ЛДПР в Заксобрании Сергеем Пирожниковым отобрала Ирину Мирошник. Она и стала новым главой Петрозаводска. Мы встретились с Галиной Ширшиной, чтобы узнать, как сейчас живет экс-мэр Петрозаводска.

 

О себе

Город прожил год без избранного мэра. Последний выбранный мэр прожил год без управления городом. Поэтому два основных вопроса: что изменилось в жизни бывшего мэра и как изменился город. Начнем с мэра.

— Изменений много, конечно. С одной стороны, моя жизнь стала более спокойной, более размеренной, позитивно окрашенной. С другой, она стала гораздо более разнообразной. Мне всегда казалось, что работа мэром города — это постоянная смена событий, постоянные контакты и так далее. Но моя отставка позволила мне выйти за пределы города, и теперь я смотрю на Петрозаводск несколько иначе: сравниваю его с другими городами — Нижним Новгородом, Екатеринбургом, Тверью, Пермью и так далее. Это очень интересно.

Вы опять о работе. Я хотел спросить, что поменялось у Галины Ширшиной не как у функции, а как у человека.

— Работа мэром меня сильно изменила, изменила мои личностные качества. Мне кажется, я стала более ответственной. У меня, конечно, появились новые менеджерские навыки. А это помогает устраивать жизнь немного по-другому. Сейчас, например, я веду несколько бизнес-проектов именно как менеджер. Я не буду пока о них говорить, потому что они только развиваются. И еще, конечно, у меня появилось больше свободного времени на то, чтобы заниматься общественной работой, общаться с интересными людьми, участвовать в интересных мероприятиях. Это помогает мне не потерять связь с родным Петрозаводском.

Раз уж все равно не получилось не о работе, скажите, что за общественные инициативы, что за люди, что за мероприятия.

— Тут очень много всего. К примеру, пока я была мэром, я не могла посещать театры и именно те театры, которые хотела. Теперь компенсирую. При этом могу совершенно спокойно комментировать уведенное, не воспринимая свои слова как слова мэра города. Это очень приятно, знаете. А еще у меня есть время, чтобы заниматься моей специальностью, психологией. Из науки очень легко выйти, но очень тяжело вернуться. Теперь есть время на то, чтобы следить за современными тенденциями развития психологии.

А все-таки, в каких общественных инициативах вы участвуете?

— Я участвую в тех, которые решают конкретные проблемы, которые меня беспокоят. Это проблемы безнадзорных животных, проблемы защиты детей и так далее. Но я в них участвую просто как обычный человек, рядовой житель города. Надеюсь, мое участие в этих проектах приносит пользу.

Вы ничего не сказали про участие в проекте «Умная пятница», который ведет Agriculture Club. Считаете это не очень важным? Но ведь вы до сих пор собираете полный зал.

— О, что вы, это очень важно! Это был мой первый опыт публичных выступлений и работы с аудиторией после отставки. Когда ты должен уйти от роли мэра, статусного лица. Но ведь не только мне было нелегко. Пришлось людям дать понять, что перед ними уже не Ширшина-мэр.

Это же своеобразное возвращение к работе с аудиторией, ко времени преподавания в вузе. Волнительно?

— Вы же понимаете, что аудиторию «Агрикалчи» сложно сравнивать с университетской. Это очень приятное общение, потому что это общение с заинтересованной аудиторией. Эта аудитория достаточно строга, и при всей своей доброжелательности и тактичности она всерьез воспринимает тот материал, который ты ей предлагаешь. И оценивает его — как положительно, так и отрицательно. Я вообще очень горжусь, что у нас есть «Агрикалча». Спасибо большое Свете Кольчуриной и Наташе Севец-Ермолиной, что они это сделали. Я видела нечто подобное только в Нижнем Новгороде. Но там это создал бизнесмен, а наша «Агрикалча» гораздо более душевный и домашний проект.

 

О городе

Вы так рассуждаете, как будто вам не жалко тех двух с половиной лет, которые вы были мэром Петрозаводска.

— Два года и три месяца, если точнее.

Хорошо. Два и три. Но вы же наверняка жалеете о чем-то незавершенном, о чем-то, на что не хватило времени, да и вообще переживаете, что именно так история с мэрством закончилась.

— Да вы знаете, нет, не жалею. Вы же понимаете, что история с моей отставкой — это и мой выбор тоже. Ведь у человека всегда есть выбор: ты можешь сделать то, что от тебя требует, скажем, губернатор, или то, что он ждет от тебя, и при этом остаться при должности. Поэтому я не воспринимаю отставку как внешние обстоятельства, которые так сложились. Я даже рада, что я этот выбор сделала.

Тут в вас полетят критические стрелы: «Как так? Мы ее выбирали, а она делает осознанный выбор и уходит в отставку».

— Все было сделано правильно. В той системе, в тех условиях, в которых я работала, иначе быть не могло. Мне говорят, что можно было идти на какие-то компромиссы. Нет. Это лишь видимость. Ничего не могло быть иначе, потому что эта система была настроена не на поиск компромиссов, а на подавление противника. Жалеть об этом нет смысла. Я считаю, что как избранный мэр я сделала для жителей своего любимого города все, что могла в тех условиях.

 

Все было сделано правильно. В той системе, в тех условиях, в которых я работала, иначе быть не могло. Мне говорят, что можно было идти на какие-то компромиссы. Нет. Это лишь видимость

 

И вместе с тем вы пытались восстановиться в должности мэра.

— Да, я прошла все суды. И я бы вернулась, конечно. И продолжила ровно ту линию поведения, которой придерживалась до отставки.

Хорошо, вы не жалеете о том, что случилось. Но может быть, скучаете? Это же был, наверное, такой задор и, как сейчас говорят, драйв? Так, во всяком случае, казалось со стороны.

— Ох, не могу сказать, что скучаю. Честное слово. Ведь это очень тяжелый труд. Если ты работаешь честно, если ты работаешь искренне, если ты работаешь для жителей, пытаешься каждым своим шагом хоть на капельку улучшить жизнь города и качество жизни конкретного жителя, это о-о-очень тяжелый труд. Такого труда, знаете, не пожелаешь, например, своим детям.

А что было самое обидное?

— Самое обидное — что столько было нервотрепки, столько пустого, бесконечных дерганий, никому не нужных. Ну, это не от меня зависело.

А было что-то позитивное вообще в этой истории с мэрством?

— Это огромный опыт, который мне дали жители города. Я им очень благодарна и всегда буду за это признательна. Петрозаводск и петрозаводчане — это очень важные люди в моей жизни.

 

Как избранный мэр я сделала для жителей своего любимого города все, что могла

 

А какие-то положительные моменты в том, что вы перестали быть мэром, вы видите?

— Мне кажется, что горожанам стало жить спокойнее.

Может быть, теперь, по прошествии года, ваша деятельность видится по-другому, какие-то ошибки и промахи стали очевидными?

— Хм. Мне до сих пор кажется, что в той ситуации, которая была, я принимала оптимальные решения. Тут, наверное, надо не обобщенно говорить, а по каким-то отдельным вопросам и проблемам, но их очень много. Поэтому я попытаюсь обобщить. В большинстве ситуаций я поступала настолько правильно, насколько позволяли обстоятельства. Но тут очень тонкий момент: одно дело, когда ты изнутри видишь проблему и пути ее решения, а другое — как это выглядит в глазах горожан. Я понимаю, что некоторые мои решения могли казаться странными и неправильными, но эту внутреннюю кухню, почему ты сделала так, а не иначе, невозможно в каждом случае доходчиво и подробно объяснять. Иначе все рабочее время уйдет только на объяснения. А жителю при этом — кстати, совершенно правильно — вообще без разницы, в каких ты там условиях находишься.

Хорошо, а явные достижения есть?

— Они в первую очередь в сфере социальной политики: мы открывали новые социальные учреждения, новые детские сады. Сейчас я, конечно, думаю, что можно было и больше детских садов открыть, ведь пять садов за два года — это не так много. Но в сравнении с предыдущими годами это был хороший показатель. Но все же я понимаю, что можно было усилить это направление.

Что-то еще?

— Нет, ну можно долго рассказывать. Например, я прекрасно понимала, что надо было сохранять муниципальный общественный транспорт. И мы для этого делали все, что могли. И вообще в сфере общественного транспорта, не только муниципального, были удачные решения. Сейчас это постепенно сходит на нет.

Вот такой еще вопрос: достаточно ли вы ресурсов уделяли собственному пиару, созданию позитивного имиджа администрации города? Ведь горожане должны знать, чем хорош мэр.

— Не знаю. Может и недостаточно. Но я тогда считала и до сих пор уверена, что не должно быть такой статьи расходов в бюджете — реклама органа власти. Просто неприлично тратить деньги на покупку сюжетов о работе мэрии, когда не решены важные городские проблемы. Нынешние власти на это по-другому смотрят.

 

Я считаю, что просто неприлично тратить деньги на покупку сюжетов о работе мэрии

 

«Я не вижу в городе жителя»

Что-то изменилось в городе, по ощущениям, после вашей отставки?

— Я очень терпимый горожанин. Чтобы меня что-то сильно задело, должно случиться что-то экстраординарное. Ничего такого не случилось за последний год. Единственное, что я перестала видеть здесь как человек, постоянно уезжающий и возвращающийся, — это, собственно, горожан.

Поясните.

— Я знаю, какие умные и активные жители города. Во время моей работы в администрации мы старались выдвинуть их на первый план. Потому что задача избранного мэра — не в том, чтобы все подчинялись твоим решениям, а сделать так, чтобы решения были правильные. А сделать это без опоры на горожан невозможно. А сейчас мне кажется, что есть город как какой-то механизм безликий. Может быть, это и надо жителям, но я в это не верю.

Последний вопрос, после которого станет все про вас ясно. Если бы вернули выборы мэра Петрозаводска, вы бы пошли на эти выборы?

— Я не люблю бросаться обещаниями. Особенно когда речь идет о судьбе твоего любимого города. На сто процентов могу сказать, что сити-менеджером я бы не стала работать. Это ни моему характеру, ни моему восприятию правил управления городом не соответствует. Я понимаю, что мой ответ вас не удовлетворит, но я не знаю, пошла бы я еще раз на выборы мэра или нет. Это зависит не только от меня, но и от того, согласится ли на это моя команда. И от того, кто пошел бы со мной бороться. Может быть, среди соперников я бы увидела тех, кто, на мой взгляд, лучше меня мог бы справиться с этой задачей.

Материалы по теме
Мнение
8 мая
Алексей Востряков
Алексей Востряков
Оборонительная линия финской армии в Карелии
Комментарии (3)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Мариец
26 дек 2016 15:54

Уважаем! Давайте к нам в Марий Эл, разгребать авгиевы конюшни...

24 янв 2017 18:44

Умница красавица показала буржуям кузькину мать. буржуи испугалися какой то одной хрупкой девушки - где вы патриоты России где вы мужи России неужели не кому защищать сирых и обездоленных кроме русской бабы?

24 янв 2017 18:49

9 рублей молодец, просто умница у нас 18 рублй и МУП "Тролейбусный транспорт" - банкрот. Умора. Россияне, что по углам спряталися, усов тараканих испужалися?? Она как лакмусовая бумажка показала среду слуг народа, которых мы наняли, а они работать не хотят на благо народа нашей народной воле дают отставку. Мы ее выбрали и не вам ее снимать было.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ИнтервьюКарелияШиршина