Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Журналист Венсан Коказ рассказал французским читателям, как сорвали его лекцию в Сыктывкаре

Журналист Венсан Коказ рассказал французским читателям, как сорвали его лекцию в Сыктывкаре

«У российских властей есть методы, достойные лучших фильмов нуар. Вроде той машины под снегопадом, посреди ночи и пустынной улицы дежурившей с включенными фарами»

Венсан Коказ
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В ноябре в Сыктывкаре состоялся семинар для журналистов-расследователей, организованный журналистом Григорием Пасько. Его пытались сорвать трижды. В частности, 11 ноября под угрозу была поставлена лекция корреспондента французского издания Arrêt sur Images Венсана Коказа, когда на нее пришли представители полиции. Коказ рассказал французским читателям о том, как это произошло, «7x7» публикует выдержки из его текста.

 

О переносе лекции

«Лекция, скорее всего, пройдет не в отеле. Из-за сообщения о заложенной бомбе». Мой переводчик Николай Вокуев встречает меня в аэропорту Сыктывкара. У входа в аэропорт, в ожидании такси на морозе –21 °С он рассказывает о последних «инцидентах», сопровождавших серию лекций о журналистике расследований. «Сегодня во время лекции отключили электричество. Во вторник по вызову о заложенной бомбе приезжала полиция. А в среду организатор семинара получил конверт с белым порошком. Но тебе беспокоиться не о чем». Мое выступление запланировано на завтра, и я должен рассказать студентам о расследованиях Arrêt sur Images, посвященных СМИ, и в целом о расследовательской журналистике во Франции.

Николай тут же уверяет меня: цель этих запугиваний — не я. Они скорее направлены на Григория Пасько, активиста-эколога, с 2001 по 2003 годы отбывавшего срок за «государственную измену» после его разоблачений о выбросах радиоактивных отходов российским флотом в Японское море.

В результате такого давления мое выступление в конце концов перенесли из центральной гостиницы в небольшое помещение российской неправительственной организации «Мемориал», участвовавшей в создании «7x7».

Вечером пятницы мы вдесятером собираемся в комнате площадью 15 квадратных метров. Какая тема больше всего заинтриговала студентов? Дело Каюзака [экс-министр бюджета Франции Жером Каюзак, покинувший пост после того, как общественности стало известно о его банковском счете за границей и уклонении от уплаты налогов]. Им кажется невероятным, что журналистское расследование могло привести к отставке министра, суду над ним и особенно к принятию закона о прозрачности в политике. «У нас расследования не приводят ни к каким последствиям», — вздыхает один из них. Еще один настойчивый вопрос: отношение к журналистам во Франции. «Их так же недолюбливают, как и в России?».

 

О проверке полиции

Через полтора часа лекции, когда мы уже добрались до угроз, нависших над журналистикой расследований во Франции, дверь комнаты внезапно открывается. Четверо мужчин в меховых куртках и синих шапках, двое из них — с автоматами, врываются в крошечный и перегретый зал. Что привело сюда полицию? «Нам сообщили, что здесь силой удерживают человека». Студенты, улыбаясь, смотрят на меня. «Вообще-то, нет», — отвечает один из них. Сомневающиеся полицейские просят наши документы для проверки. Паспорта они держат в руках не дольше пяти секунд — все, кроме моего. «Welcome to Russia!» — весело говорит мне один из студентов, по всей видимости, привыкший к таким ситуациям. Всех это, кажется, забавляет и немного смущает.

Ввиду моей «нерусской» национальности полицейские решают вызвать своих коллег из управления по вопросам миграции. По счастливой случайности те оказываются прямо за дверью и появляются буквально через минуту. Три человека, на этот раз в штатском и куда менее приветливые, просят объяснить мое присутствие. Наконец один из них просит меня и переводчика пройти в соседний кабинет. За этим следуют полтора часа опроса под предлогом серьезной проблемы с визой (которую мне надлежащим образом оформили по приглашению французского посольства в Москве). Расспрашивают обо всем: о причинах моего визита, моем журналистском опыте и моих отношениях с посольством Франции. В это время остальные силовики опрашивают студентов либо прогуливаются по офису «Мемориала», внимательно рассматривая плакаты с убитыми русскими журналистами и первую полосу прикрепленного к стене Charlie Hebdo.

Опрос длится до тех пор, пока вновь прибывший член «Мемориала» не повышает голос, грозясь позвать французского посла или адвоката, если меня не отпустят. Атмосфера накаляется в течение еще десяти минут, пока сотрудник миграционной службы наконец не уходит без единого слова, унося с собой лист бумаги, с двух сторон покрытый деталями моей биографии.

 

О реакции сыктывкарских СМИ

После моего выступления и вмешательства полиции [местное издание] БНК опубликовало статью с заголовком «КПК „Мемориал“ готовит новых „иностранных агентов“?» В ней описывался таинственный, организованный в помещениях «иностранного агента» («Мемориал») семинар, приглашения на который рассылались «посредством соцсетей» (что, впрочем, правда — организаторы предпочли не развешивать на сыктывкарских улицах афиши с приглашением на лекции по расследовательской журналистике).

К счастью, в БНК догадываются об истинных причинах моего визита в Россию: «Может, предполагают наблюдатели, местных журналистов как раз и обучали готовить ложные новости по примеру СМИ Франции о бомбежках российскими ВКС больниц в Сирии?». Довольно обидно, учитывая, что Arrêt sur Images — одно из немногих французских СМИ, попытавшихся объяснить позицию российского правительства по Алеппо и Сирии. Наконец, БНК утверждает, что, «по словам юристов», я «вообще не имел права заниматься журналисткой деятельностью и читать лекции», поскольку не имел «аккредитации МИД РФ». Сайт ненароком забывает, что я приехал в Россию по приглашению посольства Франции в Москве, что мой статус журналиста был указан в моей визовой анкете и что российские власти «потеряли» некоторые документы, связанные с моим заявлением, прежде чем принять его.

 

О методах российских властей

У российских властей есть методы, достойные лучших фильмов нуар. Вроде той машины под снегопадом, посреди ночи и пустынной улицы дежурившей с включенными фарами у здания, где проходила моя лекция. Когда я простодушно спросил у переводчика, не за нами ли она приехала, мне объяснили, что на самом деле «никому не известно, кто это». «Машина дежурила и на других лекциях, но эти люди так и не представились!». Один из студентов, широко улыбаясь, предлагает спросить у них самих. В конце концов все отправляемся выпить за их здоровье. Welcome to Russia!

Материалы по теме
Мнение
14 сентября
Валентина Кривозуб
Валентина Кривозуб
Почему многих устраивает такая политика?!
Мнение
22 августа
Андрей Нечаев
Андрей Нечаев
33 года назад 21 августа мы победили
Комментарии (7)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
123
23 ноя 2016 14:39

Таксиста испугался?

23 ноя 2016 15:00

УЖЖОСС и кошмар... куда смотрят?!!

Читуля - Шахову
23 ноя 2016 18:31

"У входа в аэропорт, в ожидании такси на морозе –21 °С" НАС ЖДАЛ ОГРОМНЫЙ БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ, ЗАПРЯЖЕННЫЙ В БОЛЬШИЕ САНИ :):):) Бальзак и Жуль Верн отдыхают.
"Семерка" окончательно уходит из профи-СМИ в фантастику.
Ходорковский наобещал Лене золотые горы. Кинет все равно ведь старый аферист, на старости лет так резко не меняются.
Леня, любишь нанайскую борьбу с мальчиками? Начни борьбу с зимними морозами, и то будет выглядеть более цивильно. А то сильно пахнет Троцким нашим всем

23 ноя 2016 19:05

Я то при чём?!!!

Шахову
23 ноя 2016 19:49

Вот так у тебя всегда. "А я при чем?!!" Золотая молодежь 70-х всегда ни при чем:)

очень плохоой
26 ноя 2016 12:47

перевод, Коля русский - не родной?

Хм...
26 ноя 2016 13:26

Ну, рассказал, и чо?... Расеюшке-то перед Европами позориться не впервой... Стыд не дым :)

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
КомиСМИСыктывкар