Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. С благодарностью и просьбой: в Марий Эл завершились большие языческие моления

С благодарностью и просьбой: в Марий Эл завершились большие языческие моления

Репортаж «7х7» со всемарийских молений в деревне Тумъюмучаш

Дмитрий Любимов
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Молельная роща, расположенная неподалеку от деревни Тумъюмучаш Куженерского района — одна из 35 языческих рощ, в которых в настоящее время собираются приверженцы традиционной религии марийцев. 6 ноября здесь состоялись последние в 2016 году большие моления. Все подробности — в репортаже корреспондента «7x7».

— Подойдите к любому карту, предъявите удостоверения, он вас запишет и расскажет, что можно снимать, а чего нельзя, — проинструктировала по телефону секретарь верховного карта Марий Эл Галина Ласточкина. Ближайший карт — языческий жрец, человек в белом кафтане и традиционной шапке, руководит приготовлением жертвенной пищи у кострища. Альберт Рукавишников — в прошлом майор милиции, а сейчас один из совета старейшин традиционной религии марийцев. Он рассказал, чего нельзя фотографировать во время молений: в кадре не должно быть крови жертвенных животных, в момент молитвы не следует снимать лицо карта (по крайней мере, верховного) и не нужно делать снимки с определенной стороны площадки для жертвоприношений.

 

 
 
 

 

Поздние осенние языческие моления — последние в году. После них проходят лишь семейные моления, о которых марийцы не распространяются.

 

 
 
 

 

Большие всемарийские моления проходят в кюсосто — молельной роще деревни Тумъюмучаш Куженерского района раз в пять лет. Никто пока не знает, где они пройдут в следующем году.

 

 
 
 

 

Осенние моления — жертвенные. В жертву в Тумъюмучаш приносят гусей. К нашему приезду птицу начинают готовить. Цельные разделанные тушки связывают по три и погружают в котлы. Гусей варят сразу в нескольких котлах. Позже в этих котлах будут готовить суп и кашу из разных принесенных участниками молений круп.

 

 
 
 

 

Все моления разделены на пять площадок. Каждая из площадок — центр жертвоприношений и почитания в честь одного из пяти языческих богов: бога-творца Тун Юмо, земли-матери Мланде Ава, духа рождения Шочын Ава, покровителя общины Мер Юмо и духа справедливости Курык Кугыза. Таблички с указанием, какому богу готовится жертва и что за моления тут будут, размещены на главных священных деревьях — онапу. Считается, что через эти деревья происходит связь с богами.

Участники молений жертвуют богам крупу, хлеб, соль, монеты или бумажные деньги, свечи, вышитые полотенца. Помощники одного из картов подтверждают: гусей и других жертвенных животных чаще приобретают «централизованно», так лучше можно организовать процесс приготовления.

— Карт — это не профессия. У каждого есть своя работа, — объясняет подъехавшая секретарь Верховного карта. — Вот, например, Таныгин (Верховный карт), вы видели, наверное, приехал на машине с надписью «Деревенское молоко».

Известно, что Александр Таныгин занимается фермерством, у него большая пасека.

 

 
 
 

 

Верховный карт рассказывает о том, как проведет моления: перед просьбами к творцу выскажет благодарность за очередной хороший год. Попросит такого же хорошего для марийцев и всех, кто рядом с ними живет, на будущий год.

У Таныгина 25-летний жреческий стаж. Он стал картом в родной деревне после смерти отца, проводившего моления. В 1998 году избран Верховным картом Марий Эл.

На каждой из пяти молельных площадок продолжается работа: меняются котлы, в которых готовится пища, постоянно добавляются все новые и новые блюда. Прибывают новые «прихожане». Они приносят еловые ветки — для того, чтобы во время моления встать на них коленями.

Процесс приготовления пищи — самый трудоемкий, и занимает он большую часть молений, начавшихся для журналистов и гостей в 11, а для остальных участников — раньше 9 утра. Примерно в два часа дня жертвы приготовлены, карты с помощниками облачены в нарядную национальную одежду. Они подходят к жертвеннику и начинают произносить молитву. Участники молений окружают площадку — между ними и жрецами находится кострище. Люди встают на колени. По мере чтения молитв они одновременно кладут поклоны — ритуал, знакомый и православным, и мусульманам.

 

 
 
 

 

Молитва длится час, может быть, чуть больше.

Общая трапеза после молений начинается уже в легких сумерках. В пятом часу вечера участники покидают молельную рощу. Последними ее оставят языческие жрецы — после завершения трапезы они проведут в роще свой совет, на котором подведут итоги.

Материалы по теме
Мнение
25 ноября
Инна Чекмарева
Инна Чекмарева
Режимные борзописцы стараются выслужиться
Мнение
10 октября
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Остаться людьми
Комментарии (15)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Ужас
15 ноя 2016 22:46

!!!!

ИГИЛ
15 ноя 2016 23:26

Вроде бы запрещена у нас в России

* В комментарии упомянута организация , деятельность которой запрещена в РФ
ВладимВладимыч
16 ноя 2016 05:17

Если б все эти молитвы-обряды "работали" - ЛМ давно бы сгинул с земли марийской .

да лана
17 ноя 2016 13:40

ничего не работает...так, ходят и сюда и в церкви

не знающим
16 ноя 2016 10:08

вспомните историю развития народов России, в России раньше была везде языческая вера, а у марийцев тем более и надо уважать чужую веру. А ИГИЛ - зто не вера, она привнесена извне и придуманная в угоду чьим-то интересам.....

* В комментарии упомянута организация , деятельность которой запрещена в РФ
когда
17 ноя 2016 20:58

начнем чтить своего бога, чужой бог к нам и не придет

чувашского поменяем
17 ноя 2016 22:19

на марийского!!

Булгар
18 ноя 2016 12:41

Это Настоящие Верущие Которые Молятся Живой природе которая их окружает и кормит Богу который Создал И Никакие Они Не язычники. Язычники Те кто Молится В в Храме Усопшим ИДОЛАМ

Здорово!
18 ноя 2016 13:08

Здорово! А почему в Коми не проводятся такие праздники? Ведь язычников в Коми десятки раз больше, чем христиан. Только жесткими репрессиями физически истребили все языческое руководство. Побольше пишите, о процедуре праздника, обрядах. Может и в Коми такое возродится? Близ Корткероса есть священная языческая роща. Можно и Гажа вере проводить в Сыктывкдинском районе. Установить статую Зарни Ань.

аутентичная
18 ноя 2016 23:37

культура. у остальных народов своего ничего не осталось! респект марийцам!

Аркадий
19 ноя 2016 07:19

Вера как мать может быть только одна какая бы она ни была.

Аркадий
19 ноя 2016 07:22

А у всех народов была языческая. Значит она и есть истинная.

Веды
14 мая 2017 12:25

Ведали люди раньше, а не верили..., и кто не ведал - сидел и слушал старших своего Рода, вот и был Порядок... , а нынче каждая тупая скотина пасть разевает, да ещё в правительство лезет...

Веды
14 мая 2017 12:25

Ведали люди раньше, а не верили..., и кто не ведал - сидел и слушал старших своего Рода, вот и был Порядок... , а нынче каждая тупая скотина пасть разевает, да ещё в правительство лезет...

Перестаньте
24 ноя 2016 21:27

называть марийскую традиционную религию язычеством!
Язычеством называет церковь все другие вероисповедания, в переводе со староцерковного "языцес" - это инакомыслие. По мнению церкви, других религий быть не должно, другие, значит, не так мыслят.
Но именно традиционные религии раличных народностей наиболее сильны и прогрессивны. Отрадно, что молодежь тянется к познанию своих корней, своего древнего рода, культуры и религии.
А марийцы молодцы, что смогли сохранить свою религию. Единственные в Европе, кто сохранил обряд молений полностью. Я восхищаюсь ими

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Коренные народыКультураМарий ЭлРелигия