Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Глава Союза композиторов Коми Михаил Герцман: Дайте любящего нас министра, и мы сотворим чудеса

Глава Союза композиторов Коми Михаил Герцман: Дайте любящего нас министра, и мы сотворим чудеса

О череде назначений как о показателе меняющегося отношения власти к культуре

Елена Соловьёва
Михаил Герцман
Фото Кирилла Шейна
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Назначение министром культуры Республики Коми 23-летнего Сергея Емельянова, руководившего до этого ухтинским Дворцом культуры, у многих вызвало противоречивые эмоции. Смущала не столько молодость нового министра, сколько тенденция удивлять граждан новыми назначениями, не учитывая мнения общественности. Новичок появляется внезапно, без предупреждения, как deus ex machina, интригуя публику. Как эта театральная эффектность влияет на культурную жизнь в республике — неясно. Мы решили побеседовать на эту тему с председателем союза композиторов Коми Михаилом Герцманом. Но разговор начался все же не с чиновников, а с Вольфганга Амадея Моцарта.

 

«Такое впечатление, что власть уже не знает, к чему прислонить культуру»

— Про Моцарта могу говорить часами. Среди композиторов-классиков у меня много любимцев, но Моцарт — кумир. Он мой самый лучший друг и главный советчик. В трудные моменты сочинения музыки я чаще всего обращаюсь к нему. Ведь его музыка — не просто необъяснимое чудо само по себе, но еще и неисчерпаемый источник технических приемов. Музыка Моцарта — удивительный синтез радости и боли, счастья и горя, жизнелюбия и смирения перед лицом смерти, которую он называл своей «лучшей подругой». Лучшей — то есть той, о которой он думал постоянно. Но все-таки в Моцарте больше света — это бесконечный океан радостного мироощущения.

А у кого из современных композиторов-классиков есть светлое мироощущение?

— Из ХХ века, пожалуй, у раннего Родиона Щедрина и, конечно, у Сергея Прокофьева. Из «легкого жанра» — у Исаака Дунаевского. Вот, кажется, и все. В 1937 году появились два гениальных произведения — музыка Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта» и Пятая симфония Шостаковича, выразивших два разных мироощущения — романтично-праздничного и трагического.

У нынешних композиторов что-то случилось с мироощущением?

— Что-то с жизнью случилось.

 

 

А если говорить о мировосприятии в нашем конкретном регионе? Вы творческий человек. Как вы ощущаете настроение общества? С какой музыкой вы бы его сравнили?

— Я не знаю столь серой музыки. В ней, безусловно, множество оттенков, но это сто оттенков серого. Мы живем в век обезьянничания, заметного во всем — в программах ТV, в одежде, в образовании, даже в языке, которым мы разговариваем. Понятно, что я сужу со своей колокольни, исходя из собственного жизненного опыта и своей профессии. Но счастье — это всего лишь количество радости на единицу времен. Несмотря на очевидную корявость этого афоризма, так оно и есть! Так вот, таких «единиц» стало меньше.

Почему так сократилось количество счастья?

— Оно не сократилось, оно переместилось. Вернее, сместилось, преобразовалось во что-то другое. Для меня, например, многое зависит от того, как в нашей стране власть относится к образованию и культуре (это все та же моя «колокольня»). Приходят во власть какие-то дяди и тети, точно знающие, как и чему надо учить. Когда-то, на заре советской власти, наша работа называлась прекрасным словом «просвещение». То есть, по В. И. Далю, «просветление». Просвещение тогда включало в себя все — музыку, литературу, образование, театр и т. д. Потом, в процессе бюрократизации страны, разделили культуру и образование. «Ты кто?» — «Я культура» — «Извини, ты не наш, мы — образование». Потом раздели культуру на собственно культуру и искусство. Если, например, песню поет самодеятельный певец, то это культура. А если ту же песню поет профессиональный певец, это уже искусство. Почему? Потому что профессиональный певец обучался в консерваториях, а самодеятельный — «от сохи».

Тогда писатели — они кто? «На писателей» учат только в одной точке земного шара — в Литературном институте им. Горького в Москве. А в принципе, все писатели — «от сохи». Так вот, писатели (инженеры человеческих душ!) — это культура или искусство? Думали, думали и не отнесли их ни туда и ни сюда. Сочли их чем-то отдельным, но ближе все-таки к культуре. И родилась дивная формула — «Литература и искусство». Помните это грозное «С кем вы, мастера культуры?» Это касалось и писателей!
Шли, наверное, горячие споры:

— Кино — это культура или искусство?

— Культура, конечно.

— А если очень хорошее кино — аж весь мир в восторге?

— Тогда искусство.

— А театр?

— Театр — это искусство.

— А самодеятельный театр?

— Это культура.

— А музей?

— Смотря какой. Если художественный — искусство. А если краеведческий — культура.

— Какая «культура»? Это же чистое образование! Типа библиотеки.

— Нет, музей — это культура. Потому что не художественный. А библиотека — это культура!

 

 

Вот было время — просто ногу сломишь. Но сегодня стало еще сложнее! У нас теперь министерство культуры, архивного дела и туризма. А почему еще и не спорта? И медицины? Да, медицины. Здоровье! В здоровом теле — здоровый дух. А дух — это главная составляющая искусства. Такое впечатление, что власть уже не знает, к чему прислонить (точнее, куда пристроить) культуру. Словно культура сама по себе ничего не значит.

Глупость не имеет границ?

— Дело не в глупости. Дело в неуемном желании все улучшить, активизировать и оптимизировать. А как оптимизировать музыку? Особенно оперную и симфоническую?

— Но согласитесь, что симфоническая музыка непопулярна.

— Конечно, песня популярнее. Во всем мире такая статистика: серьезной академической музыкой в мире интересуется 2–4% населения. Думаете, у нас в Сыктывкаре иначе? Уверяю вас, все обстоит так же. Я живу здесь всю сознательную жизнь, бываю почти на всех серьезных театральных постановках и концертах (многие из которых веду). И вижу, что, исходя из численности жителей, серьезной музыкой интересуется именно 2–4% населения. Люди устроены похоже: попса понятна каждому, рок — уже не каждому, джаз — вообще избранным, а академическая музыка — некоторым. Громадные массы любят поп-музыку. И славно! Людей, которые бы слушали одну только оперную и симфоническую музыку, вообще не бывает! А можно ли любым «академистам» не преклоняться перед великим Майклом Джексоном?

А из местных музыкантов кого бы вы назвали стоящим?

— Пофамильно? Я уже больше двадцати лет возглавляю жюри рок-конкурса в Сосногорске. Уверяю вас, есть талантливые люди, и их немало. Но все складывается так: поиграли несколько лет «для души» и занялись чем-то другим. Рок-музыка не так уж сытно кормит (если вообще кормит). Мне приятель-музыкант любопытную штуку рассказал. Приходит он в гости к другу, а мама друга спрашивает, кто пришел.

— Музыкант, — отвечает тот.

— А сколько ему лет?

— Тридцать.

— Тридцать? И он до сих пор музыкант?

Такое вот представление о музыке. Однажды при мне родительница говорила своей дочке, студентке нашего Колледжа искусств: «Наташенька, окончишь этот свой колледж и выбери какой-нибудь путный вуз».

 

«Давайте и выпускницу медицинского колледжа назначим министром здравоохранения»

Власть относится к культуре как к чему-то не очень важному. Но это касается не только финансирования, которое съеживается как шагреневая кожа, но и того, кого в последние годы в республике ставят министрами культуры.

— Не знаю, повезло ли мне, но я знавал всех.

Кто был лучшим?

Колегов Владимир Константинович. Это министр № 2. У нас в республике до конца 60-х годов было Управление культуры, потом оно стало министерством. Первым стал министр Терентьев, а вторым — Колегов. Я приехал в 1971 году, меня по распределению послали, пинком — «не поедешь, отберем диплом». Поехал, думая, что это на годик. Но слава богу, что это случилось при Колегове. Здесь я увидел трепетное отношение к музыке и к культуре вообще. Колегов был настоящим министром культуры, болевшим за культуру. Бывали у нас и и споры, и ссоры, но по принципиальным проблемам. Когда я в его кабинете сказал, что хочу преподавать композицию, он чуть не упал со стула от смеха: «Как можно преподавать дар божий?». Я объяснил, что у меня в дипломе написано «Композитор, преподаватель теоретических дисциплин», сказал, что меня учили на композиторском отделении и я смогу научить других, это — моя мечта.

 

 

Когда я был маленьким, у меня никогда не было педагога по композиции, до самой консерватории. И я хотел, чтобы в Сыктывкаре у детей он был. Колегов похохотал, но разрешение дал. А почти любой из нынешних отказал бы мне. Стал бы рыться в инструкциях, звонить в Москву, собирать совещания и в итоге отказал бы. Конечно! Раз такого в республике еще не было, значит, это неслучайно! А вдруг? Мало ли что? Уж лучше отказать. Выдумают тоже — учить сочинять музыку. Понаехали тут из Ленинграда. Разрешишь им, а потом меня снимут.

Новый министр культуры Коми Емельянов уже успел кого-то снять?

— Насколько я знаю, еще нет (мы пока знакомы только по телефону). Но когда я узнал, что новому министру 23 года и он самодеятельный певец, я как минимум удивился. Такое назначение демонстрирует не просто неуважение к культуре, а явные недооценку, непонимание задач культуры и ее значения в жизни общества. Мало того, такое назначение — дискредитация самого института высшей власти. Может, тогда попробовать на этом посту кого-то помоложе — ребенка, например?

...такое назначение — дискредитация самого института высшей власти. Может, тогда попробовать на этом посту кого-то помоложе — ребенка, например?

Почему бы нет? Не зря же говорят, что «устами младенца глаголет истина»! Разве не Истину век за веком мучительно ищет искусство?! Вдруг нам повезет, и мы наконец познаем заветную истину?

Допускаю, что сей молодой человек — гений, коль скоро его выдвинули на этот пост. Гений чего? Ну, например, гений управленческих решений. В конце концов, надо же выдвигать молодежь! Но тогда уж давайте будем последовательны. Давайте и выпускницу медицинского колледжа назначим министром здравоохранения. Сразу. Педагогический колледж окончил? Иди в министры образования. Строительный техникум? Вперед, в министры строительства! А сверхсрочнику Васе Петрову дадим погоны полковника — пусть командует военным округом! Причем — заметьте! — все эти юные назначенцы имели бы преимущества перед новым министром в силу их профильного образования! Так что надо смелей выдвигать молодежь!

 

 

Но не будем экспериментировать на одной культуре!

Ученые делают опыты на собаках во имя великой цели — науки, которая спасает человечество. А во имя какой такой цели нужен этот эксперимент над культурой? И, кстати, над тем самым молодым человеком? Поглядим, конечно. Будем надеяться, что он окажется гением туризма и талантом архивного дела.

А опыт уже не важен?

— Да, есть ведь и еще одна сторона вопроса. Дело вот в чем. Мы, музыканты, всю жизнь проходим через конкурсы. Поступая в первый класс музыкальной школы при консерватории, я выдержал большой конкурс. Так было и в каждом классе, и в консерватории. Любой скрипач, флейтист, певец, дирижер при поступлении на работу проходят конкурс, прежде чем занять должность. Припоминаю недавнюю историю назначения директора в театр оперы и балета (я был членом конкурсной комиссии). Это было тяжелейшее многодневное испытание! Участников было немало, следовало изучить концепцию каждого. К финалу я был уже без сил — что же говорить об участниках? А ведь помимо коварных вопросов, приготовленных комиссией, претенденты проходили еще и многочасовой психологический тест!

А какой конкурс прошел новый министр? Кто были его конкуренты, и были они вообще? А ведь сейчас человек, ставший министром безо всякого конкурса, может запросто, даже не объясняя причин, снять того самого директора (победителя конкурса), который окончил Московскую консерваторию, играл в лучших оркестрах и с лучшими дирижерами мира! Это как?

Прошу заметить: все это я говорю, не испытывая к новому министру ни малейшей неприязни. Да и за что, собственно, на него сердиться?

Что сейчас надо делать новому министру?

— Откуда же мне знать? Возможно, это могут знать те, кто его назначал…

И все-таки?

— Пусть походит по театрам, концертам, пусть познакомится с учебными заведениями культуры и искусства. Пусть разговаривает не только с руководителями, но и с рядовыми работниками культуры и искусства. Это тяжелая, но нужная работа. Пусть поговорит с артистами — они народ хоть и откровенный, но с хитринкой… Так все мы лучше узнаем друг друга. Это будет взаимное знакомство!

 

«Мы сволочи, негодяи, предатели, интриганы, но у каждого из нас есть Божий дар»

— Один очень важный чиновник однажды именно так и спросил меня: «Какой же вам нужен министр культуры? Как назначают нового, Герцман сразу начинает орать в газетах, что это не то».

И какой же министр культуры вам нужен?

— А я ему тогда ответил: «Нам не нужен министр, который знает все сонеты Шекспира, сыплет латинскими поговорками и знает наизусть оперу Джузеппе Верди „Набукко“. Нам нужен человек, который просто любит нас». Чиновник засмеялся, и все вокруг тоже засмеялись, а это были очень серьезные люди, члены правительства. Чиновник сказал, что это самое легкое. А я ему возразил, что это самое трудное. Как раз в это время была история, когда балетмейстеру Большого театра плеснули в лицо кислотой. «Мы сволочи,— продолжил я свою лекцию, – мы способны плеснуть в лицо кислотой, мы можем насыпать битое стекло в пуанты (я читал про такое), мы сплетники, предатели, интриганы, клеветники». «За что же вас тогда любить?» — удивился чиновник. Этого вопроса я и ждал! «При всем том, что мы сволочи, — продолжил я свой ликбез, – любой из нас поцелован Богом, мы не просто негодяи, предатели, интриганы и алкоголики! У каждого из нас в большей или меньшей степени есть Божий дар». Вспомните нашего поэта Виктора Кушманова, его поведение было далеко не безупречным, но это был Поэт, черт возьми, он писал изумительные стихи! Про каждого можно сказать бяку, даже про Леонардо да Винчи или Шекспира. Но когда это все уходит на задний план, мы уже любуемся тем, что люди искусства сделали. Вот дайте нам такого министра, который любил бы нас, и мы сотворим чудеса. Такому министру мы и скажем «да».

 

 

А что вам дает эта министерская любовь?

— Кто любит, тот уже прислушивается. Невозможно прислушиваться, если ты не разговариваешь с людьми. У нас есть свое мнение по всему, что происходит в искусстве. У нас есть коллективный разум и коллективный опыт, потому что мы отдали искусству всю свою жизнь, как бы пафосно это ни звучало. Откровенно можно разговаривать только с человеком, который нас любит.

Может, Сергей Емельянов вас полюбит?

— Может быть, почему нет? Зависит от того, зачем он пришел на эту должность. В моей биографии он пятнадцатый министр. За эти годы любовь не любовь, но некое единение с министрами культуры у нас изредка возникало. Ненадолго, но возникало. «Полна чудес великая природа», — как поется в опере «Снегурочка». Никто пока не может утверждать, что нам поставили плохого министра. Кроме его нежного возраста, нам пока ему предъявить нечего. Мы еще ничего о нем не знаем. Он, аки ангел (а может, херувим или серафим), спустился с небес и пока ничего никому не сделал — ни плохого, ни хорошего. А вдруг это будет какое-то чудо? Как знать? А знаете, что будет потом? Потом, может быть, по совершенно неизвестным причинам этот юный министр исчезнет (пусть это будет повышение), а завтра нам поставят нового и снова никого не спросят.

Потом, может быть, по совершенно неизвестным причинам этот юный министр исчезнет (пусть это будет повышение), а завтра нам поставят нового и снова никого не спросят

Меня «утешает», что от министра культуры у нас не так уж много зависит. Вот если бы он привлекал в культуру деньги. Как-то мы были на фестивале в Уфе, так там, в Башкортостане, министр культуры — еще и заместитель главы региона. У него — деньги. От него действительно зависит развитие культуры.

Есть ощущение, что власть презирает все, кроме добывающей промышленности и оборонки.

— Наверное, так и есть.

Материалы по теме
Мнение
15 июля
Иван Звягин
Иван Звягин
А ведь раньше говорили, что реконструировать нецелесообразно и что нет денег вообще
Мнение
23 июля
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Приговоры штампуют один за другим
Комментарии (57)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Ну вот зачем?
1 ноя 2016 01:41

Никакого не надо вам министра. Совсем.

это называется
1 ноя 2016 02:26

трёп ни о чём.
Полюбите пианиста, Быстро, быстро, очень быстро (с)

вата, ты?
1 ноя 2016 08:49

как раз Герцман дал очень точную оценку

все правильно
1 ноя 2016 11:44

сказал Герцман, но........... не надо придавать такое значение этому назначению и слову "министр", ну побудет мальченка местным шоуменом напакостит и свалит в белокаменную. Ну очень "емелька" "барину" глянулся да так что пелена глазки (которых почти не видно) затмила (наблюдение из прессы, фото и т.д.) фу фу фу чета понесло,как бы не заразится.

слов много,
1 ноя 2016 11:46

а суть такова:
— Пусть походит по театрам, концертам, пусть познакомится с учебными заведениями культуры и искусства. Пусть разговаривает не только с руководителями, но и с рядовыми работниками культуры и искусства.

Такой "дельный" совет аксакала!
Походит, походит министр...и по театрам, и по музеям. Сколько клубов и библиотек в Республике? Угу, это тоже учреждения культуры, их тоже надо посетить.
Действительно много слов.

на мой взгляд
1 ноя 2016 11:56

Музыку театр кино и т.д. оценивает человечество, а никакие то министры. Трудно не согласится с г. Герцманом так как он большой умница в данном вопросе.

это вы о ком?
1 ноя 2016 12:05

о Михаиле Львовиче?
Да, да, умница, беспорно. У нас один Герцман, а потому сравнивать его не с кем, так сказать "нет конкуренции".

в таком случае
2 ноя 2016 16:39

какая разница кто министр в Коми.
Всё серо, уныло.

намедни
1 ноя 2016 12:25

было высказывание Герцмана:
- Пускай люди выскажутся, какой они видят культуру, какие есть достоинства, недостатки, проблемы. Каких вы видите министров.

7х7 предоставила Герцману возможность высказаться. И собеседника ему подобрали, что надо- жену культоролога:)
Всё? Это называется приехали((( Где работники культуры в Коми? Нет работников, разбежались. Вот на всём культурном пространстве живёт поживает Герцман, он один.

Сергей Терентьев
1 ноя 2016 13:34

Культурологи - беда для России. А уж их жёны...!!!
С развалом СССР исчезли политработники, однако складывается впечатление, что на их место пришли культурологи. Короче, час от часу не легче.

в искусствоведы
1 ноя 2016 19:02

при наличии профильного образования, а в культурологи прямо от сохи.

11 ноя 2016 02:50

Сергей. и на Вятской земле культурологи буквально упиваются своими познаниями (и амбициями?),- а на выхлопе как говорится КПД около нуля. Или типа того...

Читатель
1 ноя 2016 15:14

А что писатель может сказать про директоршу, которая держит два десятка кошек в квартире? Или они уже подружились?

Писатель
1 ноя 2016 15:49

В демократическом обществе не должно быть, в принципе, министерства культуры. Это пережиток диктатуры.

Ванька
1 ноя 2016 16:21

Какое то уныние на сайте...Куда народ и тролли подевались?

Сом
1 ноя 2016 17:38

Баещики банят

Владимир Уляшев
1 ноя 2016 16:48

В Будущем музыка будет совсем иной...
Крещендо будет в начале, а в конце - чуть прозвенит только колокольчик...

Это я продолжаю писать о том, что будет в ближайшие наши тысячелетия. - комиблог.рф/?p=5297
(Теперь и не знаю докончу ли. - Слишком широко развернулся. По всему фронту пошел в наступление.
Поддержите хоть огнем.)

Ванька
1 ноя 2016 16:58

Огонь батарея! Огонь! это к Соловьевой, она клич френдам кинет. Я могу плюс поставить, только не пойму куда. )))

Владимир Уляшев
1 ноя 2016 21:52

Если не знаешь, куда плюс поставить - поставь чайник. Будем пить чай.

Всем подержавшим посвящу бонусный пост про Европу. Будет весело.
(нам с вами весело, а Европе - не очень)\

Все.
Пошел писать дальше.

Владимир Уляшев
1 ноя 2016 23:24

Все.
Устал писать. Решил на сегодня поставить точку. Завтра начну писать вторую часть.

... А вы все здесь о чем?

да ни о чём
1 ноя 2016 23:59

тишина на сайте.
Работники культуры молчат)
Так заведено: Слушайте что Герцман скажет. Герцман умный!
Нет мнения своего, а скорее всего нет мнения потому, что нет ярких личностей в культуре РК.

Владимир Уляшев
2 ноя 2016 00:54

Работники культуры - люди подневольные...

А Герцман - он, прежде всего, имеет свое мнение и не боится его высказать.
Но еще он знает когда и и за что кого можно ругать.

" Поглядим, конечно. Будем надеяться, что он окажется гением туризма и талантом архивного дела."

А если не окажется ???!

"А какой конкурс прошел новый министр? Кто были его конкуренты, и были они вообще?"

Конкурс мальчиков, проходил, возможно, в сауне.
Чего скромничать с вопросами и ответами, если всем очевидно, что мальчик голубой. И как тут не заподозрить, по какому конкурсу он попал в 23 года в министры...

Спасибо Герцману за откровенное мнение, хоть и очень корректное. Мне кажется, в таких случаях, когда людям от культуры откровенно плюют в лицо и душу, не стоит либеральничать в оценках. Если они могут стекло в пуанты сыпать, то почему не сыпать откровенными оценками.
Но люди от культуры тоже разные. Одни откровенные оценки таким назначениям дают, другие спинку гнут и бумажки подносят, проработав по два десятка лет в культуре, мальчику, в два раза себя младше...

И по поводу "помазанных Богом". Нерон тоже был помазан??? Всё же считаю, что, "гений и злодейство две вещи не совместные". Иначе надо и выставки картин Гитлера проводить и восхищаться...

Л.В.
1 ноя 2016 18:27

Большое спасибо Михаилу Львовичу за урок. Урок невеждам. Разве можно так хамски относится к культуре? Это совсем как матери плевок в лицо...

глеб
1 ноя 2016 20:43

Это совсем как матери плевок в лицо...
-----------
Грош цена такой Культуре, если она тихо утрётся.

глеб
1 ноя 2016 20:40

Герцман:
"" У нас теперь министерство культуры, архивного дела и туризма. А почему еще и не спорта? И медицины? Да, медицины. Здоровье! В здоровом теле — здоровый дух. А дух — это главная составляющая искусства. Такое впечатление, что власть уже не знает, к чему прислонить (точнее, куда пристроить) культуру"
-------------
Михаил Львович, Вы почти попали в ногу с властью 50ых. Именно тогда делались попытки поставить физическую культуру под министерство здравоохранения. Тогда великий хирург , большой физкультурник Амосов озвучил понятие "Запас здоровья" . С молоду носил кардиостимулятор, славил бег трусцой и небольшие отягощения. В 83 года оставил скальпель. Тогда же стал тяготится отсутствием единомышленников. Прожил 93 года.

Л.В.
1 ноя 2016 21:01

И утираемся. Я коллегу сегодня попросила включить свет. А она заартачилась: - В прошлый раз на меня директор до посинения орала, что я транжирю электричество.

Везде и всюду потемки...В мозгах потемки.

до кротов
2 ноя 2016 19:44

не дотягиваем.
-Есть у крота секрет,
Известный лишь ему,
Он вечно ищет свет,
Предпочитая тьму. (с)

Проходил тут один...
1 ноя 2016 21:40

Поддерживаю Патриарха коми Культуры. Михаил Львович - респект и уважуха! Культурная и корректная, а самое главное - со знанием дела оценка происходящего культурным и воспитанным человеком. Как лично я устал от нескончаемой, необоснованной грязи в комментах на любую тему, касаемо Культуры. А без истерики и мата слабо? А МГ умеет...

глеб
2 ноя 2016 15:13

— Есть ощущение, что власть презирает все, кроме добывающей промышленности и оборонки.

— Наверное, так и есть.
---------------------
У власти и отцов главная обязанность - сохранение рода.
Всё остальное - творчество самого нАрода.
Герцман и Министр - переговорщики от нАрода и от кормильца. Так что, - всё это и есть баланс.
Уместно вспомнить что, в период издевательства народа над властью и предками даже Табаков требовал отпустить его и театр из гос.рабства на вольные заработки. А теперь , - Табаков вольный, но от гос.кассы не уходит.
===========
..власть презирает все ...
-------
Соловьёва, вы спровоцировали Герцмана на осторожное - " Наверное, так и есть."

какая прелесть)
2 ноя 2016 17:18

Герцман, единственный и неповторимый на всём культурном пространстве Коми ! 40 лет единственный)))
Властью обласканный, звания всякие получивший...уметь надо так.
Хорошо когда нет конкурентов, живи он в любом другом регионе глядишь и знать бы не знали что есть такой деятель.

2 ноя 2016 18:41

Года три назад прочитал книжку нашего Михаила о первом его знакомстве с Коми, забавными приключениями и выводами, абсолютно не предполагающими сегодняшнее развитие и его личной судьбы, и страны. Почему-то уже тогда понял, что любой разворот течения в нашей истории для Герцмана обязательно будет попутным.

глеб
2 ноя 2016 21:09

Сохранить себя как индивидуума, быть полезным народу без потери совести - разве это не мудрость.
Даже в пору мобилизации и военного диктата такие мудрецы привлекали к себе простонародье не воинствующими призывами, но самим существованием.

глебу
2 ноя 2016 22:34

вот это лизнул!
Ещё спросит хочу, брат.
В чём полезность народу, брат?

Почти во всём соглашусь с Герцманом, но министр культуры должен быть не только "любящим", но и высокообразованным человеком.

Вова Пыжов
2 ноя 2016 23:23

Никаким он не должен быть. Никакого то есть.

мнениё
3 ноя 2016 02:44

Вова Пыжов, который за 57 лет жизни в Сыктывкаре не смог даже узнать где в городе находится Колледж культуры и вообще что это такое, говорит о министре культуры РК.
Ржачка!

Владимир Уляшев
3 ноя 2016 11:02

"Почему-то уже тогда понял, что любой разворот течения в нашей истории для Герцмана обязательно будет попутным."

- Да. Герцман в культуре - вроде Зильберга в политике.
Умен - в чем надо, смелый - где можно, ...

Всегда обласканный власьтимущими, но всегда в чуть сторонке. Его зовут к бюджетной кормушке - он берет хлеб насущный. Но отходит в сторонку и жует хлеб в гордом одиночестве, ловко сидя на перилах, беспечно болтая ногами, между этажами вертикали власти.

Не, я не критикую. - Наоборот, я говорю: нам бы еще парочку Герцманов - было бы неплохо...

Владимир Уляшев
3 ноя 2016 11:15

Это был мой ответ на коммент Николая Моисеева.

ещё бы хорошо
3 ноя 2016 19:06

вспомнить что написал Герцман композитор, вот так, сразу, навскидку.
Мне и вспоминать нечего, не знаю я его сочинений.

Хулио Ган
3 ноя 2016 19:35

Так это как раз говорит не в твою пользу. Я, например, могу вспомнить сразу.

Ха!
3 ноя 2016 20:14

Тебе за это кулёк деньги платит. А народ не в курсе дела. Так кто в этом повинен, народ, Герцман или министерство культуры?

с такими
3 ноя 2016 20:29

званиями как Заслуженный деятель искусств РФ и Республики Коми, Лауреат Государственных премий РФ и Республики Коми , творчество композитора должны знать не только в узком кружке своих да наших. Его музыка должна быть узнаваема народом.
Не знаю что и подумать, может некому было давать звания в республике, а хвастаться достижениями надо, а тут единственный свой -коми композитор Михаил Герцман.

Ха!
3 ноя 2016 21:43

Коми? :)))

Вася
5 ноя 2016 13:45

Ничья и никакая музыка никому ничего не должна. Запомните этот постулат.

Хулио Ган
6 ноя 2016 01:47

Каким образом кулёк мне платит, если я там ни разу в жизни не был и не собираюсь быть?
У тебя, дурик "Ха!", мозг отклеился.

3 ноя 2016 20:44

Те, кто завидует Герцману... напрасно переживают. За все свои "звания" он заплатил по полной. Можно спорить: мог ли он сделать в музыке больше? Кто знает? Но и то, что сделал - это очень достойно и уважения и внимания. Лично я - тупица в музыке - получил настоящее удовольствие от "Барышни-крестьянки". Чего и всем желаю.

Щахову В.
3 ноя 2016 20:55

Никто не завидует. Спрашиваем и всё.
У Вас в Коми, когда разговор заходит о культуре, сразу все смотрят на Герцмана. Так ведь республика огромная, где все остальные деятели культуры и искусства? Или нет никого?
Тогда зачем Вам министерство культуры?

так Вам
3 ноя 2016 22:01

мальчика в министрах вполне хватит.
Ситуация в Коми мне чем-то напоминает ситуацию в российском шоу-бизнесе.
Конкурсы всякие проводятся, певцов вполне сносных и даже талантливых хватает. Богата Россия талантами, а телек включишь всё одни и те же, те, что у примадонны в свите, да и те уже ничем не удивляют, старенькие все.

упс!
3 ноя 2016 23:00

"Семёрка", у вас тот самый случай когда цензуры нет, а есть заказчики:)
Удалили просто так комментарий в котором не было оскорблений, а была проведена аналогия состояния культуры в Коми с российским шоу-бизнесом.

гыыы))))
3 ноя 2016 23:10

на семёрке цензура!
А согласно Конституции, Закону о СМИ и утверждению Дмитрия Пескова, цензура в нашей стране запрещена.

Хм
8 ноя 2016 05:02

Чего это некоторых от Герцмана тут аж корчит? Свои бы таланты показали, сравнить чтобы.
Или раасказали хотя бы на худой конец. А то фиг поймешь, то ли моськи , то ли впрямь гиганты русской мысли прорезались.
А уж той тундре неасфальтированной, которой музыка Герцена не известна вообще, надо орбит жевать, чтоб умней казаться.

по тундре,
13 ноя 2016 23:29

по железной дороге)
Не корчит "тундру" от Герцмана, ответственно заявляю: Не КОРЧИТ.
Столько много лет прошо, а всё так и слышно: Герцман, Герцман огого, Что скажет Герцман...
Искренне жаль. Нет, не Герцмана) Жаль культуру Коми, жаль что живёт себе Герцман в Республике и тишина вокруг него. Прямо-таки культ личности Герцмана.
Или в Коми действительно не нужны работники культуры и искусства? Будет министр и Герцман, и тому хорошо и другому, один другому мешать не будут.
А когда работников культуры много, то тогда конкуренция, интерес, новые мысли, полёт фантазии:)
Так что, тундра, как Вы изволили заметить "неасфальтированная" это не про меня, а сами догадайтесь про кого. Ценю Вашу самокритичность.

на худой
14 ноя 2016 12:06

конец,
надо же, как)))
Кажется 35 лет назад я правильно сделал, что уехал из Коми.
Как тогда главным достижением Герцмана было то, что он друг Леонтьева, так и сейчас.Открываю Википедию, читаю: Друг Валерия Леонтьева.
Видите как) люди могут не знать что написано композитором М.Г., но зато запомнят чей он друг. Это всё же талант надо иметь, чтобы так себя преподносить)))

О-о-о...
14 ноя 2016 13:28

А ещё тут есть друг друга Валерия Леонтьева, тоже с амбициями... То ли в кульке, то ли в филармонии :)))

берегите
16 ноя 2016 14:19

национальную культуру коми.

Хм...
16 ноя 2016 16:47

От Герцманов?

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
ВластьИнтервьюКомиКультура