В Общественную палату Кировской области поступила информация о том, что в нескольких школах Слободского района есть проблемы с безопасностью: их территории не огорожены, туда заходят посторонние люди и пьют алкоголь. Охраны, видеонаблюдения нет, с освещением не все гладко. Члены палаты вместе с коллегами из ОНФ 20 октября поехали посмотреть на это своими глазами, вместе с ними отправился и корреспондент «7x7».
«Помогите не нарушать закон»
Школа в деревне Шихово — единственная в населенном пункте. На въезде на ее территорию совсем невысоко над землей висит железная цепочка. Это единственное препятствие, которое можно встретить перед двором школы. Сама школа выглядит весьма непрезентабельно — подтеки на стенах, начинающие откалываться кирпичи, только два пластиковых окна, все остальные деревянные. Внутри, сразу у входа, расположен гардероб. Из него на шум вышла миниатюрная девушка, попросила журналистов предъявить документы и тщательно переписала данные в журнал. Как оказалось позднее, эта девушка — единственная, кто может преградить вход человеку, который пожелал проникнуть в здание.
Когда в фойе уже становилось тесно от количества журналистов и общественников, пришла директор школы — Елена Малыгина. Почти без предисловий общественник Александр Булдаков начал указывать ей на недостатки.
— Забора нет, видеонаблюдения даже внутри школы нет, освещение на территории не соответствует, — напирал он.
Директор отвечала, что частично площадка все же освещается, что было сделано «своими силами».
— Но грубо говоря, по закону, у вас ни в какие ворота, ни по СанПиНам, ни по чему, — уточнил Булдаков. Директор призналась, что по СанПиНам действительно есть предписания от надзорных органов и она много раз обращалась в муниципалитет за помощью.
Общественник, видя, что директор смущена таким напором и вниманием журналистов, смягчился.
— Это обязанность муниципалитета — заниматься содержанием территории, безопасным нахождением детей. Давайте так, не вы должны обращаться за помощью, а это они должны исполнять закон. Мы будем поднимать эти вопросы. Это не какие-то пожелания, а закон. А тут директор ходит с протянутой рукой и просит: «Будьте так добры, мы вот нарушаем закон, а вы нам помогите его не нарушать», — сказал он.
Елена Малыгина рассказала, что паспорт готовности муниципалитет школе утвердил, но предписания от Роспотребнадзора «многомиллионные». Надзорный орган не устраивает нехватка оборудования в столовой, состояние окон и полов, стен, уровень освещенности. На руках у директора есть решение местной думы, что деньги на выполнение предписаний выделяться не будут.
В итоге участники выездного совещания пришли к выводу, что директор «делает все что может, но проблема в финансировании».
— В Кирове ситуация с безопасностью школ получше, потому что выделялись средства, по районам дела хуже. Мы проводили мониторинг, проблем много. Не только по наличию заборов. Есть жалобы за территориями школ: отсутствие подъездов, пешеходных переходов, нет внутриквартальных дорог, нахождение вблизи школ питейных заведений, — объяснил Александр Булдаков.
Школьный прожиточный минимум
Следующая школа, которую посетили общественники, — в соседнем поселке Вахруши. Ее директор Игорь Олин встретил их у забора на входе во двор. Забор, правда, огораживает не всю школу, а лишь ее переднюю часть, на остальное просто не хватило денег. Выяснилось также, что сзади школа отгорожена от соседнего двора самостроем — небольшими деревянными сараями и будками. Там обретаются асоциальные элементы. Около сараев за один субботник нашли множество пустых бутылок из-под контрафактного алкоголя, так называемые «фуфырики». Набралось на восемь мешков. Кроме того, прямо около учебного заведения стоит частный дом, проход к нему открыт, поэтому на территорию школы может зайти любой человек.
— Все, что можно было нарушить, нарушено. И самое главное, это не ваша вина как директора школы, за это за все должна отвечать администрация, — начал Булдаков.
— Я вам просто приведу один пример, который отвечает на многие вопросы. Сколько, как вы думаете, стоит эта изгородь? В Кирове этот вопрос был решен. Если посмотреть сметную стоимость таких работ, она составит около 1 миллиона рублей на каждый забор. Периметр нашего забора раза в два больше, чем у любой другой школы в Кирове. То есть 2 миллиона рублей. Нам на подготовку к новому учебному году выделили 15 тысяч рублей. Сопоставив 2 миллиона и 15 тысяч рублей, мы расставили приоритеты. Вы бы знали, сколько у нас предписаний есть и сколько на это надо денег. Думаете, мы бы отказались от изгороди? Нет, конечно, — ответил Олин.
Внутри школы претензии появились к расположению комнаты вахтера. Сначала ее не сразу нашли (женщина была смущена количеством проверяющих), а потом выяснилось, что она не может постоянно контролировать поток входящих в учебное заведение — это невозможно из-за расположения комнаты.
В этой школе частично установлено видеонаблюдение, есть тревожная кнопка. Но если раньше ее обслуживала вневедомственная охрана, то после ее ликвидации нужно пользоваться услугами частников, которых просто нет в Вахрушах. А даже если бы были, на это нет средств. Администрация школы хотела установить турникеты, однако денег в бюджете не было и на это.
— Главный наш спонсор — родители. Они внесли 200 тысяч рублей, я подсчитал. Есть частные фирмы, но они, конечно, не в таких объемах, — заметил директор.
Проблемы финансирования школ и их безопасности во время круглого стола прокомментировал первый заместитель главы администрации Слободского района Александр Костылев.
— Кто обязан и что обязан делать, у нас это все четко прописано. Несмотря на уровень финансирования, эти нормативы распространяются на всех. Но нужно сказать, что хотя бы в рамках карательных действий, их применения и мер реагирования, штрафов и прочего шажок сделан. То есть спрос с учреждений соотносится с их финансированием, — подытожил он.
Видео Никиты Пивоварова
" То есть спрос с учреждений соотносится с их финансированием, — подытожил он."! По-вятски это: "Почо топаем, то и лопаем." Кто же это собирательное "Он" во власти? От - ..., до ...? У гражданина понятно, - лишь бы выжить, детей поднять. У имперского гражданина приоритет более-менее ясен. А у гражданина, его величества, - Императора?