Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Гражданский активист Елена Жолобова — о том, как собрать более полумиллиона рублей на благоустройство парка

Гражданский активист Елена Жолобова — о том, как собрать более полумиллиона рублей на благоустройство парка

«Самым удачным способом оказался событийный фандрайзинг»

Фото Кирилла Шейна
Редактор портала «Мой Нововятск» Елена Жолобова
Фото Кирилла Шейна
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Гражданский активист, редактор портала «Мой Нововятск» Елена Жолобова рассказала на кировском баркемпе о том, как собрать деньги для проекта по поддержке местных инициатив (ППМИ). Ее проект по благоустройству детской площадки в парке лесоперерабатывающего комбината стал победителем конкурса ППМИ в 2016 году и получил бюджетное финансирование в размере более 2 млн рублей, а население пожертвовало на него 536 тысяч рублей.

 

 
 
 

— Я проживаю в Нововятском районе, это самый удаленный район в Кирове, в народе мы называемся «изгоями за переездом». Я расскажу о нашем опыте сбора благотворительных средств в рамках ППМИ. У нас есть общественный совет микрорайона, он был создан год назад, и есть старый заброшенный парк, который когда-то создавался нашим градообразующим предприятием, лесоперерабатывающим комбинатом. Более 20 лет он является бесхозным. В прошлом году муниципалитет оформил его в свою собственность. С той поры появилась возможность его восстанавливать, потому что теперь есть хозяин, который обязан содержать этот парк.

Наша активная группа провела опрос среди жителей, мы спросили, что бы они хотели видеть в парке, предложили несколько вариантов, и больше 50% людей проголосовали за строительство большой детской площадки. Это было очевидно, в любом большом городском парке детская площадка — основной элемент. В конце 2015 года мы подали заявку на конкурс ППМИ и в феврале узнали, что выиграли. Особенность была в том, что среди 150 победителей по области у нас была самая большая сумма софинансирования со стороны населения: 410 тысяч рублей, при всей стоимости проекта 2 миллиона 800 тысяч рублей — это где-то 12% от стоимости проекта.

Мы работали в тесном сотрудничестве с нашим территориальным управлением, и даже они в нас особо не поверили, что мы это сумму соберем. Они настроили нас так: «Держитесь, но вам будет непросто». Когда мы выиграли, у нас был такой настрой: либо пан, либо пропал, расслабляться некогда. Еще конкурс выиграли наши соседи, микрорайон Радужный, и у них был уже большой опыт в реализации таких проектов. Мы же делали все в первый раз. И главное: у нас не было кредита доверия от населения. Если в Радужном многие технологии были откатаны, то у нас такого опыта не было. В этом заключалась главная сложность.

 

Когда мы выиграли, у нас был такой настрой: либо пан, либо пропал, расслабляться некогда

 

У нас не было ни определенной схемы работы, ни теоретических знаний. Действовали методом научного тыка, перебирали несколько способов и смотрели, как они работают. Старались работать по принципу Парето (его суть заключается в том, что 20% усилий дают 80% результата). Мы сформировали перечень: что сработало, а что нет. Хочу заметить, что наш опыт — немасштабируемый: на каждой конкретной территории на определенный момент времени будут работать разные способы.

Например, у нас не сработал метод сбора средств через квитанции, хотя у микрорайона Радужный это сработало. Так как у нас не было наработанного общения с населением, то для нас этот механизм оказался трудозатратным, тем более, с нашей управляющей компанией мы не смогли договориться. Территориальное управление распечатало нам квитанции, многие отказывались их разносить, в итоге из четырех тысяч вернулась тысяча. Затрачено было много усилий, но этот метод просто не сработал в нашем микрорайоне.

Еще мы организовывали собрания в школах и детских садах, где-то приходили на собрание к ТСЖ, использовали микрорайонные мероприятия и рассказывали про нас, про проект, объясняли, почему население должно его софинансировать. Честно говоря, эту идею оказалось сложно донести. И выхлоп от собраний был очень разный. На коллектив из 30 человек мы собирали 100 рублей, на 800 человек сбор выходил и по 12 тысяч. Я оцениваю этот способ как не слишком эффективный. Собрания проводить очень трудоемко, нужно найти время, а группа у вас всего 5–6 человек.

 

На коллектив из 30 человек мы собирали 100 рублей, на 800 человек сбор выходил и по 12 тысяч

 

Зато собрания сыграли хорошую информационную роль. К середине срока, в марте (на сбор у нас был всего месяц), только ленивый не знал, что мы собираем деньги на детскую площадку. У нас работали «агенты влияния», например, председатели ТСЖ, ТОСов, Совета ветеранов. Они пользуются определенным доверием населения, им нужно было только дать агитационные материалы. Согласитесь, если вам позвонит незнакомый человек и попросит 200 рублей, вы откажетесь, а если это предложит председатель дома — шансов собрать сумму гораздо больше. Так что они тихонечко работали и приносили нам деньги. То по 10 тысяч рублей, то по 20. Бабушки вкладывались по 200 рублей, и при этом развернули такую агитационную работу! Ветераны переплюнули все садики и школы, то есть — нашу целевую аудиторию. Мы сыграли на их ностальгии: они помнят, какой парк был раньше обустроенный, мы же позиционировали это так, что площадка — это лишь первый шаг благоустройства.

 

Ветераны переплюнули все садики и школы, то есть — нашу целевую аудиторию. Мы сыграли на их ностальгии

 

Еще мы развесили 18 ящиков для сбора средств — в магазинах, на заправках. На них не возлагали больших надежд. Но у нас они дали ощутимый результат: 50 тысяч рублей. Появились люди — «идеологи ящиков». Например, женщина, мама троих детей, выступила с обращением в социальных сетях. Она просто написала, что придумала такой способ сбора средств: «Я посчитала, что за раз для нашей семьи сдать 1 000 рублей, это много, поэтому я завела такое правило — после покупки оставлять 50 рублей в ящике, и для меня эти пожертвования не кажутся обременительными». Этот ее пост вызвал очень много комментариев; оказалось, что многие люди так делают. И мы подсказали людям: если вы один раз отдали денежку — это не значит, что ваше участие закончено.

У нас сработала сувенирная продукция. Нам помогла девушка-дизайнер, она разработала логотип нашего микрорайона, взяли его из 90-х: сделали кружки и магниты с ретро-фотографиями парка. Они продавались с достаточно большой наценкой, иначе продавать за 20 рублей не было бы смысла. Мы позиционировали это так: эта редкая сувенирная продукция, и вы участвуете в добром деле, получая такой приятный бонус. Реализовывали этот способ целый месяц. Продали 60 кружек и 200 магнитов, собрали 20–30 тысяч рублей.

Самым удачным способом оказался событийный фандрайзинг. У нас как раз была масленица. Мы поставили на площади у Дома культуры наш шатер, пекли блины и продавали сувениры, и, несмотря на ужасную погоду, за три часа мы собрали больше 20 тысяч рублей!

 

 
 
 

В середине срока у нас случился кризис: собрали всего треть суммы — 130 тысяч рублей. Все, кто уже знал о проекте, — уже пожертвовали, все кто знал и не хотел — так и не передумали. Что делать? Мы вернулись еще к одному варианту.

Люди стали писать, что умеют делать маникюр, и предложили делать его дешевле, некоторые предлагали продать ненужные вещи. Так родилась идея нашего благотворительного марафона. Это был апогей нашей акции, мероприятие прошло шикарно! Мы собрали тех, кто уже сдал деньги, но еще хотел помочь, и тех, кто не хотел сдавать, но хотел бы за символическую плату получить какую-то услугу. Принцип марафона был такой: вы получаете услуги — только в два раза дешевле, чем в реальности. У нас были парикмахеры, визажисты, косичкоплеты, люди приносили домашние тортики, был блошиный рынок, мастер-классы и беспроигрышная лотерея, в которой разыгрывали проходки в культурные учреждения. В итоге продали 250 билетов беспроигрышной лотереи. За четыре часа мы собрали 63 тысячи рублей. Получили отзыв от жителей. Дети были довольные и счастливые. Люди удивлялись, что всего попробовали, наелись, да еще и деньги на площадку собрали. Это непередаваемое ощущение, когда ты не просто собрал деньги, но и вовлек людей в процесс. Многие говорили, что наш 41-й [микрорайон Нововятска] — такой крутой! Настолько поднялось сознание людей — от микрорайона-«изгоя за переездом», когда о нем думают по остаточному принципу и здесь плохие дороги, да еще и переезд вечно стоит — до «мы такие крутые собрали такие деньги»!

И когда 31 марта мы подводили итоги, оказалось, что мы собрали не 410 тысяч рублей, а  536, перебрали на 126 тысяч рублей! В территориальном управлении настолько удивились, не поверили нам, что нам столько удалось собрать! Это было круто.

В таких процессах приходится взаимодействовать с администрацией. Большой плюс — это административный ресурс, он решает много проблем. У нас не было проблем с поиском помещения, был центр местной активности, который стал нашим штабом, и был ДК «Маяк», мы пользовались помещением бесплатно, и его сотрудники работали на марафоне бесплатно. Еще теруправление работало с крупными спонсорами. Вятский фанерный комбинат никак не шел нам встречу. И наш глава как-то встретился с ним, и нам дали 40 тысяч рублей, 30 тысяч пожертвовало не самое крупное агентство недвижимости и 20 тысяч — православный приход. Но это уже была спонсорская помощь. Из плюсов: мы не заморачивались с проверяющими органами, когда пекли блины на масленице (хоть девушки были с медкнижками!) — Роспотребнадзор не придирался к нам, так как мы работали под эгидой администрации.

 

В таких процессах приходится взаимодействовать с администрацией. Большой плюс — это административный ресурс, он решает много проблем

 

Минус ППМИ, и это данность — от вас не все зависит, но все репутационные риски будут на вас. Если администрация что-то накосячила, то вы объясняетесь с населением. Например, в Радужном был неприятный случай с квитанциями: администрация две недели не могла договориться с банком о принятии платежей без комиссии, когда люди платили, то с них брали комиссию. Была еще такая сложность — в нашем микрорайоне и в Радужном одно теруправление, главный распределитель бюджетных средств, и у нас был общий счет. При перечислении денег через интернет-банк нельзя было указать, на какой проект они пойдут. Нам звонили из теруправления, и мы буквально по фамилиям вычисляли, что это жители нашего микрорайона.

Сейчас у нас идут конкурсные процедуры с определением подрядчика, летом детскую площадку должны построить, мы объясняемся с людьми — почему так долго.

В 2017 году мы снова решили участвовать в конкурсе ППМИ. У нас нет другого способа выбить деньги из бюджета. Может, этот механизм со множеством недочетов, бюрократизированный, но другого способа нет. Единогласно мы решили, что будем участвовать.

Материалы по теме
Мнение
21 октября
Артём Важенков
Артём Важенков
Результаты референдума в Молдове больше похожи на раскол, чем на консолидацию
Комментарии (4)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
22 июн 2016 19:32

Спасибо Елене за то, что развивает район, куда я только что переехал. Постараюсь ей помочь в её следующих начинаниях

22 июн 2016 23:38

Денис, рада таким соседям!

Вдохновляющая история.

леонид сандалов
26 июн 2016 11:49

Обидно. Выборы выборами, но я все-же верил в вашу объектиность и порядочность.

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Баркемп ВяткаКировская областьЛекции