Житель Йошкар-Олы Анатолий Ядыков попросил в своем обращении на имя министра внутренних дел России Владимира Колокольцева внести изменения в приказ, регламентирующий проведение экзаменационных боев для кандидатов в отряд милиции особого назначения (ОМОН), — сообщили «7x7» в представительстве «Комитета по предотвращению пыток» в Марий Эл 19 мая.
Поводом для открытого обращения стала личная трагедия в семье Ядыковых: полтора года назад после экзаменационного боя при поступлении в ОМОН МВД Марий Эл погиб сын Анатолия, Максим. По обращению родителей правоохранительные органы несколько раз инициировали проверку всех обстоятельств случившегося, но всякий раз не находили причин для возбуждения уголовного дела. В декабре 2014 года родители обратились за юридической помощью к правозащитникам. И только спустя восемь месяцев, 22 июня 2015 года следователь следственного отдела по Йошкар-Оле СУ СК России по Республике Марий Эл вынес постановление о возбуждении уголовного дела по факту смерти Максима Ядыкова после экзаменационного боя в республиканском ОМОН по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 109 Уголовного кодекса РФ («Причинение смерти по неосторожности»).
22 февраля 2016 года новый следователь по этому делу посчитал, что событие преступления отсутствует, и прекратил уголовное дело. Позиция следствия основывается на нормативном документе о тестировании кандидатов в ОМОН. В нем говорится, что на экзамене не предусмотрено обязательное присутствие медицинского работника, обладающего высшим образованием и специальными познаниями в области спортивной медицины. Организаторы тестирования не нарушили мер безопасности и поэтому не могут привлечены к уголовной ответственности, — считают в следственном отделе.
Юристы Комитета по предотвращению пыток обращают внимание на подготовленный по итогам проверок процессуальный документ: сотрудник СК направил командиру ОМОН по Марий Эл представление о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления. В нем следователь предложил ввести на экзаменах обязательное присутствие медицинского работника, обладающего высшим послевузовским образованием. В его обязанности также должна входить проверка общего самочувствия кандидатов, их артериального давления «на всех этапах тестирования, то есть непосредственно перед его проведением, в перерывах между раундами и сразу после его окончания».
Следователь, отказавший в возбуждении уголовного дела предложил руководству ОМОН рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности заместителя командира этого подразделения.
Анатолий Ядыков, как сообщили «7x7» в представительстве Комитета по предотвращению пыток в Марий Эл, провел собственное исследование, проанализировав восемь похожих трагических случаев. Отец погибшего кандидата в ОМОН считает, что причины смертей кандидатов во время экзаменационных боев кроются в нечетких формулировках документа, регламентирующего порядок их проведения. В нем нет ни одного конкретного критерия, каким образом сделать вывод о несоответствии кандидата к предъявляемым требованиям до наступления летальных для него последствий, какие принять меры для его безопасности.
Поэтому отец погибшего просит министра внутренних дел России рассмотреть вопрос о внесении в приказ № 210 (именно он регламентирует порядок тестирования кандидатов в ОМОН) изменений. Он считает, что в приказе должны быть прописаны порядок обязательного медицинского сопровождения, определение «активного боя». Необходима новая методика тестирования кандидатов при трудоустройстве в силовые подразделения МВД.
— Присутствие квалифицированного медицинского работника на экзаменах при трудоустройстве в ОМОН, безусловно, снизит риски несчастных случаев. Именно поэтому необходимо законодательно закрепить обязательное медицинское сопровождение во время проведения экзаменов. Следователь, внеся представление командиру ОМОН, признал, что государство в лице подразделения МВД не предприняло все возможные меры для сохранения жизни Максима Ядыкова. Однако по мнению сотрудника Следственного комитета, этого недостаточно для предъявления обвинения, — прокомментировал ситуацию юрист Комитета по предотвращению пыток Дмитрий Яликов, представляющий интересы родителей Максима Ядыкова.
По словам правозащитника, с материалами уголовного дела удалось ознакомиться совсем недавно. В ближайшее время постановление о прекращении уголовного дела по факту смерти кандидата в ОМОН Марий Эл будет обжаловано. Одновременно представитель Комитета по предотвращению пыток сообщил о намерении подать в суд исковое заявление о компенсации морального вреда, причиненного родителям гибелью их сына.
Молодец! Анатолий Ядыков! Не побоялся открыто с плакатом на улицу выйти и продолжает бороться за погибшего сына.
Уважаемый Анатолий, примите мое соболезнование. А законы надо совершенствовать,ваши действия я поддерживаю.
если у чела были проблемы со здоровьем (а они были), не стоило лезть в спарринг, где заведомо могли настучать по больной голове.
Это был мой ученик,я знаю какое было у него здоровье, а вот тебе клёпа стоит теперь подумать о своих словах...
Согласна, что Анатлоий - молодец. Нашел силы бороться за других, хотя своему сыну уже, к сожалению, ничем помочь не может...
Родителям -искренние соболезнования. Присутствие врача на таких мероприятиях, безусловно, обязательно. А вот с остальным -не согласна. Испытание -оно на то и испытание чтобы проверить выносливость, реакцию и т.д. Иначе -игра в поддавки, ничего общего с реальностью не имеющая. Всякий, ступающий на этот путь, должен понимать степени риска с самого первого шага, понимать что это не игрушки и даже не спорт, это -БОЙ, где могут и убить. Другое дело, что эти вещи нужно чётко объяснять претендентам и, похоже, родителям.
Любого человека нужно готовить, к любому экзамену. Нельзя так резко испытывать. Даже здоровый человек может умереть, потому что не сгруппировался вовремя или удар пришелся в место опасное для жизнедеятельности. Вспомните парень упал и умер в Москве после обычного удара какого-то единоборца с Кавказа.
Чего это за экзамен на выживаемость? Американских шоу насмотрелись? Кинули в воду - выплывет-не выплывет что ли? Или у нас для ОМОНА только дубины стоеросовые нужны для битья? Выпускать человека на ринг без подготовки - крайняя степень непрофессионализма со стороны тех кто организует и проводит экзамен. С них надо начинать!
со здоровьем могут быть явными,а могут быть скрытыми. Никак не проявляющимися, до экстремальной ситуации. Поэтому это невозможно предусмотреть. Так что сетования, типа зря полез... ниочем. Он же сам себе не доктор был, чтобы предположить проблемы со здоровьем?
Жалко отца, как жалко и того, кто убил в спарринге его сына
я думаю, что такие испытания необходимо просто переформатировать
1-я часть = проверка тестирование психологом, проверка физической подготовки (предварительный прием)
2-я часть = физические тренировки, стрелковые тренировки (основной отбор)
3-я часть = выбор специализации бойца (отбор по специализации, функционалу)
4-я часть = бой (окончательный отбор)
Я так думаю, что к 4-му этапу многие кандидаты могут показать себя так хорошо, что у командиров даже не будет нужды проверять их на таких тренингах .... например сапер, снайпер, врач .....
при этом если от 1-го этапа до 4-го этапа пройдет не менее 4-6 месяцев то многое будет уже выяснено и так - в повседневной работе с кандидатами ...
вся беда, что если копнуть, то выяснится .. что все эти испытания не зафиксированы официально в структуре МВД как некие испытания и имеют (если имеют) только статус рекомендации .... не более
как жить родителям? сына убили на экзамене и куда? в МВД...где правда? нет правды. Отец-боец настоящий!
МВД удивительная структура. Ряд руководителей глядя в глаза откровенно врут.