Общественникам и правозащитникам крайне сложно попасть в социальные учреждения, особенно туда, где находятся дети. Об этом на секции, посвященной общественным проектам по защите прав граждан VII Гражданского форума в Сыктывкаре, рассказала воркутинка, многодетная приемная мать, член группы социального контроля Общественного совета Воркуты Лидия Шоличева.
По ее словам, общественники периодически проверяют социально значимые учреждения Воркуты. Большая их часть находится в подчинении республики. Поэтому, отметила она, практически невозможно попасть в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
— Мы называем его «приют», — пояснила Лидия Шоличева. — Длительное время мы пытались попасть к ним с проверкой, потому что у нас накопилось много вопросов. Как таковую социально-реабилитационную работу центр не осуществляет. Мы считаем, что, когда ребенок попадает в приют, работа в первую очередь должна вестись с семьей. А ребенка просто изымают и запрещают общаться с родственниками.
Особенно трудно, по словам правозащитницы, попасть в воркутинский детский дом.
— И, я думаю, не только в наш, — высказалась Лидия Шоличева. — Во всяком случае, мы также не могли войти в детдом в Ухте. У нас заявляют, что это учреждение закрытого типа. С тюрьмами — куда проще, пожалуйста, говорят, хоть сейчас приезжайте и проверяйте. На каком основании и за какие наказания наши дети оказываются в «учреждениях закрытого типа» — нам не понятно.
По мнению правозащитницы, Общественный совет должен обладать правом проверки всех социально значимых учреждений на территории муниципального округа.
Также, сообщила она, в Воркуте участились случаи, когда детей изымают из семьи без достаточных на то оснований. Лидия Шоличева рассказала один из недавних случаев, с которым ей пришлось столкнуться: у молодой мамы забрали месячного ребенка.
— Органам опеки показалось, что, находясь в патологии новорожденных, мама была слишком обеспокоена здоровьем ребенка: как он ест, как он спит. И они заставили ее пройти обследование у психиатра, — рассказала воркутинка. — Она неделю пролежала в психиатрической больнице, принесла справку о том, что здорова. Но ей сказали, что иск уже в суде о лишении родительских прав. В результате порядка полугода мы отстаивали интересы этой женщины, а ребенок находился в Доме ребенка. Его вернули и через почти год снова отобрали. Органам опеки снова кажется, что мама не совсем здорова. В наше время почему-то очень легко отобрать детей. А потом родители, бегайте, если у вас хватит сил и энергии.
Такая практика губительна для республики, заявила правозащитница.
— Я была во многих регионах, но нигде такого не видела, как у нас, чтобы детей можно было так легко лишить семьи. Я бы очень хотела, чтобы на это обратили внимание, и та же Общественная палата Коми активно занялась защитой прав детей в нашей республике, — заключила выступающая.
Лидию Шоличеву поддержал модератор площадки, председатель Общественного совета Усинска Дмитрий Латынин.
— Хорошо, что вы вынесли этот вопрос, — подчеркнул он. — Эта проблема для региона назрела и сейчас начинает выплескиваться, и подобные проблемы происходят не только в Воркуте. Мы сталкивались с этим в Усинске и ряде других районов республики. Попрошу общественников обратить на это внимание. Это очень серьезный сигнал, который так или иначе приведет к тем или иным позициям ювенальной юстиции, от которой мы категорически отталкиваемся.
Вам нужно расчитывать только на свои силы. К сажалению ОП г. Сыктывкара вам не помогут, это коридор для опта в госсовет.
Вроде как Шоличева уже и не приемная мать, а просто мать
Что-то не поняла. А у нее свои дети разве есть? По статьям прошлым думала что все приемные.
Есть и свои и удочеренные, и усыновленные. Да и приемные от неё никуда не делись. Опека лишила её опекунского пособия , теперь дети им не нужны, пусть живут где хотят. А хотят они жить с такой матерью, как Шоличева.