Заместитель главного редактора и ведущая радиостанции «Эхо Москвы» Татьяна Фельгенгауэр, как и ее коллеги Александр Пикуленко и Александр Плющев оказалась в столице Марий Эл впервые. Их всех привела в Йошкар-Олу дорога: с 19 июля проходит автопробег по российским городам, посвященный 25-летию радиостанции. В некоторых из них они делают остановку, чтобы заняться привычным для себя делом: рассказывать и показывать все увиденное слушателям и читателям. Корреспонденту «7х7» Татьяна Фельгенгауэр рассказала об интервью с Павлом Плотниковым, особенностях работы журналиста в экстремальных условиях автопробега и неизгладимых впечатлениях, которые оставляют йошкар-олинские новоделы в сердце впервые увидевшего их гостя столицы Марий Эл.
— В чем заключается программа-минимум автопробега «Эхо Москвы» — есть ли какие-то задачи, которые обязаны выполнить журналисты в тех городах, где они останавливаются?
— Проводим встречи с нашими слушателями, участвуем в программах региональных радиостанций «Эхо Москвы» — там, где они есть. И в каждом регионе автопробега запланированы интервью с губернаторами, главами регионов или мэрами. Например, в Ярославле у нас было интервью с губернатором области. Понятно, что с мэром там интервью не сделаешь, так как он у них находится в московском СИЗО. В Марий Эл нам удалось договориться с мэром Йошкар-Олы. У нас есть такой формат программы «Город за спиной», когда мы с градоначальником обсуждаем проблемы городского хозяйства, коммунальные проблемы, дороги, бюджетные, взаимоотношения с главой региона, с другими городами — как столица влияет на жизнь региона или не влияет. Плюс, поскольку мы находимся в Марий Эл, хотелось бы поговорить о каких-то национальных особенностях жизни в столице и регионе. Это может быть разговор о наличии вывесок на марийском языке на улицах Йошкар-Олы или об уровне национального образовательного компонента, чему, например, придают большое значение в Татарстане. Вот такие проблемы и вопросы. К тому же мэр Йошкар-Олы известен своим таинственным исчезновением… Я надеюсь, что мы успеем все это вместить в 20-минутное интервью.
— А о чем говорили бы с главой Марий Эл, если бы интервью было с ним?
— Примерно о том же самом, плюс про отношения с федеральным центром, о выборах, про оппозицию — есть или нет, про национальные особенности республики. Конечно, к губернаторам, наверное, больше вопросов политических, чем хозяйственных. В этом плане с мэрами чуть проще. Хотя тоже по-разному: история ярославского мэра показывает, что там на уровне градоначальника преобладающими становятся политические вопросы и проблемы. Так что у каждого города свои особенности.
— Процесс согласования интервью с руководителями городов и регионов — насколько он сложный?
— Этим у нас занимаются гостевые продюсеры, но, судя по тому, что на моем отрезке автопробега в каждом городе есть интервью, на контакт идут. Другое дело, что сейчас пора летних отпусков и не всегда эти люди присутствуют в городе. Но категорически «нет», по-моему, пока никто не говорил.
— Невозможно было не заметить реакцию журналистов «Эха» на новоделы на йошкар-олинской набережной. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями еще раз.
— В Йошкар-Олу мы приехали вчера вечером, было уже темно. Нас очень сильно пугали дорогами — тем, что они плохие. Трасса, по которой мы попали в Марий Эл, была замечательная. А вот в самой Йошкар-Оле чуть не утонули где-то во дворах. Гуляли по центру города — там, где идет строительство, расположены разные копии и намеки на… Это удивительно и неожиданно. Если не готовиться к поездке и не читать про город, это как-то внезапно — красиво и интересно. Мне кажется, в этом плане в Йошкар-Олу стоит как минимум один раз приехать, чтобы увидеть, что вдруг в столице Марий Эл есть Амстердамская набережная или набережная Брюгге. Или подъехать к этому «Палаццо дожей». Это неожиданно, тем более что напротив стоит такое абсолютно советское здание мэрии.
— Предстоит встреча со слушателями. Как вы себе ее представляете, много ли местных жителей на нее придет, о чем будут спрашивать?
— Я так думаю, это люди, которые слушают нас в интернете, на нашем сайте. По опыту нашего прошлого автопробега могу предположить, что людей, составляющих аудиторию «Эха Москвы» в разных городах, интересуют в чем-то сходные вопросы: они говорят о проблемах, их волнуют персоны различных ведущих радиостанции, общение всегда бывает интересным и полезным. Что будет в Йошкар-Оле — пока не знаю. Мы не прилагали каких-то особых усилий для сбора аудитории. Разместили объявление о планируемой встрече на нашем сайте. Получили, кстати, разрешение от местных властей на проведение массового мероприятия.
— Что будет в итоге, в результате остановок автопробега «Эха Москвы» в разных городах?
— Помимо интервью, которые мы отправляем в Москву, это еще фотоотчеты и отчеты о состоянии дорог. Стремимся создавать такой эффект присутствия.
Побыл на встрече с журналистами "Эха", сложилось впечатление, что приехала команда от журнала "За рулем": все больше о дорогах; о заправках; о том, на какой машине приехали и почему...Одним словом: "Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!". Этот лозунг в Марий Эл понятен, особенно, если учесть, что в прошлые выходные с успехом прошла очередная "Бендериана". Но такое несколько не вяжется с анонсированной программой поездки. Попытки привлечь внимание к местным проблемам не нашли поддержки. Например, на вопрос о том знают ли гости, что "непохожесть" марийской столицы делается произвольно и независимо от мнения и представления ее жителей, да еще в долг, который доведется выплачивать детям и внукам ныне живущих - последовал ответ типа: "Так теперь все в долг живут". Получается, что "Эху" все равно, спрашивают ли горожан, как им жить, или "демократично" надевают хомут долгов без спроса.
На вопрос: "Обсуждается ли на подобных встречах - насколько адекватно воспринимают россияне тот факт, что мы "уже заплыли" в 21 век, и необходимо мыслить (и практически жить) в парадигмах нового времени, а не продолжать пытаться затянуть в сегодня" старые", - последовало не очень понятное: " У каждого свои представления, это дело частное". Как-то странно было это слышать такое от участников автопробега: Уже есть опыт: когда устройство жизни в стране не зависит от граждан - это приводит к ГУЛАГу (о существовании музея которого гости с удивлением узнали). Одним словом, через полчаса встречи стало скучно. А так хотелось живого обсуждения важных для сегодняшнего момента России и Республики проблем (основанием для надежды было, в том числе, впечатление от интересных бесед Татьяны с В.А. Шендеровичем). Может потом разговорились и я рановато ушел?
Разговор о конкретных проблемах требует СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ. А на подобный встречах можно поговорить только на общие темы или на темы, которые собеседникам заранее хорошо знакомы.
Разговор о конкретных проблемах требует СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.
Для ПЕТР МЕДВЕДЕВ: Как-то Вы про "Эхо" - не ТАК. Если таким "Акулам эфира" нужна какая-то особая ПОДГОТОВКА, чтобы с людьми разговаривать, то зачем, в таком разе, они из Москвы в Россию выехали? За "голимым Пиаром"? (Известно, что россияне делятся на две части: одна часть, что в Москве, "кольцевая", остальные "замкадыши", т.е. мы - в России живущие). Во всяком случае, была надежда, что будет о чем с участниками автопробега поговорить в неформальном формате (извините за каламбур), но ...ОНА первой и пала.