По данным Фонда независимого мониторинга «Здоровье», младенческая смертность в январе-апреле 2015 года выросла по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в 28 российских регионах.
Фонд независимого мониторинга опубликовал данные о регионах — лидерах прироста смерти новорожденных, основанные на информации федерального статистического наблюдения. Самый высокий рост младенческой смертности показали Псковская область (79,6%), Республика Марий Эл (62,7%), Забайкальский край (45,2%), Калужская (44,8%), Томская (47,2%), Тульская (41,7%) области, Кабардино-Балкария (40,7%).
По мнению директора Фонда, члена Общественной палаты России Эдуарда Гаврилова, причину следует искать в непродуманной организации медицинской помощи, связанной с сокращением акушерских коек под видом оптимизации. В качестве примера была приведена ситуация с центральной районной больницей Козельска Калужской области, где сокращение акушерских коек привело к тому, что женщины вынуждены ехать в роддом в областной центр, расположенный в 100 км, что создает угрозу для здоровья как матерей, так и их будущих детей.
Эта история характерна для Марий Эл. Впрочем, в нашей республике подобная оптимизация началась 10–12 лет назад.
Эдуард Гаврилов также обратил внимание на тот факт, что при закрытии роддомов и акушерских коек, как правило, не учитывается мнение местных жителей.
Это напрямую связывается с сокращением коек акушерско-гинекологического профиля, реструктуризацией сети женских консультаций в рамках общей оптимизации здравоохранения.
В 2012 году Россия, в соответствии с рекомендациями ВОЗ, перешла на новые критерии учета новорожденных, при которых в статистику попадают младенцы, рожденные раньше положенного срока с весом от 500 граммов.
Следует отметить, что в целом по России показатель младенческой смертности снижается. В 2014 году, по данным Росстата, в 40 регионах младенческая смертность превысила среднероссийский показатель, составлявший 7,4 на тысячу родившихся. Прошлогодний показатель Республики Марий Эл — 8,1 смерть на 1 000 родившихся. Действительно, первый заместитель главы Министерства здравоохранения Марий Эл Марина Панькова признала, что «республику по показателям младенческой смертности лихорадит». Наиболее высокий ее процент наблюдается в Сернурском и Мари-Турекском районах.
Тем не менее позиция Минздрава, неоднократно высказываемая министром Владимиром Шишкиным, заключается в том, что оптимизация родильных отделений в Марий Эл исходит из целесообразности и возможности нахождения высококлассных специалистов и современного медицинского оборудования в районных центрах. По его мнению, Республика Марий Эл — компактный регион. Расстояние от окраин до столицы, Йошкар-Олы, в редких случаях превышает 100 км. Возможность доехать без осложнений до перинатального центра, расположенного в столице, имеют практически все беременные женщины. Современное же оборудование и дефицитных высококлассных акушеров проще и разумнее концентрировать в одном медицинском учреждении, а именно — в перинатальном центре в Йошкар-Оле. Еще одна сложность, по словам министра, заключается в том, что невысокая частота родов в районных отделениях приводит к снижению качества приема родов акушерами:
— В Куженере, по статистике, роды в среднем принимают раз в три дня. Практики у специалистов нет, это повышает риск врачебных ошибок.
Родильные отделения в районных центрах Марий Эл закрывались в течение 2006–2007 гг. Оптимизация затронула пять районных центров.
В мае 2015 года стало известно, что Йошкар-Олинский перинатальный центр будет реконструирован. К нему пристроят «высокотехнологичный корпус». Стоимость работ оценивается более чем в 650 млн руб. Ожидается, что строительство завершится к концу 2017 года.
Мне кажется аргументация министра убедительной. А вот такие факторы, как наркомания и пьянство, курение, внебрачные сожительства, низкий общий уровень культуры оказывают куда более серьёзное значение в вопросе детской смертности, чем сокращение акушерских коек. Республика наша - всего ничего, как один московский департамент. Поэтому оптимизация родильных отделений вполне обоснована во всех отношениях.
Наркомания - несомненно.
Пьянство - безусловно.
Курение - да.
А вот каким образом на рост детской смертности могут влиять внебрачные сожительства
(хотя, сразу оговорюсь, я вовсе не за такую форму гендерных взаимоотношений, но каждый волен жить, как ему нравится)
это мне не понято.
Что, внебрачные сожители априори не могут быть здоровы (обязательно наркоманы, пьяницы и куряки) и, соответственно, не могут дать здоровое потомство? Может быть, в последнем случае определяющим является такое взаимное чувство, как любовь?
Кто-то явно желает представить дело таким образом, что якобы детки сами виноваты в том, что не получают должного лечения и в итоге помирают ))) Абсурд ) Такой же абсурд, как и навязанное мнение о том, что город грязный потому, что жители мусорят, а не потому, что городские службы не занимаются уборкой должным образом. А дороги плохие не потому, что их не ремонтируют, а потому, что по ним ездят плохие водители ))))))) Именно это и пытаются внушить нам деятели типа маркеловых-шишкиных-плотниковых и сушенцовых.
А не потому ли, что у нас не хватает человечности и хороших специалистов. Будучи беременной подскочило давление, по скорой привезли в роддом, мне там ответили "Мы такое не лечим", когда спросила все ли хорошо с малышом, мне ответили "У нас нет УЗИста", как так? А когда с первым угораздило меня туда на сохранение попасть, дак вообще как концлагерь, такого беспредела я еще не в одной больнице не видела :(