4–5 июля на туристической базе «Гажа вöр» (Сыктывдинский район Коми, 57 км от Сыктывкара) состоится четвертый сыктывкарский баркемп. Это двухдневный палаточный лагерь за городом, участники которого на природе слушают лекции, дискуссии, участвуют в мастер-классах, делятся опытом маленьких побед (например, улучшением работы общественного транспорта Сыктывкара или открытием негосударственного центра помощи детям с аутизмом). А еще — это отдых на природе, купание в пруду, катание на лошади, рыбалка, вечерний концерт и песни у костра.
Общей темой баркемпа в этом году стал кризис — экономический, политический, «в головах». Все гости мероприятия, в том числе и московские эксперты, подготовят свои выступления с учетом этой темы. Их лекции по традиции будут перемежаться с прогулками и культурной программой.
Особенностью баркемпа в этом году станет то, что в нем увеличится количество познавательных мероприятий в неакадемичной форме. То есть обучение и информирование через развлечение. Об этом и других подробностях грядущего мероприятия «7х7» рассказал один из его организаторов, член Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Павел Андреев.
— Для тех, кто мало знает, что такое баркемп... Как ты сам объясняешь своим знакомым и друзьям — что это за мероприятие?
— Это пикник, скорее. Интеллектуальная свободная тусовка, где очень много молодежи и людей, которые не боятся делать что-то сами и про это рассказывать, общественных деятелей. Они пишут об этом в блоге или реализуют в журналистике.
— Тема четвертого баркемпа — «Кризис как шанс». Почему организаторы остановились на этой теме? И вообще, есть ли кризис?
— Самый простой ответ на то, есть ли кризис. Одним из выступающих на баркемпе будет Наталья Зубаревич, один из лучших экспертов в стране, который разбирается с ситуацией в регионах. Поэтому лучше у нее будет спросить, можно ли с экономической точки зрения назвать современное состояние российской экономики кризисом или нет. Я, как обыватель, вижу, что на деньги, которые я получал год назад, условные 10 тысяч рублей, сейчас могу купить значительно меньше. Это, конечно, связано с фантастическими колебаниями валют, которые отражали настроения российской экономики. Поэтому с этой точки зрения кризис в экономике есть. Другая вещь, что в целом мне было бы интереснее поговорить про кризис доверия людей друг к другу. Люди сейчас не уверены в том, что могут что-то поменять. Что можно собраться вместе и сделать что-то конструктивное. Не что-то у кого-то отобрать, а собраться вместе и сделать что-то вместе, поменять в лучшую сторону. О различных способах самоорганизации мы и будем разговаривать — что мы можем сделать сегодня. Мы заявили общую тему и ждем различных спикеров, которые сами определят содержание. Поэтому только могу сказать: «Пожалуйста, пишите заявки на выступление на баркемпе, на проведение какого-то мастер-класса, интерактивной игры либо же вообще какого-то нестандартного способа выступления на тему того, как человек, либо группа людей, либо город могут быть эффективнее, как они могут лучше использовать те ресурсы, которые у них есть». Наше восприятие кризиса такое, что кризис — это понимание того, что мы работаем не очень хорошо и не очень эффективно. Об этом мы и хотим поговорить.
— Это уже четвертый сыктывкарский баркемп. Как изменилось это мероприятие? Произошел ли рост качественный мероприятия?
— Сама суть, цель осталась прежней. Это идея, в которую мы до сих пор верим. Что люди могут сами собраться, придумать содержание, и оно будет реализовано. Главный успех идеи за эти четыре года в том, что мы до сих пор в эту концепцию верим. Мы не пишем программу выступления, где все жестко расписано, 15 минут на выступление, пять минут на вопросы и еще три минуты на бурные овации для замечательного спикера. Мы продолжаем работать как свободная площадка, и как она будет окончательно выглядеть, я сейчас не знаю. И не знаю, как сейчас читающие и слушающие это интервью отреагируют на наше предложение снова собраться.
— Фактически сейчас — это старт приема идей для тех, кто хочет выступить.
— Да, это публичный старт. Обычно мы обращаемся к людям, которые участвовали в прошлом году. У нас есть группы в соцсетях, где есть люди, готовые не просто приехать на два дня, а 2–3 месяца поработать. Поэтому первый старт был среди команды из 15–20 человек. Впервые в этом году такая большая команда, которая готовит баркемп. Но сейчас мы уже ждем идей и предложений ото всех.
— После прошлогоднего баркемпа было собрание, такое afterparty, где люди просто высказывали мнения, пожелания по поводу организации. Одно из мнений, которое звучит после каждого мероприятия, что оно для «своих», «своей тусовки» из 250–300 человек. И какой смысл делать такие мероприятия для своих, если там транслируются хорошие идеи, которые другие люди услышать не могут. Оно так останется в этом году, условно, «для своих»?
— В начале прошлого баркемпа, на открытии, я задал вопрос на публике: кто здесь в первый раз? Две трети подняли руки. Конечно, это мероприятие для своих. Но в том плане, что оно для людей, которые открыты новым идеям и альтернативным точкам зрения. Да, оно для своих, но это не значит, что соберутся 20–30 старых друзей, нас будет значительно больше. И многие из них будут совершенно новыми людьми. И даже если вы приедете и у вас там будет сто людей, которых вы знаете, будет еще как минимум сто, которых вы не знаете. Это вопрос того, как вы будете пользоваться площадкой. Будете ли вы подходить к новым людям, чтобы узнать, почему они здесь и что вы можете вместе сделать.
— Как ты думаешь, почему на мероприятие, которое посещают федеральные эксперты, например, члены совета по правам человека, интересные спикеры из сообщества «Диссернет», не посещают и обходят стороной самые посещаемые и популярные СМИ в регионе?
— Чего тут гадать. Есть решение «Желтого дома» [администрация главы и правительства Коми] не освещать наши мероприятия. Если в первый год еще были попытки «Комиинформа» поставить анонс, который убрали после звонка, то на второй-третий год приняли решение замалчивать наше мероприятие. В действующих российских условиях, я считаю, это очень хорошо для нас.
— Почему?
— Общий тренд: если писать сейчас про какие-то независимые мероприятия, то надо поливать грязью. Поэтому иногда если не замечают — это хорошо, у нас остаются соцсети.
— Они боятся? В чем мотив не писать?
— Ну потому что мероприятие хорошее. Грязь писать не хочется, рекламировать мероприятие тоже не хочется.
— В прошлые годы акцент был сделан на образовательной части. Это были такие получасовые выступления людей, в которых они рассказывали про работу, общественную деятельность, свои успехи, про то, что они смогли поменять в своем подъезде, дворе, городе. В этом году что-то поменяется в этом вопросе?
— Очень зависит от отклика разных выступающих. Мы хотим, чтобы баркемп проходил очень динамично. Будут не только лекции, но и игры, возможно, какой-то большой квест, возможно, будут дискуссии и разные выставки, ночная программа.
— В прошлом году для кого-то было неожиданным, для кого-то ожидаемым увидеть уполномоченную по правам человека Надежду Быковскую. Если называть вещи своими именами, все-таки это человек, аффилированный с властями, как это воспринимать?
— Очень забавно было ее увидеть на лужайке, как такую неформальную женщину, я от нее такого не ожидал. А вообще, всегда могут приехать любые чиновники. И каждый год с ними — на уровне министров и замминистров — проходят обсуждения, и всегда люди говорят, что это очень интересное мероприятие, и эти детали обсуждаются. Но вот да, не решаются приехать и выступить на независимой площадке. Не потому что они решают, что плохое мероприятие. В личных беседах они говорят хорошие слова про мероприятие. Но для себя они решают, что лучше не участвовать. Если кто-то из важных чиновников решит, что приедет, для меня это вообще не будет никаким сюрпризом.
— На одном из баркемпов выступал Евгенй Вологин, которого многие считают «персонажем» на республиканском общественно-политическом поле. Понятно, что мероприятие открытое. Интересно, как он там оказался и почему вы его пригласили?
— Мы его не приглашали. Он зашел в группу «ВКонтакте», записался и решил выступить. Выступал он на дискуссии. У условно консервативного фланга есть проблема: они не готовы поддерживать дискуссию. Люди, которые поддерживают какую-то официозную пропаганду, с большой радостью записываются на телевидении, когда все заранее срежиссировано. Уже сейчас в интернете появляются люди, которые пишут разные мракобесные вещи, совершенно не стесняясь. Но из более приличных людей, которые готовы прийти на дискуссию и оспаривать и защищать непопулярные в либеральной среде точку зрения, их просто нет.
— Также во время прошлых обсуждений баркемпов звучал упрек, ну или можно назвать наблюдением, что многие люди выступают на этом мероприятии, но это не выливается во что-то большее. Видишь ли ты практические результаты от того, что происходит на мероприятии. Во что это выливается дальше?
— Мы не строим какую-то партию и не хотим, чтобы завтра люди шли под какими-то флагами и что-то строили. Баркемп нужен для того, чтобы поддерживать какие-то инициативы, которые бы затем развивались. Простой пример. В прошлом году Марина Седова презентовала проект мониторинга общественного транспорта. И в прошлом году это была просто идея в социальной сети, группа «Сыктывкар-Автобус». В этом году их деятельность вышла на кардинально иной уровень: несколько десятков людей были вовлечены в очень большой мониторинг общественного транспорта. На основе этого был подготовлен очень серьезный доклад по изменению ситуации в этой сфере в Сыктывкаре. Мне кажется, он скоро будет презентован, и в том числе на баркемпе.
— Будет ли все по-прежнему в бытовом плане?
— Быт там организован так: если вы хотите провести безвылазно двое суток в лагере, то вам придется жить в палатке. Это находится в 40–50 километрах от Сыктывкара, поэтому за час можно приехать и на следующий день уехать. Туда мы едем вместе организованно и обратно тоже. На месте будет полноценное горячее питание, за небольшие деньги можно будет купить себе еду. А если есть желание, можно приготовить самим. Также есть доступы к электричеству, чистой воде, туалетам, и вообще проходить это будет на базе отдыха, где есть развлечения в стиле сельского туризма. Это катание на лошади, рыбалка, купание в пруду, баня, волейбол. Самое главное — если у кого-то появятся идеи, как все лучше обустроить — пишите организаторам. Мы поможем реализовать любую хорошую идею.
Группа сыктывкарского баркемпа
Третий сыктывкарский #баркемп в фотографиях участников
* * *
Первый баркемп состоялся в Сыктывкаре в 2012 году, он был организован интернет-журналом «7х7» и Коми правозащитной комиссией «Мемориал». Палаточный лагерь на турбазе «Гажа вöр» в 57 километрах от города посетило около 200 участников, с получасовыми лекциями выступили 25 человек, в том числе гражданские активисты и общественники из Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Архангельска. В Сыктывкар приехал создатель социальной сети «Заливает.СПб» Федор Горожанко и муниципальный депутат района Южное Тушино Москвы Вера Кичанова, рассказавшая о том, как с помощью Твиттера стать депутатом и каких успехов можно добиться на законодательном поле.
Второй и третий баркемпы также проходили на туристической базе, на каждом мероприятии выступало более 25 человек.
В прошлом году гостями баркемпа стали эксперты федерального масштаба. Руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон рассказал о том, как с помощью манипулятивных технологий изменилось российское общество в 2014 году и почему рейтинг Владимира Путина взлетел до 84%.
Член Совета по правам человека при Президенте РФ Сергей Кривенко высказал свое мнение по поводу того, какая армия нужна российскому обществу. Главный редактор интернет-издания «Кавказский узел» Григорий Шведов поговорил с аудиторией о том, что такое манипуляции и пропаганда и могут ли маркетинговые технологии быть полезны обществу. Специалист сетевого сообщества «Диссернет» Андрей Ростовцев поведал, как он вместе с коллегами разоблачает политиков, чиновников, бизнесменов, которые списывают свои диссертации.
Павел, записаться на выступление можно только вконтакте? Или здесь примите мою заявку?
А на какую тему вы хотите выступить? (если не хотите раньше времени анонсировать на публике, напишите мне на почту: [email protected])
"Идеология - как оружие массового поражения". Или можно иное: "Теория обмана"....
Паша, а за что ты меня в полный "игнор" поставил? Запрет на включение в "Мнения", запрет на трансляции в соцсети.
Чем ты теперь отличаешься от "пашиста" Марущака?
Впервые слышу о таких запретах
Да, и не надо мне бздеть про "новую платформу". Визуально она лучше. Но реально она дает тебе шанс манипулировать рейтингами.
Паша, пока не захромал и не превратился в младогеббельса, угомонись... !
С Нейтральной благожелательностью отношусь.. У меня сумасшедший сородич любитель беркампа... Но не к тому... Сегодня возникла потребность выяснить один вопрос... Стационарного телефона не имею позвонил с сотового... Меня целых 6 раз переадресовывали по телефону... Мы типа в курсе ваших проблем но лучше позвоните по такому телефону ( это целых 6 раз) гремучая машина бюрократии... Конечно не гремучая но вы поняли... Как с этим бороться? Я сам был чиновник когда-то... но до таких масштабов эта гидра выросла в коми.... Песец...