Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Костромская область
  2. Костромская область подошла к фактическому дефолту

Костромская область подошла к фактическому дефолту

Госдолг региона достиг 120% от собственных доходов бюджета

Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Костромская область стала одним из 20 российских регионов, испытывающих крайний бюджетный кризис и фактически дошедших до состояния дефолта, сообщают «Ведомости» со ссылкой на экспертный доклад «Высшей школы экономики».

По данным издания, при общем росте номинальных расходов бюджетов на 43% за 2009−2014 годы рост финансирования по социальным статьям был почти вдвое выше, их доля в расходах увеличилась с 49 до 62%. На фоне стагнации экономики эта ситуация привела к кризису региональных бюджетов.

— Пониженную долю соцрасходов (менее 50%) сохранили только самые богатые регионы — Москва, Сахалин, Тюменская область, Ямало-Ненецкий округ. Максимальной доли (до 70% расходов) соцрасходы достигли в высокодотационных бюджетах кавказских республик, а также в более развитых регионах, которым пришлось выбирать между поддержкой экономики и бюджетников, — сообщает издание.

При этом по уровню долговой нагрузки регионы можно разделить на пять групп: «богатые» — нефтедобывающие и федеральные города (9 регионов); «более ответственные» — 12 регионов с относительно низким долгом; «середняки» — 33 региона с большими долгом и дефицитом. Девять экономически слаборазвитых регионов с высокой долей федеральных трансфертов в доходах отнесены к «высокодотационным». Еще 20 регионов — в состоянии дефолта. Сюда отнесены, например, Удмуртия и Амурская область с дефицитом более 20% при долге свыше 80%, Костромская, Смоленская области, Мордовия с долгом более 100% доходов и Чукотка с долгом в 125%.

Как прокомментировала ситуацию в интервью интернет-журналу «7х7» ведущий научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Наталья Зубаревич, подавляющая часть дефолтных проблем регионов связана не с региональной, а федеральной повесткой, а именно необходимостью выполнения указов президента, связанных с повышенными социальными обязательствами по отношению к бюджетникам.

— Фактически ряд регионов, в том числе Костромская область, находятся в состоянии дефолта. Понятно, что по политическим мотивам дефолт российских регионов невозможен. В условиях кризиса регионы вынуждены сокращать социальные расходы, — пояснила эксперт.

Он уточнила, что объем помощи федерального центра регионам сократился и серьезно смягчить последствия бюджетного кризиса не может. В результате региональные власти вынуждены идти на «оптимизацию»: сокращать число финансирующихся за счет бюджета учреждений и уменьшать количество работающих в них сотрудников.

Зубаревич отметила, что поначалу ряд регионов еще некоторое время жили по инерции: продолжали наращивать долговую нагрузку и надеялись на помощь федерального центра.

— Губернаторы понимали, что «рубить сеть» опасно. Они просто тупо наращивали долги и надеялись на трансферты, надеялись на то, что банковские кредиты будут переведены в бюджетные, — рассказала экономист.

Однако в последнее время ситуация изменилась. Поняв, что объемы помощи снижаются и серьезных вливаний не будет, многие регионы, «работающие на пределе» из-за возросшего уровня социальной нагрузки, все же были вынуждены начать сокращать расходы на ЖКХ, развитие экономики, а некоторые даже урезали траты на образование и медицину. Она не исключила, что сложившаяся ситуация может привести к негативным социальным последствиям.

Комментируя историю с недавно принятой президентом отставкой костромского губернатора Сергея Ситникова, эксперт, тем не менее, отказалась связывать этот момент с бедственным финансовым положением региона, госдолг которого достиг почти 16 миллиардов рублей, или 120% от собственных доходов бюджета.

— Мой ответ нет. Политических последствий для региона и губернатора в связи с этим не будет. Все понимают, что основной источник проблем это федеральные решения, — подчеркнула она.

Фото: youtube.com

Материалы по теме
Мнение
11 сентября
Олег Пшеничный
Олег Пшеничный
Где-то в ЕСПЧ болтается и мое «дело»
Мнение
21 ноября
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Z-авторы пошли новой войной на екатеринбургский «Ельцин Центр»
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
Власть