Краткие итоги первого этапа рейтингования опубликовала газета «Ведомости». Однако более полная картина работы над рейтингом содержится в блоге Александра Кынева — идейного вдохновителя проекта.
Как пишет автор, первый рейтинг демократичности составлялся пять лет назад, а нынешний представляет собой его обновленный вариант. Однако методика составления рейтинга существенно изменилась: вместе с экспертной оценкой (когда несколько экспертов оценивают сразу все регионы по нескольким показателям) авторы применили и более формализованный, а следовательно, и более объективный метод.
В статье специально оговаривается, что экспертной оценке подвергся показатель «уровень политической конкуренции», который сложно оценить чисто количественно. В этот показатель попали такие характеристики, как «количество основных центров политического влияния в регионе, наличие устойчивых конфликтов (явных и скрытых), оценка партийной системы». Эти оценки также повлияли на расстановку регионов в итоговой таблице первого этапа. В ней видно, что Карелия лидирует с существенным отрывом от преследователей: четыре балла форы перед вторым местом, в то время как разница между вторым и двадцатым местом оценивается всего в два балла.
Лидерство Карелии в рейтинге составители объясняют не наличием в регионе традиций народовластия, уважением к правам оппозиции, свободой слова и другими важными признаками демократии, а «тем, что, несмотря на явное давление со стороны нового губернатора на оппозицию, регион имеет один из самых представительных региональных парламентов и пока удается защитить прямые выборы мэра Петрозаводска».
— Карелия, несомненно, — высококонкурентный регион, — пояснил «7х7» сам Александр Кынев. — Политическая система там достаточно гибкая, хотя находится под достаточными угрозами и давлением со стороны исполнительной власти. Тот конфликт, который мы в Карелии наблюдаем, — как раз попытка властей региона сломать сложившуюся систему силовым путем. Ее пытаются сломать, это абсолютно очевидно, и в этом нет ничего хорошего. Но она пока держится, и ее качество сейчас очевидно выше, чем во многих иных регионах. Это как раз индикатор силы гражданского общества региона, которое пока не позволяет власти ухудшить качество институтов. Место Карелии — это комплимент именно гражданскому обществу, а не нынешней администрации, у которой явно противоположные цели.
В этой связи уместно напомнить, что нынешний состав парламента (а именно расстановка сил в нем и позволила Карелии получить хорошие баллы) формировался во время руководства республикой Андреем Нелидовым. Он запомнился тем, что не стал применять административный ресурс ни на парламентских выборах в декабре 2011 года, ни во время президентской кампании весной 2012 года. За что, помимо прочего, и поплатился губернаторским креслом в мае 2012 года.
Получается, что Карелия стала лидером «не благодаря, а вопреки» сложившейся сложной политической обстановке.
***
Из представленной таблицы (выделено маркером) также видно, что Северо-Запад России в целом остается более «демократичным» по сравнению с другими федеральными округами. Семь (включая Карелию) из двадцати первых мест заняли регионы СЗФО. В число лидеров не вошли лишь Псковская и Новгородская области, а также Республика Коми и Ненецкий автономный округ.