Сегодня в Сыктывкаре руководитель Агентства региона по делам молодежи Виктор Тельнов представил новую концепцию молодежной политики республики. Это многостраничный документ, в котором описано, что намерено сделать местное правительство, чтобы жизнь школьников, студентов и работающих жителей Коми до 35 лет стала лучше.
В концепции указаны основные задачи, которые должны быть решены. Среди них — «вовлечение молодежи в социальную практику», «развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность», «внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи», «чувства патриотизма и гражданской ответственности».
Представляя документ, Виктор Тельнов милитаризировал вопрос, проведя аналогию между молодежной политикой и военно-промышленным комплексом.
— Я считаю, что молодежная политика лежит в одном плане развития с военно-промышленным комплексом. Если мы развиваем ВПК, то вслед за ним, как за локомотивом, идет и легкая промышленность, и пищевая, и подготовка кадров. Для этого нужно сделать очень многое: чтобы создавать ракетные двигатели, нужны специалисты. Если мы будем развивать молодежную политику так, как оно этого требует, то мы все наши основные органы исполнительной власти будем снабжать эффективными, креативными, энергичными кадрами, которые во всех отраслях нашей промышленности, экономики смогут совершить прорыв. Потому что всегда во все времена прорывы совершали молодые, энергичные, способные к жертвенности и к нестандартным подходам. Я думаю, эта аналогия с ВПК уместна, — приводит размышления Тельнова агентство «БНК».
Сейчас текст концепции выложен на сайте Агентства Коми по делам молодежи, его предлагается обсудить и внести дополнения и замечания. Через полтора-два месяца концепция должна превратиться в программу действий.
Журналисты «7х7» решили не ходить на пресс-конференцию Виктора Тельнова и не писать статью об этом с дежурными фразами чиновников об «обсуждении документа в широких массах» и «реализации молодежной политики не ради концепции, не ради агентства, а чтобы наша молодежь стала жить лучше». Вместо этого редакция «7х7» попросила прочитать документ юриста, члена «КПРФ» Андрея Никулина и высказать о нем свое мнение. В 2012 году он был участником проектов в рамках года молодежи в Коми. По его мнению, тогда усилия чиновников по созданию комфортных условий для жизни в регионе не дали результата. В своем свежем комментарии он отмечает, что ситуация может повториться, если не будут решены главные вопросы — с учебой, трудойстройством, покупкой жилья.
«Усилить и углубить»
Прежде чем комментировать документ под названием «Концепция молодежной политики в Республике Коми» сразу хочу оговориться, что мое мнение не претендует на истину в последней инстанции, поскольку формально, входя в социальную группу молодежи, я не являюсь участником условной «околовластной молодежной тусовки», которой или для которой составлялся этот документ. Тем не менее накопленный жизненный опыт и опыт наблюдателя за телодвижениями республиканской власти в этом направлении позволяет высказать мне ряд соображений.
Первое. Значимость документа.
Рассматриваемый документ констатирует: «Оценка современной ситуации позволяет сделать вывод о необходимости выработки нового стратегического подхода к реализации государственной молодежной политики, который должен предусматривать создание условий для социализации молодежи». По сути, это признание того факта, что вся деятельность правительства Коми в этом направлении закончилась полным и безоговорочным провалом, ведь впору не концепции писать, а подводить определенные итоги. Получается, что каждые четыре года власть как бы обнуляет ситуацию и предлагает решать вопросы «с чистого листа», забыв о том, что сделать не удалось, снова рассказывая о том, что будет в будущем времени. Что ж, очень удобно, особенно если у читателей и слушателей короткая память.
Как утверждается в документе, он направлен на совершенствование нормативно-правовой базы в сфере государственной молодежной политики, при этом скромно умалчивается, что соответствующий закон, который, по сути, дублирует тезисы концепции, существует в Республике Коми с 2010 года. Об этом авторам концепции, видимо, даже не известно, а если известно, они не формулируют, что конкретно там надо изменить. Впрочем, качество этого закона такого, что даже если бы его не было, ничего бы не изменилось.
Второе. Используемая лексика.
При прочтении документа возникает ощущение, что авторам хотелось казаться читателю умнее, чем они есть на самом деле. Именно это может объяснить обилие в тексте пафосных и «заумных» фраз вроде: «...является признание роли молодежи как стратегического ресурса», «с целью выработки системного и интегративного подхода». Чем умнее и громче будут звучать слова, это, увы, не приблизит нас к благополучному завтра, на что так рассчитывают составители текста.
Третье. Для чего вообще это надо?
Ответ содержится в ожидаемых результатах реализации концепции. Прочитав первый же абзац, сразу понятно, для чего на самом деле наши «младочиновники» так «корпели» над этим бессмертным трудом — «повышение доли бюджетных средств, выделяемых на осуществление молодежной политики». При этом ранее в первом разделе текста они не забыли упомянуть, что осваивать деньги должно Агентство Республики Коми по делам молодежи.
По тексту далее чувствуется, что все остальные предполагаемые результаты, формулируемые в духе «усилить и углубить», глубоко безразличны авторам.
Вообще, прочтение текста концепции вызывает сплошное чувство дежавю. Чего стоит только фраза «предусматривается осуществить формирование единого информационного пространства для молодежи». Сразу вспоминается печально известный, пустой и бездарный «Молодежный портал Республики Коми», в который в не менее печально известный год молодежи «вбухали» десятки тысяч рублей налогоплательщиков, после чего он благополучно закрылся.
Не обошлось в тексте и без порции лизоблюдства: «Особое внимание, как подчеркнуто в стратегии В. М. Гайзера „От мечты к реальности — 10 лет пути“…». Думается, что авторы концепции не могут привить молодежи ничего, кроме сервилизма и приспособленчества. Объективно говоря, брать за основу концепции стратегию Гайзера — это все равно, что писать ее со сказок, поскольку последняя уже никогда не будет реализована и «впаривалась» народу под выборы 2011 года.
Содержится в документе и ряд весьма спорных тезисов. Например, «Вовлечение молодежи в социальную практику обеспечивается в значительной мере через ее участие в работе молодежных общественных объединений». Вряд ли можно с этим согласиться. Социализация молодежи во все времена проходила в процессе получения образования и вхождения в трудовую деятельность. Общественные организации могут лишь дополнить эти институты, но в целом их роль незначительна.
Самое интересное, что о профессиональном образовании в концепции практически нет ни слова, а ведь именно этого, как мне кажется, не хватает молодежи Республики Коми, но об этом позже.
При таких обстоятельствах концепция, увы, является очередной декларацией, коих было уже много. Она напоминает самолет с красивым обтекаемым фюзеляжем, но он никогда не взлетит. Не взлетит, потому что у него нет двигателей.
Кому-то мое мнение может показаться излишне критичным. Пожалуй, это действительно так, и вот почему.
Молодежная политика остается для меня совершенно непонятной вещью. Я знаю, что необходимо сделать в сфере здравоохранения, но это касается всех: и молодых, и не очень. Я знаю, что нужно делать в сфере трудовых отношений и борьбы с безработицей, но это касается всего экономически активного населения, и этим занимается целое ведомство. Я знаю, что надо делать в сфере борьбы с негативными социальными явлениями — наркоманией, пьянством, насилием, девиантным поведением, но для этого существует или должна существовать целая система защиты прав и социальной реабилитации.
Все эти мысли приводят меня к выводу, что молодежная политика как явление нам навязано, а по факту его не существует. Как не должно существовать и чиновников, паразитирующих на этой теме, тратящих оплаченное налогоплательщиками время на написание подобного рода концепций.
А ведь прав был Вячеслав Гайзер в своей уже упомянутой стратегии, говоря о необходимости сокращения численности государственных и муниципальных служащих. Но это было до выборов, а после было создано Агентство Республики Коми по делам молодежи, которое, как мне кажется, собирается заниматься достаточно аморфными вещами вроде «координации», «мониторинга», проведения за счет бюджета бесконечных флешмобов, КВНов, конкурсов фотографий и рисунков и тому подобных вещей.
В одном надо согласиться с авторами концепции, они совершенно правильно констатируют: «Молодежь в настоящее время не в полной мере удовлетворена своим положением, уровнем защиты своих прав и законных интересов. К числу наиболее актуальных проблем молодые люди относят безработицу, распространение наркомании, алкоголизма, необеспеченность жильем, рост цен. Не удовлетворены своим материальным положением более половины респондентов».
Я полагаю, что главной проблемой Республики Коми, связанной с молодежью, является то, что молодежь из республики банально «валит». Уезжают из-за того, что нет нормального профессионального образования (уровень вузов Республики, мягко говоря, оставляет желать лучшего, а их выпускники не в почете у работодателей), нет дорог и инфраструктуры, нет новых рабочих мест, и их создание не предвидится, уезжают из-за отсутствия нормальной медицины и вообще из-за отсутствия перспектив, из-за невозможности получить нормальную работу или профессиональный рост ввиду всепроникающего чиновничьего кумовства и непотизма, коррупционного беспредела.
Не решив эти проблемы, для молодежи в Республике Коми мало что поменяется, сколько концепций не составляй, и мне кажется, нет смысла отвлекаться от главного.
Коллега, не судите чиновника строго.
Если бы мы сели в его кресло нам тоже ничего бы не осталось, как громко сотрясать воздух заумными лозунгами и переводить бумагу. Конкретных действий от министерств, ведомств и агентств ждать не приходится: одни пилят, другие помогают пилить, а те кто не у дел - изображают бурную трудовую деятельность.
Но тыкать их носом надо, а то вдруг уверуют в то, что они на правильном пути.