В феврале этого года экс-преподаватель Сыктывкарского госуниверситета, доцент Сергей Лесников был осужден Сыктывкарским судом на пять лет условно со штрафом в размере 130 тысяч рублей по уголовному делу о взятках и служебном подлоге. Сегодня Верховный суд республики оставил наказание в силе, добавив к нему конфискацию 18 тысяч рублей. Лесников планирует обжаловать решение суда в кассационной инстанции.
Напомним, уголовное дело в отношении Лесникова было возбуждено еще в мае 2013. По версии следствия, в 2012–2013 годах преподаватель получил от 36 студентов-заочников СыктГУ и Коми государственного педагогического института взятки по 500 рублей с каждого за выставление положительных оценок по дисциплине «информационные технологии». При этом двое заочников получили оценки, не присутствовав на экзамене, в чем следствие усмотрело еще и подлог.
Лесников же настаивал на иной версии событий. По его словам, деньги со студентов собирались в качестве организационного взноса за участие в научной конференции, в оргкомитет которой входил преподаватель. Как утверждает Лесников, одного участия в конференции было недостаточно для получения положительной отметки, и наоборот — часть студентов сдала предмет и без конференции.
В феврале 2014 обвинительное заключение было утверждено прокурором и направлено в суд. Судебное следствие длилось больше года. В итоге судья горсуда Евгений Сажин приговорил преподавателя к пяти годам условно и штрафу в 130 тысяч рублей, в целом согласившись с доводами прокуратуры.
Приговором остались недовольны как обвинение, так и защита: обе стороны подали апелляции. Прокуратура требовала лишить преподавателя права на профессию и конфисковать у него в доход государства полученные от студентов средства. Лесников и его защитник Миланович, в свою очередь, требовали оправдательного приговора.
Судебная коллегия Верховного суда республики по уголовным делам в составе федеральных судей Людмилы Аксёновой, Елены Аветисян и Дмитрия Пешакова в своем решении была консервативна: за исключением конфискации в доход государства 18 тысяч рублей «взяток», на необходимость которой суд первой инстанции сослался в мотивировочной части решения, но забыл указать в резолютивной, приговор был оставлен без изменения. Лишать Лесникова права на преподавательскую деятельность суд не стал.
Теперь экс-преподаватель планирует обжаловать приговор в президиуме Верховного суда республики. Он все так же уверен в своей полной невиновности и считает, что суд просто не захотел разбираться в премудростях балльно-рейтинговой системы. Лесников также не исключает возможности подачи им жалобы в Европейский суд по правам человека.
Кто был адвокатом по делу? Там же не было состава преступления. Как могли на такой липе допустить обвинительный приговор?думал, что будет оправдательный приговор и не сомневался в этом.
Некий Павел Миланович.
Наталья Веньяминовна помогает, насколько я знаю, осваивать знания тем людям, которые попали не по своей воле. С Лесниковым власть вообще сильно ошиблась - думали сломают за 2 месяца в СИЗО, но не учли - для него это было как путешевствие в детство, ведь Микунь тебе не Копенгаген. Он там чуть LTI не написал - собрал актуальный срез лексики и фольклор.
В системе деловых отношений «Учитель – Ученик» нет причин для возникновения конфликта интересов публичной значимости и в этой связи нет повода для уголовного разбирательства фактов «кормления» преподавателей (см. https://clck.ru/9bgBW). Иная точка зрения борцов с вузовской «коррупцией» будет свидетельствовать об их правовой безграмотности (см. http://goo.gl/vtrZjy, http://www.center-bereg.ru/958.html, https://yadi.sk/i/M3cd5tMungRq4, bit.ly/1OZBNjr , https://yadi.sk/d/QwWVUu86aCSoj ). Во всем мире профессора считаются ударными силами глобальной экономики знаний, однако Россия является единственной страной, где им платят меньше всех (http://www.pravmir.ru/skolko-stoit-professor/ ). В 2015 году средняя заработная плата большинства преподавателей российских вузов составляла около 14 тыс. рублей в месяц (http://phdru.com/paycheck/salary2015/ ). Для сравнения: диапазон зарплат американской профессуры в 2006 году составлял $63.0 - 136.3 тыс. в год (в среднем, $101.7 тыс.) (http://www.samoupravlenie.ru/22-06.html, http://goo.gl/HM05hx). При этом если Минобр-науки рекомендует планировать 10 – 15 студентов на одного преподавателя (http://goo.gl/iIAPKB), то за рубежом расчётная нагрузка не превышает 300 учебных часов в год, из которых только 50–100 – лекции и семинары. Бюджеты первой десятки зарубеж-ных университетов исчисляются миллиардами долларов ($4 млрд. годовой бюджет Гар-вардского). Для сравнения: расходы на науку в России в 2011 году составили всего лишь около $10 млрд. (http://goo.gl/6XrfVV ).
Преподаватели, являясь бюджетниками, к госслужащим не относятся. Фиктивные ат-тестационные услуги не посягают на нормальную деятельность органов власти и конфликты интересов ППС не являются публично значимыми (см. гл. 30 УК). Случаи «кормления» вузовских экспертов следует квалифицировать по нормам не уголовной (ст. 290 УК), а дисциплинарной ответственности (ст. 81, 192, 193 ТК и ст. 48 № 273-ФЗ). Образовательный процесс не может быть коррупционно опасным по определению, и в этой связи контроль «органов» за ходом ведения учебных занятий законным не будет (см. Положение о промежуточной аттестации студентов, ст. 93 № 273-ФЗ и ст. 304 УК). Распространившаяся практика уголовного наказания преподавателей за «взятку» актуализирует вопрос о создании прокурорской службы собственной безопасности с полномочиями перепроверки действительности дипломов о высшем образовании безграмотных «обвинителей» (см. https://clck.ru/9bgBW, bit.ly/1OZBNjr, https://yadi.sk/i/M3cd5tMungRq4, http://www.center-bereg.ru/958.html, http://goo.gl/vtrZjy, https://yadi.sk/d/QwWVUu86aCSoj).