Депутаты Государственного совета Коми на предсессионных заседаниях комитетов рассмотрели законодательную инициативу по внесению поправок в федеральный закон «О занятости населения в РФ». Поправки предполагают введение квот для приема на работу освободившихся осужденных и осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
Представлявший этот документ начальник управления Коми по занятости населения Сергей Козлов объяснил необходимость внесения поправок в федеральный закон тем, что в России наблюдается сложная ситуация с трудоустройством этой категории населения. Они являются наименее конкурентоспособными на рынке труда, и работодатели очень неохотно принимают их на работу: более 80% осужденных, находясь в тюрьме, не имели профессиональных трудовых навыков или утратили их.
Между тем, согласно статистике, более 40% преступлений совершают ранее судимые граждане, испытывающие сложности с трудоустройством, с регистрацией по месту жительства, не имеющие жилья. Ситуация усугубляется ростом безработицы в последние годы.
Власти Коми предлагают обязать организации с численностью более 100 работников нанимать по определенной квоте тех, кто освободился из мест лишения свободы, но в течение года не может найти работу, и осужденных без лишения свободы и также являющихся безработными. Право устанавливать квоту предлагается дать субъектам Российской Федерации. Она должна быть не менее 2-х и не более 4-х процентов к среднесписочной численности работников.
— К нам ежегодно обращается свыше семисот человек, освободившихся из мест лишения свободы, из них половина признается безработными, а трудоустройство их достигает 32–33%, — пояснил Сергей Козлов. – Так что мы считаем, что это очень своевременная и важная инициатива.
Однако сомнения в ее важности и своевременности высказал депутат-коммунист Болеслав Скроцкий:
— Безработица в России очень сильно возросла. Сегодня по телевидению был большой сюжет на эту тему, к миллиону число безработных приблизилось. В отдельных регионах, например в Карелии, темпы роста безработицы катастрофические. А мы должны под еще одну категорию вводить квоты.
— Но если мы не урегулируем этот процесс, они вообще окажутся за бортом, — возразила коллеге депутат Людмила Афанасьева.
— Сложности, о которых вы говорите, носят временный характер, — попытался успокоить Болеслава Скроцкого начальник управления по занятости населения. — А эта норма будет действовать достаточно длительный период и позволит этим людям социализироваться.
— Тем более, что они обычно идут на те специальности, которые не востребованы, — поддержал чиновника председатель комитета по социальной политике Михаил Брагин.
— Да, я подчеркну, что есть ряд организаций, на которые эта квота не будет распространяться, — добавил Сергей Козлов. — Это государственные и муниципальные учреждения, а также учреждения образования. То есть на те организации, где есть запрет на прием на работу лиц, имеющих судимость.
В итоге весь комитет по социальной политике проголосовал за эту законодательную инициативу. Завтра она будет рассмотрена и, вероятно, принята на пленарном заседании республиканского парламента.