Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Неизвестный повесил на памятник Виктору Савину в Сыктывкаре табличку с датами его ареста и гибели в лагере

Неизвестный повесил на памятник Виктору Савину в Сыктывкаре табличку с датами его ареста и гибели в лагере

Таким образом он выразил протест против возведения в стране памятников Сталину

Ярослава Пархачева
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN
ml PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.0 Transitional//EN" "http://www.w3.org/TR/REC-html40/loose.dtd">

Днем 26 декабря в редакцию «7х7» позвонил мужчина, пожелавший остаться неизвестным. Он сообщил о том, что повесил на памятник коми писателю Виктору Савину около академического театра драмы его же имени табличку, напоминающую о трагичной судьбе драматурга.

Фото Ярославы Пархачёвой

— Можете подойти, сфотографировать, если хотите. Я там его «подпоясал». Хочу напомнить людям, что и на нашей коми земле жили известные люди, пострадавшие в годы репрессий, — добавил дозвонившийся.

На вопросы корреспондента интернет-журнала «зачем?» и «почему сейчас?» мужчина ответил, что это — его акция протеста против инициативы возведения памятников Иосифу Сталину в нескольких городах России, прокатившейся накануне и после круглой даты — 135-летия со дня его рождения.

На табличке организатор акции напечатал, кто такой Виктор Савин, когда родился, когда был арестован и реабилитирован.

Виктора Савина оклеветали и осудили в октябре 1937-го как якобы участника мифической «контрреволюционной буржуазно-националистической организации». Умер писатель в заключении в лагпункте Прикулька около станции Итатка Томской железной дороги 11 августа 1943 года. В 1955-ом драматурга реабилитировали постановлением президиума Верховного суда Коми АССР.

Бегущие по морозу жители столицы Коми в большинстве своем внимания на появившуюся табличку не обращали. По наблюдениям корреспондента «7х7», остановились перед монументом несколько человек, да и те не поняли смысла акции. Читали и шли дальше.

На известие о том, что у порога театра проходит акция, бурно отреагировали работницы театрального гардероба:

 Какая табличка? Кто повесил? Кто это хулиганит? — начали было причитать женщины.

Однако, когда увидели фото протестной таблички, одна из них уже спокойно произнесла:

 А, так правду ведь написали, все нормально!

В театре в обеденное время нам ответили, что руководство уехало по делам, поэтому отреагировать на ситуацию пока некому.

Позже ситуацию прокомментировал директор академического театра драмы имени Виктора Савина Михаил Матвеев.

— Как вы оцениваете поступок сыктывкарца?

— Каждый волен поступать так, как считает нужным, если он не нарушает закон. Что касается Виктора Алексеевича Савина, его судьба на самом деле драматическая, и, может быть, всуе не стоит этим пользоваться как примером. Просто мы должны знать и помнить таких людей. Он основоположник и нашего театра, и литературы коми XX века. 85-летняя история нашего театра — это история Виктора Савина. Поэтому к нему хотелось бы более серьезного отношения.

Ваше отношение к инициативе возведения памятников Иосифу Сталину в некоторых городах страны?

— Конкретно про установку памятников ничего говорить не буду. Время все расставит на свои места. Нужны десятилетия и, может быть, века, чтобы правильно расставить акценты. Нам в нашей большой стране жить, и сейчас нам предстоит уместить в сознании и культуре героев гражданской войны: и белых, и красных, и тех, кто построил Советский Союз, и тех, кто его разваливал. Сталин внес свой вклад в историю становления страны победой в Великой Отечественной войне и, конечно, имеет право на историческую память. С другой стороны, не должно быть забыто то, что это были очень сложные и тяжелые для страны и людей времена. Многие пострадали от репрессий, но не стоит сейчас бросаться из крайности в крайность. Назовите страну, где бы история развивалась по-другому. Это только кажется, что весь мир спокойно живет, а мы все только бушуем. Вспомните Францию, Англию, США, там тоже было много сложного, но это все и есть история.

Материалы по теме
Мнение
17 декабря
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Трамп и прекращение огня. Найдет ли президент США дорогу к миру между Россией и Украиной
Мнение
8 июля
 The independent Barents Observer
The independent Barents Observer
В Мурманске отложили рассмотрение дела о земле со снесенным памятником
Комментарии (51)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.

Неизвестному праведнику:

"Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. "

Спасибо, Человек.

Влада Эмет
27 дек 2014 00:31

Неизвестный сыктывкарец сделал то, что не догадались пока сделать ответственные лица. Надо принять намёк к сведению и действительно прикрепить доску с данными сведениями. Может быть театр выйдет с такой инициативой?

Владе Эмет
27 дек 2014 01:08

минус 1000

27 дек 2014 20:58

Владе Эмет.
Плюс 1000.

Владе Эмет
27 дек 2014 02:24

плюс 1000

Марк
27 дек 2014 15:42

Савин - член компартии с 1918г. Делопроизводитель. затем - ответственный секретарь ВЧК в Усть-Сысольске. А таблички на памятники вешать - вандализм

27 дек 2014 16:34

Какой же тут вандализм?

Это одиночный пикет Куратова :)

27 дек 2014 16:46

Савина. Куратов пикетирует на Театральной.

27 дек 2014 17:06

Ой..

Влада Эмет
27 дек 2014 18:51

Марк 13:42, 27 декабря

Уголовный кодекс РФ, Статья 214. Вандализм
то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах...

Данным актом что-то осквернено, испорчено?

На табличке
27 дек 2014 17:03

нужно было ещё указать, сколько человек лично Савин застрелил(казнил), без суда и следствия.
За что и был вышвырнут в ВЧК.

27 дек 2014 17:06

А где об этом можно почитать?

Здесь
27 дек 2014 19:19

Работнику "Чрезвычайки", конечно, яснее виделась "вольная жизнь" местных жителей, которым в августе запретили "бесцельное шатание по улицам города, хотя бы и с пропусками". В то же время "Зырянская жизнь" сообщала, что "работа Усть-Сысольской Чрезвычайной комиссии... быстро продвигается вперед. В местную тюрьму заключен ряд лиц, упорно не желавших работать с народом и для народа..." Часть арестованных была отправлена в Котлас, где некоторых из них - в соответствии с полученными из Усть-Сысольской Чека материалами - расстреляли... Немалое число по постановлению Чека расстреливали и на месте, о чем тоже сообщала "Зырянская жизнь". Савин участвовал в аресте жившей в Усть-Сысольске жены бывшего главы Временного революционного правительства А.Ф.Керенского, конвоировал ее до Котласа.
http://vcisch2.narod.ru/SAVIN/Savin.htm

27 дек 2014 20:12

Обычный революционер - голодранец, не желающий работать, а мечтающий о лёгкой жизни. Вероятно злодей -убивец. Горлопан - стихотворец, такие нужны были новой, кровавой власти для агитации народных масс. Ну и соответствующая судьба.

Влада Эмет
29 дек 2014 22:57

Богдан Корпенко 18:12, 27 декабря
Вероятно злодей -убивец. Горлопан - стихотворец, такие нужны были новой, кровавой власти для агитации народных масс=

Только вот подвигов защиты власти за ним не числится. Он вообще не любил политику, был миролюбив и произведения его - народные.

27 дек 2014 17:15

Да. И это мне поведали коми филологи.

Влада Эмет
27 дек 2014 18:59

15:03, 27 декабря

И сколько человек Савин лично застрелил без суда и следствия?

В июне 1918 года Виктор Савин устроился работать делопроизводителем в уездную ЧК по борьбе с контрреволюцией. С работой справлялся, за что в августе 1918 его повысили — назначили секретарем Чрезвычайной комиссии. Осенью того же года В. Савин вступил в партию большевиков.

В октябре 1937 Виктор Савин был оклеветан и осужден как якобы участник мифической «контрреволюционной буржуазно-националистической организации». Впоследствии некоторые лица, дававшие ложные показания от них отказались. Умер писатель в заключении в лагпункте Прикулька близь станции Итатка Томской ж.д. 11 августа 1943 года. Ему было 54 года.
Реабилитирован Постановлением Президиума Верховного суда Коми АССР от 4.11.1955 года.

)
27 дек 2014 19:27

И сколько человек Савин лично застрелил без суда и следствия?(с)

Много. Если судить по тому, что десятилетиями искали его личное дело в архивах, а нашли... совершенно случайно, в сейфе руководителя местного ФСБ.

Влада Эмет
27 дек 2014 19:54

) 17:27, 27 декабря

Странновата логика. Если в сейфе руководителя ФСБ лежит чьё-то дело, то смело можно приписывать хозяину дела "много им расстрелянных"?

)
27 дек 2014 20:22

Когда спросили руководителя, почему молчали, что личное дело Савина у вас, вся пресса писала, что нет никакой информации и даже было неизвестно, где он похоронен:-"А меня лично никто не спрашивал")))
Значит есть, что скрывать, и Савин не тот человек, чтобы его делать национальным героем.
Вроде Бандеры или Шухевича.

Влада Эмет
27 дек 2014 23:44

) 18:22, 27 декабря #

Да, да, в Коми было неизвестно, где Виктор Савин похоронен. Как только заинтересовались, сразу стало известно. Томичи и жители Итатки за могилой ухаживали постоянно. Я лично была в тех краях в 1974 году, никто тайны от его захоронения не делал.
Савин был выслан, как поэт. Ему как раз не нравилась политика страны, за что и сгноили его в лагерях. О врагах народа не особо-то желали распространяться.
Виктор Савин был и будет национальным поэтом.

Eugen Soleff
28 дек 2014 17:33

Прочтите чем занималось ЧК в 1918, много станет понятней:

http://www.ruslit.net/preview.php?path=%u0424%u0430%u043D%u0442%u0430%u0441%u0442%u0438%u043A%u0430/%u0420%u0443%u0441%u0441%u043A%u0438%u0435 %u0410%u0432%u0442%u043E%u0440%u044B/%u0412%u043E%u043B%u043A%u043E%u0432 %u0421%u0435%u0440%u0433%u0435%u0439/&fname=%u041A%u0440%u0430%u0441%u043D%u044B%u0439 %u0422%u0435%u0440%u0440%u043E%u0440 %u0413%u043B%u0430%u0437%u0430%u043C%u0438 %u041E%u0447%u0435%u0432%u0438%u0434%u0446%u0435%u0432.txt

27 дек 2014 17:23

Вот так заведешься, вовлечешься, а тут тебе другое мнение со стороны, и думаю правы те кто говорит: не создавайте и не расставляйте по земле идолов, - тогда и плевать не в кого будет.

Влада Эмет
27 дек 2014 18:47

Сергей Сенькин 15:23, 27 декабря

Кто ж заставляет плевать? Плевать дело верблюдов.

Рогачев
27 дек 2014 20:07

Не знаю, откуда эти сведения о том, что Савин кого-то расстреливал, только это чепуха. В ЧК он служил недолго. И был обыкновенным делопроизводителем. К делу Веллинга, Ленина и др. расстрелянных в Котласе, он отношения не имел. Керенскую действительно сопровождал до Котласа. Так Ольга Керенская вообще-то потом спокойно заграницу уехала.

Не надо лукавить
27 дек 2014 20:45

Савин В. А.

ф. р.-958, 74 ед. хр., 1913 - 1987 гг.

В 1918 г. работал председателем уездного ВЧК. С июня 1919 г. по декабрь 1920 г.- секретарь Усть-Сысольского укома партии, одновременно редактор газеты "Зырянская жизнь".

http://guides.rusarchives.ru/browse/guidebook.html?bid=6&sid=75056

Влада Эмет
27 дек 2014 23:50

18:45, 27 декабря

Секретарь укома партии или редактор газеты мог кого-то расстреливать?
Вряд ли Савин вообще имел такое желание. Он зарабатывал на хлеб не военным трудом, чтобы кормить свою семью.

Не передергивайте
28 дек 2014 15:08

Да, Савин начинал секретарем в ВЧК Усть-Сысольска. За три месяца, в декабре 1918 года стал председателем ВЧК. И проработал им в течении восьми месяцев. В самое расстрельное время. Надо заметить, что в ВЧК денежное довольствие было более чем, на хлеб с маслом.
Так что не стоит его обелять, хотел-не хотел, Савин несет персональную ответственнось за расстрелы того времени в Коми крае.

Влада Эмет
29 дек 2014 23:01

13:08, 28 декабря

Представляете, сколько человек могло бы быть расстреляно, будь на его месте какой-нибудь другой, "пламенный революционер"?
Может быть многим повезло именно потому, что он занимал эту должность?

Рогачев
27 дек 2014 23:58

Виноват, в одном неточность: три месяца Савин действительно был председателем уездной ЧК. В остальном все точно. Расстрельные приговоры Усть-Сысольской уездной ЧК за этот период неизвестны.

Для справки.
28 дек 2014 16:29

Тогда было много всяких уездных ВЧК. В том числе ВЧК по борьбе с неграмотностью.

Влада Эмет
29 дек 2014 23:04

Для справки. 14:29, 28 декабря

Вот именно. А борьбой с неграмотностью занимались поголовно. Если бы Савин серьёзно был в чём-то страшном замешан, вряд ли это осталось бы тайным.

Влада Эмет
27 дек 2014 23:47

Рогачев 18:07, 27 декабря

Вы правы.
Да, не расстрельного характера он был, судя по его произведениям. И никаких серьёзных источников о его "зверствах" пока не попадалось на глаза.

для Эмет
28 дек 2014 00:16

Не прикидывайтесь пионеркой.
Было принято решение сделать В. Савина национальным поэтом, коми драматургом и подчистили биографию. Органы это делают мастерски. Хотя есть документы за его подписью о расстрелах, как председателя ВЧК.

Теперь о В. Савине настоящем ничего, никогда не узнаем.

Рогачев
28 дек 2014 10:46

Нет таких документов. Вы ошибаетесь.

28 дек 2014 13:28

Стало интересно...Филологи мне говорили, что в 1924 году, когда решался вопрос о самоопределении коми народа, Савин якобы своих оппонентов поросту "закрывал" с помощю органов...
Так ли это?

28 дек 2014 15:58

с помощью

Рогачев
28 дек 2014 18:54

Любовь Васильевна,почему в 1924? Может быть, в 1921? Нет, не знаю о том, что Савин кого-то в в то время "закрывал". По-моему, у него такой возможности и не было. Вообще в первой половине 1920-х политические приговоры были крайне редкими (в Коми). ЧК с 1919 до роспуска в 1922 вообще могло выполнять только следственные функции. Приговоры выносились Ревтрибуналом. так он был не местным, Савин к нему отношения иметь не мог.
А документы, конечно же, могут пропасть. Только как же узнать, что пропало?

28 дек 2014 20:17

Простие. Конечно 1921 год - малая гражданская война.

28 дек 2014 20:20

Что-то с буквами у меня.:)

Хулио Ган
28 дек 2014 14:54

Документы могут и "пропасть", и быть сфальсифицированы.

Влада Эмет
29 дек 2014 23:12

Хулио Ган 12:54, 28 декабря

Вы правы, документы могут быть сфальсифицированы и могут пропасть. Но, как считаете, не лучше ли без реальных доказательств не торопиться очернять людей? Может они этого и впрямь не заслуживают?

Влада Эмет
29 дек 2014 23:07

22:16, 27 декабря

Ваше анонимное хамство (или панибратство?) не уместны. Держите себя в руках.

27 дек 2014 23:42

В случае если в стране "развернутся" силовики, то никто не будет в безопасности: ни провластные деятели, ни оппозиционные, ни бизнесмены, ни поэты, ни активные граждане, ни затихарившиеся.

Это что такое?
28 дек 2014 16:27

Все бы ничего, но почему скульптор изобразил его в типичной позе гея? И такое мнение можно услышать довольно часто. Кто скульптор, и кто утверждал этот проект памятника? Мне лично потому даже не хочется смотреть на памятник, хотя В. Савин сделал немало для своей малой родины.

Виктория
29 дек 2014 20:32

Молодец, неизвестный. Надо знать и помнить.

Сталин
29 дек 2014 21:45

Что-то этот плакат очень похож по стилю пэчатанья на эти плакаты: http://7x7-journal.ru/item/39571
Тот, что слэва на фото срэди пикэтчиков по этому адресу - не он ли автор плаката на памятнике Савину? Кажется, у нэго фамилия Тэрэшонков? Ми запомним.

Крепко замариновали товарища Сталина. До сих пор как живой :)

Вопрос
29 дек 2014 23:45

Что -то сегодня особо злобствует модератор. Не с той ноги встал(а)?

А. Попов
8 янв 2015 15:46

Прошу извинить, что несколько запоздало вмешиваюсь в размышления уважаемых спорщиков: я хотел бы ответить тому неизвестному, который 27 декабря "размышлял" о том, как и почему прятали дело Савина в ФСБ...
Зачем же всё так небрежно искажать: в этой истории не было ФСБ, а был руководитель спец. отдела, который ранее был при Совете Министров Коми АССР, а потом плавно перекочевал в Госсовет РК... Практика была такая и согласно этой практике Совмин Коми АССР в своё время запрашивал дело Савина из Новосибирска : оно так и застряло в Коми АССР... И никто не догнадывался проследить , пройти по следу этого дела. А вто когда мне из архива ФСБ по Новосибирской области объяснили, почему у них отсутствует это дело, сразу стало понятно как искать...
И надо сказать спасибо того руководителю, что в его отделе все архивные бумаги хранились в полном порядке. Впрочем, обо всём этом было опубликовано в "Аргументах и фактах"...
Так что архив ФСБ очень грамотно использовал свои права по хранению данного следственного дела.

Евгений
8 июл 2020 12:04

Помните Савина И установите кто конкретно из ублюдков сфабриковал его гибель и судьбу его х детей и коми народа

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме
АкцииИсторияКомиПротестСыктывкар