5 ноября в центре культурных инициатив «Югöр» открылась выставка «Диалоги. Синтез искусств». Художники, фотографы, мастера прикладного искусства более месяца работали в небольших группах, пытаясь создать необычный портрет столицы Коми. По признанию куратора проекта Анжелы Размановой, он получился «странным». При этом само пространство центра было оформлено непривычно, местами с нарушением канонов классических выставочных залов. Корреспондент «7х7» понаблюдал, как на открытии выставки люди реагировали на проекты в области современного искусства, и попытался найти ответ, почему такие формы жизнеспособны.
— Мы назвали этот проект «Эрарта плюс» или «Манифеста», — и.о. министра культуры Коми Анастасия Прокудина, которая заскочила на выставку буквально на несколько минут, делится своими впечатлениями с Анжелой Размановой. — Тебе самой-то как?
— Мне? — как бы удивляется вопросу Анжела Разманова и через паузу отвечает. — Хорошо. Получилось чисто, как надо.
Как это «как надо» или как виделась выставка в идеале, куратор выставки так и не рассказала корреспонденту «7х7». С определением «чисто» можно поспорить, но многие присутствующие отметили, что обстановка и атмосфера в зале была как минимум непривычной и необычной. В государственных учреждениях культуры в Сыктывкаре редко решаются на смелые поступки, предпочитая традиционные и консервативные формы. Но это был не тот случай.
* * *
Куратор выставки, преподаватель факультета искусств СыктГУ Анжела Разманова в этом проекте преследовала несколько целей. Во-первых, она предложила объединиться для работы уважаемым состоявшимся мастерам и молодым художникам. По ее признанию, заслуженные деятели сами в последнее время стали проявлять интерес к творчеству молодых, искать общения, даже напрашиваться на защиту дипломных работ выпускников вуза. После выставки «Российский Север», которая прошла в столице Коми в 2013 году, и созрела идея объединить усилия поколений. По задумке свежая кровь и опытные мастера могли бы синтезировать смелый продукт о городе.
О городе — это во-вторых. Когда была определена концепция, над темой долго не думали — «Портрет Сыктывкара». «Он будет создан через очень личное восприятие, никаких готовых рецептов мы не даем, и никаких ограничений не будет», — еще месяц назад говорила Анжела Разманова, рассказывая о грядущей выставке.
В-третьих, художники попробовали работать в новом для себя формате — в небольших группах по несколько человек — и оформить экспозицию «не так, как обычно». В каждую группу вошли люди, работающие в разных областях пластического или визуального искусства: живопись, фотография, прикладное искусство, инсталляции, скульптура.
Когда все правила были установлены, работа началась. На все про все — месяц. «Время напряженное. У нас все было сжато, — не без доли кокетства отметила Анжела Разманова. — Но в силу своего характера мне нравится экспериментировать. Находиться в рамках скучно. Меня удивило, что даже консерваторы очень легко перестроились».
* * *
На входе в Серебряный зал «Югöра» ты вроде попадаешь в привычную обстановку: на стенах висят картины и фотографии. Слева стоят деревянные кубы со снимками на некоторых гранях. Чуть дальше — снова пространство с фото. Но нарушает обыденную атмосферу стоящая в противоположной стороне зала инсталляция Игоря Попова.
Выпускник школы Родченко в Москве, чью дипломную работу отметил классик мировой фотографии Мартин Парр, участник нескольких крупных столичных выставок и сыктывкарских проектов, соорудил там небольшую стену примерно 3 на 6 метров. На ней он сделал коллаж из снимков известного фотографа Георгия Лисецкого, воткнул в стену ветки березы, на которые повесил праздничный дождик, и поставил по краям вентиляторы, заставляющие эти ветки колыхаться. Этот проект держит зал, это точка притяжения и конструктивный центр экспозиции.
«Домашний архив Георгия Лисецкого стал отправной точкой этого проекта. Он заставил меня задуматься, насколько долговечна человеческая и фотографическая память, и где та точка невозврата, когда возникает последнее материальное подтверждение нашего присутствия. Сам проект призван замедлить этот процесс и рассказать еще одну забытую историю», — написал Игорь Попов в описании инсталляции.
Во многом именно благодаря этому проекту и.о. министра культуры и сравнила зал «Югöра» с «Эрартой». Однако от некоторых людей (в том числе заслуженных в Коми фотографов старшего поколения) прозвучали слова критики. По их мнению, ценность инсталляции, мягко говоря, спорна, как и всей выставки в целом. Современное искусство для них — не искусство, а скорее интеллектуально-провокативная деятельность, которую нужно вынести за скобки традиционных направлений.
За инсталляцией Игоря Попова небольшое пространство оборудовали несколько человек. Мини-проект «А мне тут хорошо» создали фотограф Анелия Лянцевич, художники Инга Поповская, Вадим Кононов и Дарья Федоркова, которая написала три истории из жизни города.
Анелия Лянцевич сфотографировала интерьеры квартиры, где прошло ее детство. Старая советская люстра, жестяные банки для круп, ковер, который был, наверное, в каждой квартире, потрескавшаяся мебель. Благодаря крупноформатной печати и развеске, эти предметы интерьера буквально вываливаются на посетителей. А удачно выстроенный свет подчеркивает детали.
Сами фотографии технически несовершенны. Но у автора не было задачи получить качественный кадр. Отчасти поэтому в качестве инструмента был выбран не хороший фотоаппарат, например, «Москва», а iPhone. В проектной фотографии куда более важна смысловая нагрузка и те размышления, которые спровоцирует работа.
Вадим Кононов и Инга Поповская пошли примерно одним путем. Первый представил Сыктывкар в картине, написанной в стилистике Василия Кандинского. Историческая отсылка понятна: еще в 1889 году известный российский художник путешествовал по земле зырян и вдохновился поездкой для написания своих работ. Инга Поповская создала сразу два портрета — Сыктывкара и его младшего брата Выльгорта. Рядом на небольшом столе лежало письмо, адресованное им. Его написала их сестра Эжва.
Проект «А мне тут хорошо» — это отчасти воспоминания о другой жизни в Советском Союзе и отголосках того времени. Авторы попытались пробудить в зрителях воспоминания о другой эпохе, в которой действительно было много хорошего.
К прошлому обратилась и куратор Анжела Разманова. Она нарисовала картину и поместила рядом с ней два куба. Внутри них на лежали коньки и другие предметы из детства художника.
— И для меня город — это город детства. Я жила на кольце, и по пути мы шли домой, покупая подарки. Потом берешь коньки, идешь на каток. Для меня город — это вечер, город с неоновыми вывесками. И советский период для меня является более выразительным. Было кафе «Северянка», где мы ели мороженое. На «кольце» не было стелы, а ребята играли там, — рассказала Анжела Разманова.
Анна Смирнова смешала картон, гуашь, акварель и маркер и получила синтетическую картину города.
Ирина Базарова и Ирина Романова создали серию открыток, главный герой которых лиса — путешествует по разным местам в городе и комментирует увиденное.
Фотограф Николай Антоновский увидел город как живую, строящуюся структуру. На его фотографиях — крыши домов, которые похожи на лайнеры, курсирующие по городу. К одному из своих снимков он добавил человечков из конструктора Lego, отдыхающих на перерыве. Отсылка к строителям Empire State Building выглядит явной, «лобовой» и даже лишней. Она отвлекает и разрушает геометрию панорамы города, где на первый план выходят линии и формы, хоть и выглядит забавной.
Другой фотограф Кирилл Шучалин снял сыктывкарские перекрестки. «Уличная фотография максимально четко и ясно передает жизнь, помогая смотреть на социум со стороны. Позволяет увидеть тонкие процессы, происходящие внутри общества и самих нас, почувствовать и предчувствовать то состояние, в котором мы находимся или куда движемся», — говорится в описании проекта.
* * *
— Я для себя еще не проанализировала. Мы показали только верхушку айсберга. Я пока не знаю, как осознать все вместе. Город оказался странный, — Анжела Разманова делится впечатлениями от выставки в целом и отвечает некоторым скептикам, не принимающим и не понимающим формы современного искусства. — Это эклектика современной жизни. Для молодых людей выставка воспринимается легко и понятно. Такие формы жизнеспособны. Так может быть.
Интересный взгляд на город пока остался без внимания тех, кто непосредственно отвечает за то, как Сыктывкар будет развиваться и как будет выглядеть. На выставке не было ни одного чиновника из местной администрации. Анжела Разманова политкорректно завершает нашу беседу:
— Сейчас были выходные. Я думаю, что они придут.
Самое странное в Сыктывкаре, как мне кажется, стела на пересечении Коммуны и Октябрьского. Как только её не обзывали... Но если посмотреть на неё со спутника, например... Жуть!
Редактору:
http://synonymum_ru_en.academic.ru/47230/Стелла
http://synonymum_ru_en.academic.ru/29883/стела
Век живи - век учись! Надо всё же ясно понимать, что именно стоит в центре города :)
Бюджет освоили. Бабло попилили. И славненько.