Прошел почти год, как из семьи воркутинской правозащитницы Лидии Шоличевой по решению суда забрали троих приемных детей. Бывшая приемная мать неоднократно писала в полицию, прокуратуру города, республики и в Генпрокуратуру РФ, чтобы провели расследование и привлекли должностных лиц к ответственности. Однако в ответ получала постановления об отказе за отсутствием события преступления.
На днях в редакцию «7x7» позвонила правозащитница ООД «За права человека» Лидия Дрозденко и сообщила о том, что в конце августа бывшую приемную дочь воркутинки Александру перевели в Детский дом-школу №1 имени А. А. Католикова, откуда девочка сбежала и сейчас находится в розыске. В самом учреждении, а также Министерстве образования республики ситуацию пока не комментируют.
Напомним, что в сентябре 2013-го Александра сначала попала в приют «Надежда», потом в детский дом Воркуты, откуда она неоднократно сбегала домой. Тем временем в конце 2013-го еще двоих бывших приемных детей Лидии Шоличевой — Снежану и Сергея — перевели в Пажгинский детский дом.
За совершенное правонарушение решением суда Александру направили в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, где она провела месяц. После ее определили в Ухтинскую школу-интернат №2. Однако ровно через 10 дней после поступления в детдом, администрация школы-интерната отправила ее на полтора месяца на лечение в психиатрическую больницу. Второй раз ее отправили уже во взрослую психиатрическую больницу Ухты, где она провела неделю.
В третий раз в психбольнице она провела 86 дней. В общей сложности Александра пять месяцев провела в детском отделении Коми Республиканской психиатрической больницы.
Из письма правозащитников ООД «За права человека»:
«В телефонном разговоре директор Ухтинского детдома нам сказал, что его школа-интернат — учреждение закрытого типа. Всем своим подчиненным он запретил по Александре давать любую информацию, запрещает с ней не только встречаться, но и звонить по телефону. Очень редко Александре удается позвонить Снежане в Пажгу или Кристине и маме в Воркуту. Однажды ее везли в психбольницу без сопровождения, и ей удалось дозвониться. Вот тогда мы и узнали, как подписывают документы на «добровольную» госпитализацию: ребенку подсовывали бумаги и требовали их подписать. В противном случае угрожали сделать болезненную инъекцию. Они даже не знали, что подписывают.
Мы обращались в правоохранительные органы по поводу жестокого обращения с Александрой. В ответ — одни отписки и постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
В июле мы получили очередное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в котором говорится, что «…в ходе проведения проверки были допрошены Поленок Е. А. – воспитанница Ухтинской школы-интерната №2, Федорова М. Б. – воспитатель этого учреждения и Смирнова Л. А. — замдиректора по воспитательной работе школы-интерната №2. Все они пояснили, что Александра проживает в интернате с марта 2014 г. и вела себя со всеми дружелюбно, конфликтов у нее ни с кем не было, все учащиеся и педагоги ее поддерживали, помогали в адаптации. Отношение к Александре у всех было хорошее, негативно к ней никто не относился, претензий к Александре у педагогов нет, ей оказывалась всяческая поддержка, она самостоятельно посещала психолога, жалоб от Александры не поступало».
Как видно из постановления, охарактеризовали ее положительно, жалоб на нее не было, да и сама Александра ни на что не жаловалась, в «психушку» сама она не просилась, посещала психолога, психиатра сама не вызывала. Тогда зачем ее неоднократно отправляют на лечение в психбольницу?» — задают вопрос правозащитницы.
Тем временем в Воркуте идет суд по уголовному делу в отношении Лидии Шоличевой. Александра — потерпевшая сторона.
«Ее показания очень важны для суда, так как в деле имеется два протокола ее допроса: в одном Александра говорит, что мама дала ей подзатыльник в стенах милиции, где их допрашивали по поводу поврежденных машин. А во втором — она отказывается от своих показаний по причине оговора, так как мама не пускала ее ночевать у своих друзей. И странное дело происходит. Как только суд вызывает ее в судебное заседание для дачи показаний по делу, Александра тут же оказывается в психбольнице. Ответ напрашивается простой: ее там просто прячут! Боятся, что девочка расскажет правду, и бывшую приемную мать придется оправдать и реабилитировать, а детей возвратить!» — пишут правозащитницы.
Сейчас в судебном заседании объявлен перерыв до 15 сентября.
«26 августа Александру выписали с психбольницы и направили в детский дом им. Католикова. 1 сентября мы позвонили директору детдома, чтобы узнать об Александре. Нам сказали, что она находится в розыске, так как сбежала 27 августа. Мы обратились в Высшую квалификационную коллегию судей РФ с жалобой на председателя квалификационной коллегии судей РК Суслову Н. А. В ответ получили очередную отписку — нашу жалобу перенаправили для ответа Сусловой. Жалобу и ответ прилагаем», — сообщила Лидия Дрозденко.
«7x7» будет следить за развитием событий.
Это преступление- отдавать психически больных детей в приемные семьи. Хорошо, хоть постарались исправить ошибку и забрали ребенка от Шоличевой. Впредь, решая вопросы об усыновлении, следует очень внимательно проверять приемных родителей и приемных детей на предмет психического здоровья.
Склифосовскому следует внимательно читать - ребенка стали запихивать в психбольницу, чтоб не дать возможности давать показания. Воспитываясь в приемной семье, она не нуждалась в психиатрическом лечении, но наши доблестные органы опеки под руководством тупоголового Семяшкина всех сирот, хоть как-то сопротивляющихся их садистским мерам воздействия, готовы запихнуть в психбольницы. Самый проверенный способ покарать непокорных.
Каждый понимает по своему. Я тоже склоняюсь к мнению Склифосовского. Сплошь и рядом приемные родители не справляются с воспитанием приемных детей. Или сами приемные родители имеют проблемы с психикой, или усыновляли психически больных.