В период с 2009 по 2013 года на Европейском континенте Германия вырвалась в лидеры по количеству принятых гуманитарных мигрантов. Так, 288800 прошений об убежище и/или признании беженцем были зарегистрированы в Германии; 257500 — во Франции; 183800 — в Швеции и 136400 — в Великобритании. Пятерку стран лидеров — поставщиков беженцев и лиц в поисках убежища — составляют граждане Сирии, России, Афганистана, Ирака, Сербии/Косово.
В 2012 году граждане РФ подали 3415 прошений об убежище в Германии, из которых 3202 — первоначальные заявления о поиске убежища; в 2013 году — 15473 прошений, из них 14887 — первоначальные заявления о поиске убежища. Правовое регулирование гуманитарной миграции устанавливает необходимость письменно, устно или иным другим путем выразить свое стремление поиска убежища на территории Германии (§ 13-1 Закона о порядке предоставления убежища)[2] по причине политических преследований, защиты от высылки или иного возвращения в государство, где по смыслу § 60-1 Закона о Титулах (AufenthG) есть угроза безопасности и/или жизни подателя.
Данные Федерального агенства по вопросам миграции и беженцев BAMF свидетельствуют, что основной группой подателей на убежище на территории Германии являются российские граждане чеченской национальности. Так, эта группа в 2011 году составила около 50% просителей убежища; в 2012 году — 69%; в 2013 году — 90%.
Судебная практика не выработала единой позиции по вопросу предоставления убежища гражданам России чеченской национальности. Решением Высшего административного суда-BVerwG[4] и суда земли Саксен-Анхальт-OVG des Landes Sachsen-Anhalt[5] было признано, что отсутствие возможности безопасного переселения, убежища внутри страны [здесь: Российской Федерации] требует рассмотрения вопроса о предоставлении данным лицам убежища на территории Германии. Подобное мнение было опровергнуто судом земли Гессен,[6]определившим, что «этнические чеченцы, не входившие в состав военных формирований, могут без угрозы жизни и здоровья — ohne Gefahr für Leib und Leben — вернуться на территорию своей исторической родины. Высший административный суд от 19.1.2009 установил, что «ссылка на посттравматический синдром и страх преследования» также не может быть определяющей для предоставления убежища и/или признания беженцем на территории страны.[7]Этим решением Высшего административного суда были отменены ряд решений суда земли Баварии, в которых «на основании невозможности получить достойное медицинское обслуживание, психологическую помощь по преодолению посттравматических синдромов в следствии военных действий в Чечне» российские граждане чеченской национальности были признаны беженцами в установленном законом порядке.
Как показывает статистика, успех российских заявителей — лиц, получивших признание как беженец на территории Германии, — незначителен. В 2012 году только 7 заявителей получили убежище, 164 человек — запрет на высылку с территории Германии по смыслу §60-1 Закона о Титулах [запрет высылки в государство, где имеются обоснованные основания полагать, что жизнь и здоровье заявителя будут подвергнуты опасности]; и 38 заявителей получили ограниченное право на пребывание в стране и запрет высылки по смыслу §60-2,3,4 Закона о Титулах [запрет высылки в государство, где заявитель может быть подвергнут уголовному преследованию и наказанию; запрет высылки по смыслу Европейской конценции о защите прав и основынх свобод и проч.] Со всплеском гуманитарной миграции из России в 2013 году квота успешности российских заявлений об убежище составила 2,2% против 14,2% в 2012 году. В 2013 году из 15473 прошений об убежище были удовлетворены лишь 23; 248 заявителям было предоставлена защита от высылки из страны.