Собравшаяся обсудить проблемы культурного наследия общественность могла бы предложить властям немало полезного: от идей установки памятников выдающимся землякам до сохранения отдельных, чудом уцелевших зданий — кандидатов на пополнение списка объектов культурного наследия.
Конференция регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, посвященная наследию XX века, не могла не затронуть актуальные вопросы сохранения памятников истории в Йошкар-Оле.
По мнению организатора конференции, председателя регионального отделения ВООПИК Вадима Попова, все более актуальной для Марий Эл становится проблематика сохранения памятников советской эпохи. Основная проблема в том, что в обывательском сознании не сформировано понятие «культурное наследие» по отношению к образцам архитектуры и монументалистики советского времени. Именно поэтому вместо звезд на памятниках воинам советского периода могут вновь появляться кресты — это что касается массовых явлений. В этом же ряду и уникальный в своем роде образец советской скульптуры — «Марийская красавица», украшавшая вход в гостиницу пос. Советский. В 1990-е след символичного для райцентра памятника затерялся. Его случайно обнаружили на территории промышленного предприятия. У памятника сейчас свой владелец, который, как может, пытается вернуть его в социокультурную среду.
Историк и блогер Александр Соколов считает, что плоды пренебрежения культурными ценностями были заложены в 1917 г. Именно после октябрьских событий стал возможен коренной перелом сознания, позволявший, допустим, репрессировать героя Первой мировой, полного Георгиевского кавалера — в послереволюционном марийском крае такое стало возможным. Вообще, тематика пренебрежения именно к воинской славе предков очень близка Александру Соколову: «Во время раскопок на улице Комсомольской — там, где сейчас построен элитный дом, невозможно было не обратить внимание на то, что большинство захоронений принадлежало солдатам, воинам. Раскопано было лишь место под дом, а с трех сторон осталась нетронутая территория, где остается множество захоронений… Вообще, на месте этого дома должен стоять памятник солдатам Первой мировой».
Приехавшая из Параньги Зейнаб Иманкулова (она заведует краеведческим сектором в районной библиотеке) рассказала о местном опыте защиты старых заброшенных кладбищ. Одно из них находится в центре поселка, и многие считали его обычным парком. Кладбище закрылось в 1940-е годы. Достаточно быстро с него исчезли надгробные и намогильные камни — местное население использовало их для приготовления извести. Общественный интерес, подкрепленный волевыми решениями районных властей, привел к тому, что парк — бывшее кладбище — обнесли оградой — здесь точно не будет танцевальной площадки, и коз своих сюда никто не погонит пастись.
Фото Вадима Попова
Оказывается, сотрудники Национального музея им. Т. Евсеева задокументировали состояние подвалов купца Булыгина, ныне уже разрушенных строителями. По мнению научного сотрудника, занимавшегося исследованием, были все основания считать подвал объектом культурного наследия. Кирпичная кладка выполнена из дореволюционного кирпича, прекрасно сохранились (на момент исследований — ред.) арочные проемы. Что можно было создать на основе этих подвалов? Студенты ПГТУ разработали ряд проектов, которые при наличии желания властей можно было бы реализовать.
В республике достаточно достойных увековечивания в бронзе героев — эту тему поднял председатель региональной общественной организации «Мемориал» Николай Аракчеев.
Один из них — уроженец села Токтайбеляк Куженерского района Александр Егорович Кропотов. Депутат III Государственной Думы.
Есть и чудом сохранившиеся, но находящиеся в частной собственности исторические деревянные здания — такие как дом на ул. Красноармейская слобода, долгое время бывший местом проживания пленных военнослужащих Австро-Венгрии (во время Первой мировой войны).