Молодой человек из Кантемировского района уже полгода добивается права на прохождение альтернативной гражданской службы. Ему неоднократно отказывали в рассмотрения заявления, а за неявку на медицинское освидетельствование на Евгения Плахутина завели уголовное дело по статье "уклонение от прохождения военной службы". Теперь ему грозит до двух лет лишения свободы или до 200 тысяч рублей штрафа. (Подобное дело рассматривали недавно в Мурманске, где призывник Никита Конев получил год условно и 130 тысяч штрафа). Евгений ведет свой блог на "7х7", где можно подробно ознакомиться с историей его дела. Вчера, 28 января, суд в очередной раз отказался рассмотреть апелляционную жалобу. Татьяна Зражевская, уполномоченный по правам человека в Воронежской области, дала правовую оценку делу Евгения Плахутина и обнаружила грубые нарушения Конституции РФ. Теперь Евгений намерен обратиться в Европейский суд по правам человека.
Согласно верховенствующему закону нашей страны каждый имеет право пройти альтернативную гражданскую службу, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Но если вероисповедание определить не так сложно — в таких случаях молодые люди чаще всего состоят в религиозных общинах — то с гражданскими убеждениями все не так просто. Составить экспертное заключение, подтверждающее чью-либо жизненную позицию, — невозможно. Единственное доказательство — заявление самого призывника. Сергей Федулов, который проходил АГС несколько лет назад, говорит: "Комиссия подробно расспрашивала меня, как, под влиянием чего сформировались мои убеждения. Это была очень унизительная процедура". Евгений Плахутин — пацифист, не приемлет насилия. Он рассказывает, что никогда не был конфликтным человеком, а осознание своих милитаристских убеждений пришло в прошлом году, когда Евгению исполнилось двадцать. Поэтому он и решил подать заявление на прохождение АГС.
По статистике ДПЧ с 2004 года около 6 тысяч прошли альтернативную гражданскую службу. То есть из 300 тысяч человек за один призыв лишь 300-500 молодых людей со всей России заявляют о своих антимилитаристских убеждениях. В законе перечислено более 30 профессий, которыми можно овладеть за год и 9 месяцев в ходе прохождения АГС. Они не требуют специальной подготовки, поэтому уровень образования значения не имеет. В Воронеже есть вакансии только по двум специальностям — санитар в областной больнице и почтальон. Молодежному совету по правам человека известно несколько случаев прохождения АГС в области: в этом году двое уже работают в больнице, и двое ожидают направления на службу.
Александр Зубков, призывник 2013-го года, работает в аптеке областной детской больницы №2 уже месяц. 5 рабочих дней с 8 до 15:00 он моет полы и следит за чистотой пробирок и прочей медицинской посуды. "Кем я только раньше не работал — на мойке, промоутером, даже пробовал себя в сетевом маркетинге. Так что моя работа не кажется мне сложной. Я вообще хочу попросить перевести меня в какое-нибудь отделение санитаром. Да, это тяжелее, но я сумею получить хоть какие-то полезные профессиональные навыки. Да и посменный график был бы удобнее: надо искать подработку, на 4,5 тысячи сегодня не проживешь". Год и 9 месяцев на "гражданке" для убежденного пацифиста Александра лучше, чем год военной службы: "Я против обязательного призыва. Фактически государство заставляет молодых людей брать в руки оружие, прививает жестокость. Я за контрактную систему: в армию должны идти только те, кто морально и физически действительно готов к этому".
Ситуация у Александра Зубкова была похожа на дело Евгения Плахутина. Он тоже не так давно узнал о существовании АГС, поэтому заявление подал не за полгода до призыва, как это установлено законом, а чуть позже. Однако тот же закон допускает, что не существует срока, к которому человек должен определиться со своими убеждениями, поэтому даже "запоздавшее" заявление призывника Зубкова было рассмотрено, а комиссариату в его апелляционных жалобах было отказано. У Евгения Плахутина получилось наоборот. Сам Александр считает, что в его случае на руку сыграло нарушение, допущенное призывной комиссией, — подпись на одном из документов была поставлена другим человеком.
Многие из бывших призывников считают, что в каждый комиссариат "спускается сверху" распоряжение о количестве людей, которые должны пройти военную службу за тот или иной призыв. Демографическая яма 92-94-х годов существенно сократила количество призывников последних лет, поэтому призывные комиссии могут опасаться, что попросту не наберут нужного количества человек, особенно если возрастет популярность прохождения альтернативной гражданской службы. Но это всего лишь догадки, факт лишь в том, что суд настойчиво отказывается удовлетворить апелляционную жалобу Евгения Плахутина.
Сергей Федулов убежден: "Те, кто считает, что прохождение АГС — это отличный способ "откосить" от армии, глубоко заблуждается. Работа, которую приходится выполнять, очень тяжелая, да и работу дают далеко не престижную". К слову, Сергей практически два года работал санитаром в психоневрологической больнице в отделении специализированного типа. А попросту, невысокому человеку хрупкого телосложения приходилось каждый день иметь дело с психически невменяемыми людьми.
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.