В Ханты-Мансийском автономном округе случился бунт, пока что локальный. Семья оленеводов Айпиных отказала компании «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в разработке месторождения на земле своего родового угодья. Сын главы хозяйства, Александр Айпин, сказал: «Если на участках найдут нефть, то нас сметут с этой территории, а нам больше негде содержать оленей. Мы уже пять раз меняли место. Дальше уходить некуда».
Подробно очень непростую ситуацию описало издание «Экспресс-Камчатка». С материалом можно ознакомиться здесь.
Интернет-журнал «7x7» собрал мнения экспертов, экологов, ученых, общественников. Мы поинтересовались: как, на их взгляд, возможно разрешать подобные ситуации, какова при этом ответственность сторон — государства, коренных жителей и бизнеса, и действительно ли из ХМАО прозвучал первый тревожный «звонок».
Дмитрий Несанелис, этнолог, кандидат исторических наук, член Общественной палаты Коми:
— Долгое время считалось, что ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» (ЛЗС) — это некий эталон, включающий высочайшие производственные, экологические и социальные стандарты. Всем остальным дочерним предприятиям компании прямо или косвенно предлагалось «держать равнение» на бесспорного, как казалось, лидера.
В последнее время стало выясняться, что мнение о «непогрешимости» ЛЗС, мягко говоря, несколько преувеличено. Это касается, в том числе, взаимоотношений компании с коренными малочисленными народами Севера (КМНС). К которым относятся, в частности, ханты и манси.
Острый конфликт, возникший между хантыйской семьей Айпиных и нефтяным гигантом, очевидно, имел некую предысторию. Кажется правдоподобным, что Айпиных действительно четырежды принуждали менять территорию хозяйственной деятельности. А на пятый раз их терпение лопнуло. И это можно понять! Полагаю, что все это стало следствием, в том числе, отсутствия серьезных правовых оснований, регулирующих взаимоотношения нефтяников и КМНС (в данном случае хантов), ведущих традиционный образ жизни. А также явно неудовлетворительной работы PR&GR службы как «большого» ЛУКОЙЛа, так и его западносибирского филиала. Раз произошел, хотя и локальный, но все-таки этно-социальный взрыв, значит, соответствующие департаменты не вели профилактическую работу с родовыми общинами и этнокультурными объединениями хантов.
Мне кажется, это тревожный сигнал. Однако делать из этой истории масштабные выводы о «бунте» против «Кремля, олигархов и чекистов» совершенно бессмысленно. Мы имеем дело с острым эпизодом, но и не более того. Большой политикой тут и не пахнет.
Иван Иванов, эколог, гражданский активист:
- В идеале, ситуацию мог бы разрешить справедливый суд, который поставил бы интересы человека выше интересов корпораций. Но я сильно сомневаюсь в справедливости нашего суда. Меня радует, что среди коренных жителей крепнет осознание, что бежать дальше некуда. А чтобы это не выливалось в сепаратизм, тут, думаю, иначе как честный диалог выхода нет. Да, это первый звоночек и государству. Ему не удастся силой заставить людей замолчать.
Валентина Семяшкина, член Комитета спасения Печоры:
— Такие ситуации лучше не допускать, не доводить людей до бунта. У нас в России они уже и были, и будут еще. Потому что, во-первых, наше законодательство о коренных народах делит народы по количественному признаку (для малочисленных законодательство есть, а на те народы, численность которых пока больше 50 тысяч человек, эти законы не распространяются). Нигде в мире количественного критерия отнесения к коренным народам нет. Во-вторых, российское законодательство о коренных малочисленных народах не работает, или работает плохо: и недостаточно хороши сами законы, и не продуманы механизмы реализации. В-третьих, наше государство в ситуации конфликта между крупным бизнесом и гражданами (или даже целым народом) всегда на стороне крупного бизнеса, людей оно обычно не видит. Это ненормально, конечно.
Такие ситуации нужно разрешать не в пожарном порядке (как у нас обычно делается). Пожарным порядком в лучшем случае можно только временно погасить конфликт, но не убрать его причины. Нужен совсем другой подход — не только к народам, ведущим традиционный образ жизни, но и к таким территориям в целом, к их развитию. Нельзя смотреть на эти территории исключительно как на полигоны для добычи нефти, газа, золота.
Государство, и тем более бизнес, у нас идут пока далеко не по самому перспективному пути. И уж точно не по самому ответственному. В том же Ханты-Мансийском округе согласие коренных общин просто покупалось — за мизерные деньги. И это происходит не только там. Но ведь компенсации — это далеко не самый оптимальный вариант решения вопроса. На тех же общественных слушаниях по проектам освоения нужно говорить прежде всего о рисках и их минимизации, об условиях и возможностях сохранения традиционного образа жизни, традиционной среды обитания, традиционной культуры, а уж потом о компенсациях. Нужна независимая этноэкологическая экспертиза проектов. И это будет ответственный подход — такого понимания хотелось бы и со стороны государства, и со стороны бизнеса, и от самих местных жителей, коренного народа — тоже. Да, это звонок. Хотя не думаю, что первый.
Галина Хатанзейская, дочь оленеводов:
— Ягель растет 100 лет. Целый век! Если его уничтожить, олени просто вымрут. То, что уже тронули 20-30 лет назад — еще не восстановилось. На месте оленеводов, не подпустила бы нефтяные компании к родовым угодьям. А выплаты, которые предлагают, скорее всего, проблему не решат. Есть случаи, когда оленеводы забрасывали, получив компенсации, занятия традиционным хозяйством. А вообще — нефтяники больше заинтересованы в оленеводах, чем оленеводы в нефтяниках.
Кирилл Истомин, Научный сотрудник Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН , этнограф:
— Все мы знаем, кто такой Еремей Айпин — политический деятель. Человек он не маленький. И то, что его брат начал бунтовать, я сомневаюсь что он начал бы бунтовать не будь у него таких связей. Тем более, что случай ведь этот не первый. Вообще ХМАО знаменит тем, что закон о родовом землевладении там был принят раньше, чем где бы то ни было, и нефтяников заставили утрясать конфликты с коренным населением. В начале конфликты утрясали за ящик водки, о сумме в пять миллионов разговор идет в первый раз. А ведь нефтяники предлагали разную помощь хантам — от спутниковых антенн до шестов для чума, поскольку лес они вырубали в окрестностях.
Этот бунт, наверно, показывает то, что кто-то со стороны коренного населения пытается стандарты пересмотреть. Что вполне обоснованно, с одной стороны... А с другой, такие вот прямые выплаты коренному населению меня несколько пугают. От них обычно не бывает для самих оленеводов особой пользы. Все зачастую заканчивается тем, что они ее получают, бросают заниматься традиционным хозяйством, спиваются. Лучше бы нефтяные компании давали трудоустройство оленеводам, пытались скупать у них мясо, развивать традиционное хозяйство. Давали бы дотации, которые бы позволяли оленеводам кормить себя.
Дмитрий Латынин, предприниматель, Усинск:
— Тема серьезная и напоминает ситуацию с Химкинским лесом. На территории России куда не приди, там обязательно будет то, что дорого. Вопрос требует очень серьезного изучения. С одной стороны, нефть — стратегические запасы нашей страны и бюджеты регионов. С другой, вполне предполагаю, что на экологической проблематике могут и поспекулировать. Нужно создавать комиссию и изучать территорию. Необходимо компенсировать потери народа, но, с другой стороны, и это чревато: дай сегодня добытчику мясо, а он и перестанет сам добывать, заниматься исконным делом. Нельзя сбрасывать со счетов и культовые вопросы. Может быть, ханты поклоняются этим местам, и любому вмешательству население будет энергетически препятствовать. Без согласительных процедур и сотрудничества нефтяных компаний и коренного народа не обойтись. Придется искать «золотую середину»...
Мне кажется, очень важно предложить высказаться по этому вопросу представителям ЛУКОЙЛа и ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь. Возможно, у них совсем другой взгляд на ситуацию и иные аргументы. Желательно дать им трибуну как можно скорее. Если они, конечно, захотят ей воспользоваться...
В Хападной Сибири политика ЛУК ойла совершенно другая. Достаточно поинтересоваться об информации, что дают нефтяники Сибири местному населению, чтобы понять: нефтяники в Коми совершенно ничего не дают для местного населения и социальной политики не осуществляют. Потому что , если сравнивать масштабы помощи в Сибири и в Коми, то в Коми они настолько мизерные и несущественные, что говорить о них станет стыдно.
Полагаю, что в Сибири коренное население чувствует и ощущает себя людьми. Поэтому осмеливаются заявлять требования.
Нечто подобное там уже было в конце 20 века , когда ханты и манси с винтовками в руках перегородили реку , и добились своего. Но тогда еще не было ЛУК ойла
семяшкина снова председатеь ксп? терентьева фф куда потеряли?
холуя ФФ послали на незаслуженную пенсию...
Несанелис как бы намекае: вот если бы ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» ЛЗС наняло меня пиарить- джиарить, то не случилось бы "острого случая"...мол я бы дешевле обошелся...я бы умело прикрыл задницу нефтесосам, как прикрывал в Коми....
что тебя, претариата-люмпена заблокировали.
Вони от тебя на 7х7 дюже много.
анонист по определению хуже воняет :(
Здесь вопрос не должен решаться между хантом и Лукойлом. Вопрос здесь гораздо шире и глубже, чем кажется на первый взгляд. Каждый конкретно взятый гражданин России является не только членом элетората животного происхождения, но прежде всего продуктом культуры того или иного народа. В свою очередь, культура каждого народа связана с природно-климатической средой. Отними у бедуина пустыню и горы, он превратится в попрошайку, отними у промысловика лес и воду, у оленевода - тундру, они превратятся в банальных бомжей. Коллективизация отняла у северного человека самостоятельность в решении собственной судьбы, укрупнение деревень привело к исчезновению мобильной хуторской и деревенской культуры, а затем и к вымиранию ранее цветущих погостов (сёл), население в которых уменьшилось с 1970-х пятикратно. Нынешнее повальное разграбление природных ресурсов приводит не только к истощению природы и опустыниванию, но и к деформации культур и человека в культуре. Раньше леса вырубались в достаточно больших количествах, но чересполосно. Так, чтобы остаюшаяся нетронутой полоса, отделяющая полоски вырубок, через какое-то время могла восстановить лес в прежних формах. Северная природа очень ранима и трудновосстановима. А тундры и гор это касается особо. Нефть - дело важное для государства, для экономики, но неизменным и наиглавнейшим ресурсом остаётся человек. Нет смысла для государства качать нефть, кидая в топку истории собственный народ. Нет у такого государства будущего. Развивая любую промышленность, нужно соблюдать "чересполосицу", оставлять нетронутые природно-экологические зоны, с включённой в них местной культурой, местным населением. Причём, нетронутые территории должны быть обширными (особенно для народов с кочевым, полукочевым и смешанным укладом), чтобы народы, включённые в природную среду не огораживались (по принуждению в неудобьях) "колючей проволокой" рудников, буровых и делянок, а могли сами выбирать, где им лучше жить и вести собственный КУЛЬТУРНЫЙ образ жизни. В плане культурного воспроизводства каждый хант, коми, ненец и др. представитель и носитель традиций важнее всей нефтегазовой промышленности.
Все правильно !
Надо сделать все, чтобы ханты перешли на оседлое оленеводство, как ижемцы.
Очень хороший комментарий оставил Олег Уляшов. Вопрос ( фундаментальный) - как заставить услышать такие суждения? У меня внятного ответа нет. Если есть у Вас, то поделитесь.
Алексею Семенову - Леша, если Вы будете хамить, Вас лишат возможности и комментировать. Критикуйте сколь угодно жестко, но не выставляйте себя хамом и идиотом. Обидно за Вас. Такие замечательные люди, как Игорь Сажин и Леня Зильберг убеждали меня несколько дней назад, что в Вас есть какой-то элемент порядочности. Жаль, если они ошиблись...
\Сильному и мудрому даны его дары не для того, чтобы угнетать,а чтобы помогать и поддерживать слабого\Рескин Джон
У нас политикой нигде не пахнет, только почему всё в политиков упирается?
Леша, ты безнадежен. Диалоги с тобой прекращаю. Комментировать здесь больше не будешь. Создавай свой сайт, и пиши там все, что хочешь.
Семья оленеводов Айпиных - камень преткновения, что отвергли "строители"
долбанные новой россии.
Кирилл Истомин, неважно чьи они родственники!
Важно то, что они покусились на ихнее (чиновничье продажничье) ВС Е - Лукерьюшьку подзаборную.
"А ведь нефтяники предлагали разную помощь хантам — от спутниковых антенн до шестов для чума, поскольку лес они вырубали в окрестностях"
- Ой! "шест для чума" оне предлагали!
конечно! такие шесты стоят 100 000 долларов зеленых! Вся прибыль Лукерьюшьки ушла на шесты!
Танцуй! Лукерьюшька! потрись об шест...
Дай-кось, я те, Лукерьшька, плесну самогону! - Стаканчик отхлебни
из тарелки спутниковой и - пойди в присядку
вокруг шеста
на бис!..
шлюшка биржевая
за 33 доллара за баррель...
Эх разверни меха! гармошка!!!
То, что дурят наш народ,
- Никому не ново.
Оттого так популярно
- Матерное слово.
Мы по тундре идём,
Распеваем песни
Озверела та Лукерьюшька,
- Не дает, хоть тресни!
Как по тундре ходят утки -
Серенькие крякают.
Хант Лукерьюшьку - ее...
Только серьги брякают!
Хант отправился за водкой,
А вернулся через день
Без нее, но с пьяной теткой.
Вот же, бестолковый пень!
Ох, Лукерья! Я - в Нирване!..
Я балдею... Что со мной?
- Не валяйся пьяный в ванне,
Да тем более – в чужой.
Напои меня, красотка,
Нам с тобой поможет водка.
После поллитровой -
Я на все готовый!
Мы не будем водку пить,
Будем денежки копить.
А накопим рублей пять,
Выпьем водочки опять.
________________
Я на семьюсемь сболтнул
Неприличный анекдот.
Выгнан был...
За мною следом
Потянулся весь народ.
Эххха!!!
Олег Уляшев:
"Нефть - дело важное для государства, для экономики, но неизменным и наиглавнейшим ресурсом остаётся человек."
"Нет смысла для государства качать нефть, кидая в топку истории собственный народ. Нет у такого государства будущего."
- Олег Уляшев - последний романтик...
Он отвергает Христа (как праправнук вольдинского туна-колдуна), но верит в "культурного нефтяника", нового технократического мессию!!! Наивный Вы человек... Нефтяник - это зверь с печатью на лбу. Он мать родную бросит в геенну огненную за 120 долларов за баррель.
Карад олiгöн – олöмсьыс вошинныд?