Диана М. — уроженка Аджарской ССР, средний ребенок в смешанной многодетной семье, имеющая тесные родственные связи с Россией: бабушка и мать Дианы родились в Краснодарском крае; отец Дианы — армянин.
Образование Диана успела получить в СССР, окончив батумскую среднюю школу на русском языке. Но распад СССР серьезно ударил по большому семейству: в их подъезде многоэтажки семья Дианы оказалась единственной русскоговорящей, и были случаи, когда местное население вламывалось в квартиру, требуя покинуть «территорию Грузии».
В первые годы после распада СССР в Аджарии случилось проходить воинскую службу калужанину из поселка Жилетово, который стал женихом Дианы, а впоследствии — отцом ее ребенка — гражданина России. Так Диана оказалась в Калужской области: государственную границу РФ Диана пересекла на законном основании по свидетельству о рождении, т.к. на тот момент ей было лишь 16 лет. С мужем-гражданином России Диана прожила несколько лет, но так случилось, что стала воспитывать сына одна: муж спился окончательно, семья же мужа «грузинку» не жаловала, не прописывала, в доме жить не позволяла. Начались долгие скитания юной мамы с сыном-гражданином России.
В 2012 г. Диану даже оштрафовали за незаконное пересечение государственной границы России в Смоленской области. Оказывается, нужно было заплатить в поезде проводнице 4 тыс. рублей, чтобы совершенно спокойно выехать из страны; Диана этого не сделала: денег у нее нет, и тогда проводница сдала Диану транспортной полиции. Суд оценил это впервые совершенное как преступление незначительной тяжести.
В поисках работы и жилья, а также школы для подросшего ребенка Диана оказалась в г.Обнинске, где ей повезло попасть на прием в депутату-правозащитнику Т.Котляр. Депутат, выслушав историю Дианы, помогла ей написать ходатайство на признание молодой женщины беженкой на территории РФ и отправила Диану в миграционную службу в Калугу.
Каково же было удивление и Дианы, и депутата, когда в отделе по работе с беженцами Диане было заявлено, что она «никакая не беженка», что никакого ходатайства от Дианы не примут, и что «забирайте своего ребенка, и уезжайте в Грузию»!
Действующее миграционное законодательство России в части гуманитарного права в отношении беженцев зиждется на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о статусе беженцев 1951 г., и полностью совпадает с российским ФЗ «О беженцах». Более того, Административный регламент по обслуживанию беженцев достаточно полно, подробно, буквально на каждые четверть часа расписывает действия сотрудников УФМС России по Калужской области, и никак не предполагает бездействия государственных чиновников, не предполагает отказа в приеме ходатайства о человека, считающего себя беженцем.
Этот вопиющий случай грубого и некомпетентного отношения к беженке заставил депутата Т.Котляр помочь подать Диане заявление в Калужский районный суд в защиту права на поиск убежища, а так же в интересах несовершеннолетнего сына Дианы-гражданина России в защиту его права на семью (ст. 8 ЕКПЧ).
Ни на предварительное судебное разбирательство, ни на рассмотрение дела по существу калужская миграционная служба не явилась, продемонстрировав в очередной раз неуважение к своему клиенту-мигрантке из Аджарии.
Дело рассматривала федеральный судья Иванова. И вчера вынесла … отказное решение, провозгласив — в нарушение международных судебных стандартов — лишь мотивировочную часть. Поэтому Диане пока не понятно, на чем основан отказ суда.
Я была в обоих заседаниях по делу Дианы судебным представителем. Мне известна практика подачи ходатайств от беженцев из России, например, на польской границе: когда достаточно подойти к польскому пограничнику и произнести слово «Азюл», чтобы началась международная процедура по определению твоего статуса как беженца. Этой процедуре обычных польских пограничников бесконечно учат и учат: не родились же ангелами эти поляки …
Но калужская действительность в отношении соотечественников, за которых, по моему мнению, современная Россия несет и моральную и юридическую ответственность — просто поражает; а в сравнении с польским — удручает многогажды: и в части работы сотрудников отдела по работе с беженцами УФМС России по Калужской области, и в части работы некоторых федеральных судей по миграционным делам.
PS.
Кстати в Польше, в Мазовецком воеводстве государством уже давно создан специальный миграционный суд. Такой же суд недавно создан в Тайбее.