Росприроднадзор выявил причинение ущерба природе более чем на 5 млн рублей. Природоохранная прокуратура 6 ноября 2012 года возбудила против компании дело по факту нефтяного загрязнения водных объектов. С момента заявления Гринпис об обнаруженных загрязнениях прошло уже более года, что говорит о том, насколько трудно и медленно работает российская система контроля над деятельностью нефтяных компаний.
В результате рейдовой проверки, инициированной по жалобе Гринпис России, Управление Росприроднадзора по республике Коми подтвердило загрязнение почв нефтепродуктами в Усинском районе на 12 участках. Их общая площадь составила 224 тыс. м2. Анализ почв показал, что на отдельных участках содержание нефти превышает норму более чем в 1000 раз. Росприродназдор России в настоящее время уточняет размер ущерба, нанесенного окружающей среде, чтобы взыскать его с компании. По предварительной оценке, он составил десятки миллионов рублей.
После экспедиции Гринпис на разливы нефти в Коми вопросом заинтересовалась также Печорская межрайонная природоохранная прокуратура. В мае 2012 года прокурор организовал паводковую проверку, и выявил утечку нефти в ручей Безымянный. Она произошла в марте 2012 года при разгерметизации нефтепровода на Усинском месторождении. Компанию обязали заплатить штраф в размере 4,6 млн рублей и устранить утечку.
Однако при повторной проверке в октябре этого года прокурор обнаружил, что аварийный разлив не устранен до сих пор. Нефть продолжает просачиваться в ручей. Содержание ее в воде превышает предельно допустимые концентрации до 214 раз. По притокам нефтепродукты попадают в реку Колва, где загрязнение превышает нормативы в три раза. Берег водотока замазучен. Сооруженная компанией дамба из мешков с песком уже размыта.
«ООО «Лукойл-Коми» с момента аварийного разлива нефти 03.03.2012 на момент проведения обследования 27.09.2012 не предприняло надлежащих мер по организации и проведению ликвидационных работ, обеспечивающих прекращение сброса нефтепродуктов. …Указанные обстоятельства указывают на наличие реальной угрозы причинения вреда здоровью лиц, проживающих в населенных пунктах ниже по течению…» – говорится в письме прокуратуры.
Материалы были переданы в Усинский городской суд, который возбудил административное дело против компании. Гринпис представит свои свидетельства на суде в качестве третьей стороны.
Координатор арктической программы Гринпис Евгения Белякова комментирует: «Новость о том, что «Лукойл-Коми» наконец заставят отвечать за нарушения, не может не радовать. Но данный пример показывает, насколько трудно добиться привлечения компании к ответственности за совершенно очевидный факт разлива нефти.
С момента обнаружения нами разливов в сентябре 2011 года до официального признания этого факта чиновниками и возбуждения дела прошло более года! Для того, чтобы доказать вину компании по этим 12 случаям, нам пришлось провести две экспедиции, дважды составить письма в надзорные органы, и еще предстоит участвовать в заседании суда. И это еще не конец. Далеко не всякая организация, а тем более группа общественных активистов, способна провести такую долгую и затратную работу. Поэтому чаще всего разливы нефти остаются незамеченными, а компании – безнаказанными».
Гринпис продолжает наблюдение за деятельностью нефтяных компаний. В этом году мы направили в Росприроднадзор новые жалобы о более чем 200 случаях нефтяных загрязнений в Усинском районе республики Коми, и о нескольких десятках – в Ненецком автономном округе.
Полагаю, что проблема заключается в том, что в Коми нет ни одной организации , способной и имеющей право проводить исследования и устанавливать научным путем размер ущерба( водным, воздушным ресурсам, земной поверхности). Возможно , власти региона идут на поводу нефтянников, т.к. те дают небольшие подачки на социальные нужды региона, и не стремятся мотивировать появление такого рода организаций. А может просто боятся. Но факт остается. Устанавливать реальный ущерб некому. Все делается на глазок:" Мол вас такая сумма штрафа устроит?" "Ну давайте, пободаемся и близко к этому определимся." Вроде бы такая организация могла бы зарабатывать огромные деньги за свои экспертные заключения. Но рынка нет. Есть спрос, а предложения нет. Не странно ли? А раз нет научно -обоснованных заключений экспертов, то нефтяники легко отбивают в суде претензии в их адрес. Сами природоохранные структуры потенциалом, способным определить реальный ущерб, не наделены. Когда -то за разлив нефти близ берегов Калифорнии нефтедобывающая кампания была оштрафована на сумму свыше 700 миллионов долларов ( умножьте как минимум на тридцать, чтобы получить рублевый эквивалент), и штраф ( свыше 20 миллиардов в рублевом эквиваленте) был выплачен. У нас же в Коми штрафы в несколько миллионов рублей, и те отменяются в судебном порядке. У меня осталось немало друзей и приятелей в Усинске и в районе. По их словам, ежедневно происходило и происходит в среднем до трех-четырех аварий. Разливов нефти как было множество, так и осталось, и от этого никуда не ушли. А отвечать за это пока не привыкли.
Почитайте законы и утверждённые (законные) методики расчёта ущерба... И устанавливать ущерб есть кому... Такие просто законы у нас. Обратитесь по адресу: в ЕдРо - пусть меняют законы.
Уважаемый Манул. Я достаточно много лет участвовал и в меру сил продолжаю участвовать в экологическом движении "За спасение Печоры". В последний раз, два года назад ездил в с. Колву , а затем через два месяца в с. Усть-Усу организовывать сельские сходы по поводу разливом и оформления претензий со стороны местных жителей. Поэтому я знаю о том, что пишу. Расчет ущерба водным, воздушным ресурсам, земного покрову, устанавливать некому. Поэтому все делается на глазок. Предъявляется какая-то минимальная цифра ущерба, которая возможно согласуется заранее. Потом для видимости идет спор в Арбитражном суде. И эта сумма уменьшается. Возможно, вы не читали судебные решения и иные документы, связанные с этими проблемами.
Проблема в том, что в Коми нет ни одной организации, которая бы занималась этим. СГУ, к примеру выпускает массу экологов. Но ни разу практику студенты не проводили в этом направлении. Ни разу ученые СГУ не пытались организовать работу в этом направлении. А по ряду показателей причинения ущерба в стране вообще нет никаких методик и стандартов. Возможно потому, что власть в стране принадлежит олигархам Топливно-Энергетического Комплекса (ТЭК). А , на мой взгляд, прислуживающие им партии ( все без исключения парламентские партии Федерального Собрания РФ) и органы исполнительной власти, не пытаются добиться их принятия. В целом, на мой взгляд, можно сказать, что в России, так же , как и было в СССР, клан ТЭК -безраздельный господин, а надзирающие органы -лишь фикция, изображающие видимость борьбы за экологию и безопасность жизни граждан.
Организацию, чаемую г. Пыстиным, НИКОГДА не позволят создать бенефециары ТЭКа.
Информация к размышлению. ООН сообщила: «потепление устранить невозможно, и нужно лишь научиться минимизировать его последствия»…
Природа возразила: «один гектар взрослого леса изымает из атмосферы 6,5 т. углекислоты», 1000 – 6,5 тысяч, т. е. потепление устранить можно.
Власти думают: производить воду, восстанавливать реки и растить леса накладно и муторно, и всё согласно «циклам», устроится само собой.
Д. Роджерс предупреждает: «если КНР и дальше будут наблюдать, а не решать эту проблему, «китайской истории» (и другим, автор), придёт конец».
А учёные утверждают: в реки сбрасывается десятки млрд. тонн отходов, а водохранилища накапливают все виды ядовитых веществ.
Плюс массовое нарастание сине зелёных водорослей, что вкупе с отходами доводит воду до невозможности её очистки и потребления.
Итог: «Четверо из пяти людей живет у загрязнённых рек, и это ставит под угрозу снабжения их чистой, пресной водой», (и их здоровье, автор).
И мой комментарий. Загрязнение рек нарастает. И эту воду пьют, и будут пить наши дети, а здоровье детей непререкаемая обязанность их отцов. И эта обязанность напрямую зависит от производства пресной воды. Кроме того, просматривается тенденция штрафования загрязнителей рек, затем – их снятие с должностей, и даже привлечение их к уголовной ответственности, как это случилось с итальянскими сейсмологами.
Виктор Родин.