Сегодня в Общественной палате Коми (ОП РК) состоялся уже третий на этой неделе круглый стол. Предложив достаточно актуальную тему – формирование региональной структуры гражданского общества – его участники умудрились ни разу не вспомнить о деятельности самых активных общественных организаций, таких как «Мемориал» или «Экологи Коми». Все мероприятие свелось к 15 докладам на самые разные темы.
Фото Игоря Бобракова
С основным докладом выступил эксперт ОП РК, кандидат философских наук Владимир Теребихин. В течение 15 минут он говорил об «основах эффективного функционирования Общественной палаты РК». Он подробно рассказал о миссии ОП РК, ее стратегической цели, формах и принципах работы и взаимодействия с органами власти. Миссией палаты, считает ученый, является содействие объединению граждан и их институтов, укрепление институциональной среди гражданского общества, эффективного использования модернизационного потенциала гражданской самоорганизации и создание общественного фундамента успешной модернизации Республики Коми.
Докладчик пояснил, что изложенная им концепция необходима для подготовки нового законопроекта об Общественной палате РК.
В дальнейшем все выступающие говорили о том, как развивается (или не развивается) гражданское общество в той или иной сфере: образования, журналистики, молодежной среде, защиты прав потребителей и т.д. и т.п.
Фото Игоря Бобракова
Журналистское сообщество на круглом столе представляла член ОП РК Дарья Шучалина. По ее словам, несмотря на то, что в республике более сотни СМИ, медиа-сообщество разобщено. В регионе действует всего три журналистских объединения: республиканский союз журналистов, представительство медиа-союза – федеральной структуры, возглавляемой бывшим «взглядовцем» Александром Любимовым и еще ни разу не собиравшийся общественный совет по СМИ при первом заме Главы Коми Алексее Чернове. Причину разобщенности журналистского сообщества Дарья Шучалина видит в отсутствии единой информационной политики. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию главред «Красного знамени Севера» предлагает на уровне правительства выработать несколько документов: Стратегию развития медиа-отрасли («чтобы все понимали, куда СМИ должны двигаться»), исходящую из нее концепцию и региональную целевую программу, в рамках которой можно было бы решать проблемы совершенствования материально-технической базы и кадров.
Фото Игоря Бобракова
Развитию гражданского общества в молодежной среде посвятили свои выступления студентка СГУ Ольга Бабюк и эксперт ОП РК Татьяна Киросова.
Если первая говорила о необходимости господдержки молодежных организаций, то вторая сетовала на пассивность молодежи и отсутствие консолидации молодежных организаций. Будучи профессиональным историком, Татьяна Киросова напомнила, что «все революции начинались нашей молодежью». На что депутат Госсовета РК Вера Скоробогатова заметила:
– Что тут непонятного? Потому и нет консолидации, чтобы не было революции.
Фото Игоря Бобракова
Депутат совета Сыктывдинского района Мария Кузьбожева в очередной раз подняла проблему территориального общественного самоуправления (ТОС), по которой ОП РК провела целый цикл мероприятий. Мария Вячеславовна с сожалением отметила, что в Коми всего два ТОСа – в отдаленном селе Вольдино и поселке Гарьинский, входящем в состав сельского поселения Пажга. И это в то время, как в соседней Кировской области их 79, а Архангельскую область можно вообще считать образцом для подражания.
Для наглядности эффективности деятельности ТОСов депутат показала небольшой слайд-фильм, где представлены в сравнении захламленное местечко Левопиян (в Пажге), где она сейчас проживает, и впечатляющий своей ухоженностью рабочий поселок Шаранга Нижегородской области. Подобное благоустройство достигается с помощью грантов, выделяемых регионами и муниципалитетами. Поэтому Мария Кузьбожева предложила общественникам связаться с муниципальными образованиями, главами поселений и депутатами и проинформировать их о возможностях и перспективах ТОСов.
– Чтобы грантовые фонды создавать, надо, чтобы было кого поддерживать, – заявила депутат. – А для этого необходимо начать движение снизу.
По итогам круглого стола были, как обычно, приняты рекомендации, где, в частности, отмечены низкая самоорганизация населения, формализм работы большинства общественных советов при министерствах и ведомствах республики, а также указана необходимость увеличения количества общественных организаций в таких сферах, как защита прав потребителей, оказание социальных услуг населению, в молодежной и студенческой средах.
Все-таки выскажу свое мнение о проведенном мероприятии. Мало того, что он было предельно скучным - никакой дискуссии, выступления ученых носили наукообразный характер. Но, как мне представляется, большинство участников просто не представляют, что такое гражданское общество. Как известно, ГО - это самопроявление, самоорганизация граждан без вмешательства государства. Между тем речь на круглом столе все время шла о том, что должно сделать государство для развития ГО. Не случайно на него не пригласили ни Гимадиеву, ни ее зама по "Экологам Коми" Попова, ни Сажина, ни Щигалева. Их деятельность не вписывается в рамки, хотя именно они являются самыми яркими в Сыктывкаре лидерами гражданского общества.
Из всех выступления за первые два часа я бы отметил только Марию Кузьбожеву. Она о деятельности ТОСов говорила толково и со знанием дела. Потом я не выдержал и ушел. И, кстати, оказался последним журналистом, покинувшим это мероприятие. У других нервы сдали раньше.
- "Общественники поговорили о гражданском обществе"(с)
- "Охотники на динозавров поговорили о динозаврах"...))
Опровергаю слухи о моей смерти.
В средствах массовой информации появились подобные статьи и репортажи:
«В квартире дома в Казани, где накануне в ходе спецоперации были ликвидированы боевики, обнаружено 600 граммов взрывчатки и два пистолета, сообщает Радио Маяк со ссылкой на республиканское МВД. Тип взрывчатки не уточняется, однако сказано, что она эквивалентна полутора килограммам тротила. Напомним, что боевики, планировавшие крупный теракт в столице Татарстана, предварительно опознаны как Рафис Кашапов и Роберт Валеев. Оба преступника принадлежали к группировке "амира моджахедов" Раиса Мингалеева.»
Очень многие из близких людей, соратников вчера и сегодня звонят мне по телефону жене, сыну, дочери и другим родным с целью соболезнования о моей смерти. На мои «похороны» собирались приезжать с Казани, Башкортостана, Мари-Эл, Чувашии, Москвы и Украины и т.д. Хочу выразить им благодарность. Есть поговорка о том, что друзья познаются в беде.
Видел несколько сообщений в Интернете, о том что зря меня не «замочили». Жизнь дарованная мне Всевышним Аллахом и все в нашей жизни происходит по воле Аллаха и ничто не в силах изменить того, что повелит Аллах!
Я думаю, что такие события будут повторяться, пока власть не изменит свою политику в отношении мусульман Татарстана, Башкортостана и Кавказа.
Председатель ТОЦ Рафис Кашапов.
http://tatar-centr.blogspot.com/2012/10/blog-post_25.html
Интересно, а почему, говоря о формировании гражданского общества на РЕГИОНАЛЬНОМ уровне, ОП не пригласила представителей НПО из районов? Есть "Изьватас", есть Комитет спасения Печоры, есть общественные Лесные советы в некоторых районах, и т.д. Они что, тоже не вписываются в представления члено ОП о гражданском обществе, как "Мемориал" и "Экологи Коми"?
А ещё очень странно читать о какой-то "единой информационной политике" и о том, что стратегию развития медиа-структур должно выработать правительство.
Валентина Томасовна, полностью с вами согласен. Вот таковы наши "общественники", призванные властью сооружать гражданское общество. "Изьватас" и Комитет спасения, как я понимаю, в рамки не вписывается, властям не подконтрольны и ставят неудобные вопросы.
В советское время было немало общественных организаций - от комсомола до общества рыболовов и охотников. Но не было гражданского общества, поскольку все они были подконтрольны КПСС, которая была по сути государственной структурой.
Но мы опять идем по кругу. Уже и т.н. журналистка Дарья Шучалина требует "единую информационную политику", как это было в советского время.
Это было бы смешно,если б не было так грустно.
И эти "граждане" силятся быть представителями Гражданского общества.Да спаси нас всех Бог от них.Эти очевидные апологеты путинизма и едроссизма пытаются убедить людей в своей,якобы,"компетенции" в вопросах "гражданского поведения" и "гражданской активности".Один пример:Все знали,ну если не все,то многие,Людмилу Завьялову.Смелый,неординарный человек-в прокрустовом ложе путинского законодательства находила силы и возможности хоть опосредовано защищать права человека.А что сейчас:упправчел О.Савастьянова.Кто,Что слышал о её работе?Ставленник Гайзера,Госсовета и всей этой едроссии-защитой чего, и каких прав и свобод она занимается?А г-жа Савастьянова из той же когорты обожателей самодержца Путина,как и все участники этого сборища в ОП.Результат их,так называемой,деятельности думаю очевиден:это иммитация самой деятельности или противодействие действительно народной гражданской активности,идущей снизу и оппозиционной нынешнему режиму.Безусловно всё это шевеление ниспослано циркулярами из Кремля и Жёлтой избушки с площади.
Гражданский Совет уже создан,вы, Игорь, на заседании присутствовали и знаете,что он провёл ряд гражданских акций.Да,сейчас пока всё затихло,но Совет действует и думаю,что активность он свою проявит скоро.
ты тварь иудейская!
Нервишки подлечи,калека!
не лечатся.
Гражданское общество в России - это механизм копирования западных социальных практик. Мне, как работнику Красного Креста, пришлось изучить многие социальные технологии и в теории и на практике. И что? Могу с цифрами показать насколько наши усилия малоэффективны в решении реальных проблем общества. Но почему-то нет желающих слушать реальные итоги работы, а желающих поговорить о ГО достаточно. Наверно потому, что многие общественные лидеры верят пропаганде в СМИ западного образа жизни и делают титанические усилия по его реализации.
Выводы круглого стола: необходимость увеличения количества общественных организаций.
Господа! По данным Минюста в РК зарегистрировано 1470 НКО И НПО, то есть на 620 жителей, включая стариков и детей, приходится одна ОО, нигде в мире такого нет, а нам все мало.
Причина такого положения не в количестве, а в качестве. За последние 20 лет общественной жизни можно точно сказать, что количество никогда не перейдет в качество.