Сегодня, 21 февраля, в Сыктывкарском горсуде рассматривалась жалоба фотокорреспондента газеты «Красное знамя» Андрея Шопши, который просит признать незаконными действия сотрудников милиции, ограничивших его права на свободу передвижения и личную неприкосновенность в то время, когда он фиксировал на камеру задержание правоохранителями одиночных пикетчиков, пытавшихся встать на пути следования кортежа премьер-министра России Владимира Путина. Опрошенный сегодня в суде офицер Центра по противодействию экстремизму МВД по Коми заявил, что решение о задержании фотокорреспондента он принимал, основываясь на сформировавшемся у него «субъективном мнении», что г-н Шопша является одним из пикетчиков.
Андрей Шопша успел сфотографировать задержавшего его старшего оперуполномоченного Цетра "э" Алексея Кузнецова (слева) за мгновение до задержания (справа в кадре с плакатиком в руках - один из провокаторов).
Оспариваемые в суде действия милиционеров были совершены 28 сентября прошлого года, в день визита в Сыктывкар Владимира Путина. Напомним, в этот день предприниматели и члены правления Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» Владимир Зубков и Александр Островский решили провести два одиночных пикета близ пересечения улиц Советской и Пушина - на пути предполагаемого следования правительственного кортежа. Ожидание запаздывавшего Путина закончилось тем, что подскочившие к правозащитникам трое молодых людей развернули плакаты с надписью «Мы — против произвола власти». Сделав свое дело, провокаторы отошли в сторону, а к г-дам Зубкову и Островскому подошли несколько мужчин в штатском, назвавшиеся сотрудниками МВД, и объявили правозащитникам, что они нарушили закон. Задержав их и еще троих членов КПК, находившихся рядом, а также фотокорреспондента республиканской газеты «Красное знамя» Андрея Шопшу, снимавшего все происходившее на камеру, всех скопом погрузили в машины и отвезли в горотдел милиции №1, где на пятерых членов КПК были оформлены дела об административных правонарушениях, а г-на Шопшу просто отпустили, продержав более трех часов в милицейском коридоре.
Успешно оспорив инкриминированные им правонарушения в мировых судах, правозащитники теперь пытаются в судебном же порядке добиться признания незаконными действий сотрудников милиции. То же самое пытается сделать и Андрей Шопша.
Сегодня в судебном заседании были опрошены трое сотрудников МВД по Коми, принимавших участие в задержании и доставлении мнимых пикетчиков в горотдел милиции. Однако г-на Шопшу и его представителя Александра Кикотя (также задержанного в тот памятный визитом Путина день) более всего интересовал старший оперуполномоченный Центра по противодействию экстремизму МВД по Коми Алексей Кузнецов, который лично ограничивал права фотокорреспондента на свободу передвижения и личную неприкосновенность.
- По каким внешним признакам вы определили, что г-н Шопша является одним из пикетчиков? - спросил офицера Центра «э» г-н Кикоть.
- По внешним?.. На основании своего субъективного мнения...
- Что вы увидели такое, что позволило сформироваться вашему субъективному мнению о том, что г-н Шопша является пикетчиком? Махал руками, кричал, доставал плакаты, выкрикивал лозунги, производил иные действия, которые позволили судить, что он участник пикета? Было там много других людей, их почему-то не задержали...
- Сейчас попытаюсь сформулировать...Ну, если я скажу, что гражданин Шопша мне первым попался на моем пути, это будет как бы?.. Вот я подошел, гражданин Шопша стоит, я начал с ним беседовать, я смотрю, он присутствует на этом общественно-политическом мероприятии. Я его аккуратно взял под белы ручки и отвел к транспортному средству милиции. Почему я не задержал других? Больше я на место проведения пикета не возвращался.
- Давайте, уточним вашу формулировку: что значит — «первый попался на пути»?
- Получается, вот я прошел граждан, которые участвовали в данном мероприятии — смотрю, бегает гражданин Шопша. Ну, как я принял решение? Я посчитал, что гражданин Шопша участвует в данном мероприятии, вот и все. На основании чего — не могу сейчас точно сказать.
- Давайте по порядку? Он выкрикивал лозунги?
- Нет, лозунги не выкрикивал.
- Плакаты у него были?
- Насколько помню, нет.
- Какие действия он совершал тогда? Что значит - «бегал»?
- Хорошо, он находился близ тех людей, которые стояли с плакатами.
- Он предъявил вам служебное удостоверение журналиста. Это как-то не повлияло на ваше субъективное мнение относительно его целенахождения?
- Нет.
Андрей Шопша тоже принял участие в допросе офицера, ограничившего его свободу:
- Привести никаких доказательств того, что я участником пикета являлся, вы не можете, правильно?
- Получается, да...
Итог допроса свидетелей в судебном заседании подвел сам пострадавший:
- Могу только повторить, что я ни в коем случае не добровольно проследовал с сотрудниками в машину, меня вынудили к этому (один из допрошенных офицеров заявил до этого, что фотокорреспондента никто не задерживал, и он мог беспрепятственно уйти восвояси - «7х7»). Редакционное задание, которое мне в этот день было выдано, в основной его чести — фотосъемки кортежа — выполнено не было. Другого фотографа изданию пришлось искать и привлекать к съемкам в последнюю минуту. Я всегда думал, что, если я что-то нарушил, что, если сотрудники доставили меня в отделение, то будут составляться протоколы, будет соблюдена какая-то законная процедура, а тут я впервые с таким столкнулся, что меня, как теперь выясняется из слов сотрудников, просто взяли, потому что я сотруднику чем-то не понравился - чем именно, он так и не смог пояснить. Вот он меня взял, в отделение привез, бросил, и все. С моей точки зрения, налицо какое-то самоуправство. Я иначе это назвать не могу. И еще у меня все же стойкое впечатление сложилось, что меня задержали по той причине, что я производил фотосъемку, в том числе и действий сотрудников милиции. Именно этим можно объяснить тот факт, что я был задержан первым — чтобы впоследствии в распоряжении прессы не оказалось каких-то свидетельств о нарушениях и т. д. У меня все.
Судебное разбирательство по жалобе Андрея Шопши будет продолжено 25 февраля.
Сергей Сорокин, «7x7»
Как вы посмели, сатрапы?!
"Вас прислали подсматривать, а вы подслушиваете. Ха, ха. Шутка"
не надо мотаться в Беларусь: выгляни в окно - найдёшь себе работу.