Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Андрей Шопша лишился свободы, потому что "первым попался на пути" сотрудника Центра "э"

Андрей Шопша лишился свободы, потому что "первым попался на пути" сотрудника Центра "э"

Оперуполномоченный задержал фотокорреспондента исходя из "субъективного мнения, что тот участвует в пикете, готовом встать на пути следования кортежа Владимира Путина

Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Сегодня, 21 февраля, в Сыктывкарском горсуде рассматривалась жалоба фотокорреспондента газеты «Красное знамя» Андрея Шопши, который просит признать незаконными действия сотрудников милиции, ограничивших его права на свободу передвижения и личную неприкосновенность в то время, когда он фиксировал на камеру  задержание правоохранителями одиночных пикетчиков, пытавшихся встать на пути следования кортежа премьер-министра России Владимира Путина. Опрошенный сегодня в суде офицер Центра по противодействию экстремизму МВД по Коми заявил, что решение о задержании фотокорреспондента он принимал, основываясь на сформировавшемся у него «субъективном мнении», что г-н Шопша является одним из пикетчиков.

Андрей Шопша успел сфотографировать задержавшего его старшего оперуполномоченного Цетра "э"  Алексея Кузнецова (слева) за мгновение до задержания (справа в кадре с плакатиком в руках - один из провокаторов).
 

Оспариваемые в суде действия милиционеров были совершены 28 сентября прошлого года, в день визита в Сыктывкар Владимира Путина. Напомним, в этот день предприниматели и члены правления Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» Владимир Зубков и Александр Островский решили провести два одиночных пикета близ пересечения улиц Советской и Пушина - на пути предполагаемого следования правительственного кортежа. Ожидание запаздывавшего Путина закончилось тем, что подскочившие к правозащитникам трое молодых людей развернули плакаты с надписью «Мы — против произвола власти». Сделав свое дело, провокаторы отошли в сторону, а к г-дам Зубкову и Островскому подошли несколько мужчин в штатском, назвавшиеся сотрудниками МВД, и объявили правозащитникам, что они нарушили закон. Задержав их и еще троих членов КПК, находившихся рядом, а также фотокорреспондента республиканской газеты «Красное знамя» Андрея Шопшу, снимавшего все происходившее на камеру, всех скопом погрузили в машины и отвезли в горотдел милиции №1, где на пятерых членов КПК были оформлены дела об административных правонарушениях, а г-на Шопшу просто отпустили, продержав более трех часов в милицейском коридоре.

Успешно оспорив инкриминированные им правонарушения в мировых судах, правозащитники теперь пытаются в судебном же порядке добиться признания незаконными действий сотрудников милиции. То же самое пытается сделать и Андрей Шопша.

Сегодня в судебном заседании были опрошены трое сотрудников МВД по Коми, принимавших участие в задержании и доставлении мнимых пикетчиков в горотдел милиции. Однако г-на Шопшу и его представителя Александра Кикотя (также задержанного в тот памятный визитом Путина день) более всего интересовал старший оперуполномоченный Центра по противодействию экстремизму МВД по Коми Алексей Кузнецов, который лично ограничивал права фотокорреспондента на свободу передвижения и личную неприкосновенность.

- По каким внешним признакам вы определили, что г-н Шопша является одним из пикетчиков? - спросил офицера Центра «э» г-н Кикоть.

- По внешним?.. На основании своего субъективного мнения...

- Что вы увидели такое, что позволило сформироваться вашему субъективному мнению о том, что г-н Шопша является пикетчиком? Махал руками, кричал, доставал плакаты, выкрикивал лозунги, производил иные действия, которые позволили судить, что он участник пикета? Было там много других людей, их почему-то не задержали...

- Сейчас попытаюсь сформулировать...Ну, если я скажу, что гражданин Шопша мне первым попался на моем пути, это будет как бы?.. Вот я подошел, гражданин Шопша стоит, я начал с ним беседовать, я смотрю, он присутствует на этом общественно-политическом мероприятии. Я его аккуратно взял под белы ручки и отвел к транспортному средству милиции. Почему я не задержал других? Больше я на место проведения пикета не возвращался.

- Давайте, уточним вашу формулировку: что значит — «первый попался на пути»?

- Получается, вот я прошел граждан, которые участвовали в данном мероприятии — смотрю, бегает гражданин Шопша. Ну, как я принял решение? Я посчитал, что гражданин Шопша участвует в данном мероприятии, вот и все. На основании чего — не могу сейчас точно сказать.

- Давайте по порядку? Он выкрикивал лозунги?

- Нет, лозунги не выкрикивал.

- Плакаты у него были?

- Насколько помню, нет.

- Какие действия он совершал тогда? Что значит - «бегал»?

- Хорошо, он находился близ тех людей, которые стояли с плакатами.

- Он предъявил вам служебное удостоверение журналиста. Это как-то не повлияло на ваше субъективное мнение относительно его целенахождения?

- Нет.

Андрей Шопша тоже принял участие в допросе офицера, ограничившего его свободу:

- Привести никаких доказательств того, что я участником пикета являлся, вы не можете, правильно?

- Получается, да...

Итог допроса свидетелей в судебном заседании подвел сам пострадавший:

- Могу только повторить, что я ни в коем случае не добровольно проследовал с сотрудниками в машину, меня вынудили к этому (один из допрошенных офицеров заявил до этого, что фотокорреспондента никто не задерживал, и он мог беспрепятственно уйти восвояси - «7х7»). Редакционное задание, которое мне в этот день было выдано, в основной его чести — фотосъемки кортежа — выполнено не было. Другого фотографа изданию пришлось искать и привлекать к съемкам в последнюю минуту. Я всегда думал, что, если я что-то нарушил, что, если сотрудники доставили меня в отделение, то будут составляться протоколы, будет соблюдена какая-то законная процедура, а тут я впервые с таким столкнулся, что меня, как теперь выясняется из слов сотрудников, просто взяли, потому что я сотруднику чем-то не понравился - чем именно, он так и не смог пояснить. Вот он меня взял, в отделение привез, бросил, и все. С моей точки зрения, налицо какое-то самоуправство. Я иначе это назвать не могу. И еще у меня все же стойкое впечатление сложилось, что меня задержали по той причине, что я производил фотосъемку, в том числе и действий сотрудников милиции. Именно этим можно объяснить тот факт, что я был задержан первым — чтобы впоследствии в распоряжении прессы не оказалось каких-то свидетельств о нарушениях и т. д. У меня все.

Судебное разбирательство по жалобе Андрея Шопши будет продолжено 25 февраля.

Сергей Сорокин, «7x7»

Материалы по теме
Мнение
29 мая
Павел Колосницын
Павел Колосницын
В 1136 году новгородцы арестовали своего князя и положили начало своей независимости
Мнение
26 мая
Лев Шлосберг
Лев Шлосберг
Лишение свободы всегда граничит со смертью
Комментарии (4)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Господин Шопша
22 фев 2011 02:05

Как вы посмели, сатрапы?!

АВСеменов semenale
22 фев 2011 03:13

"Вас прислали подсматривать, а вы подслушиваете. Ха, ха. Шутка"

Нашим правозащитникам
22 фев 2011 15:16

не надо мотаться в Беларусь: выгляни в окно - найдёшь себе работу.

Да, зэков не хватает
22 фев 2011 18:26

Стать блогером
Свежие материалы
Рубрики по теме