Вчера, 31 января, в Сыктывкарском горсуде продолжилось слушание дела по заявлением предпринимателей, членов правления Коми правозащитной комиссии (КПК) «Мемориал» Владимира Зубкова и Александра Островского, требующих признать действия сотрудников милиции, воспрепятствовавших проведению ими одиночных пикетов в день визита в Сыктывкар премьер-министра РФ Владимира Путина, незаконными. В ходе заседания г-н Зубков демонстративно выразил уважение к одному из милиционеров, составивших на него рапорт о правонарушении.
Напомним, Владимир Зубков и Александр Островский, накануне визита в Сыктывкар премьер-министра РФ открыто заявившие о проведении одиночных пикетов на пути предполагаемого следования правительственного кортежа, 28 сентября 2010 года подошли к перекрестку улиц Советской и Пушкина, где и намеревались провести свои акции, направленные против захвата мэрией принадлежащего им и еще ряду граждан участка земли под домом №21 на ул. Пушкина, на котором, УКС администрации города незаконно ведет строительство многоквартирного дома. Ожидание запаздывавшего Путина закончилось тем, что подскочившие к правозащитникам трое молодых людей развернули плакаты с надписью «Мы — против произвола власти». Сделав свое дело, провокаторы отошли в сторону, а к г-дам Зубкову и Островскому подошли несколько мужчин в штатском, назвавшиеся сотрудниками МВД, и объявили правозащитникам, что они нарушили закон. Далее г-д Зубкова и Островского, а также трех других членов КПК «Мемориал», производивших фото- и видеосъемку происходящего, задержали и отвезли в горотдел милиции №1, где на пятерых членов КПК были оформлены дела об административных правонарушениях: им вменялась организация несанкционированного публичного мероприятия и не выполнение требований сотрудников милиции о его прекращении.
В ноябре прошлого года дела «мемориальцев» были рассмотрены в мировом суде, который вынес в отношении всех пятерых аналогичные решения: административное производство прекратить за отсутствием состава правонарушения. Инициатива перешла к оправданным «нарушителям общественного порядка», и накануне Нового года Сыктывкарский горсуд приступил к рассмотрению исков Александра Островского и Владимира Зубкова, требующих признать незаконными действия сотрудников УВД по г.Сыктывкару, ограничивших их право на свободу выражения мнения посредством проведения индивидуального пикета. В силу того, что иски были идентичны и касались одного и того же события, судья Иван Олейник посчитал возможным рассмотреть их в объединенном заседании
27 декабря стороны высказали в суде в суде свои позиции, после чего было принято решение о привлечении в качестве соответчика по делу МВД по РК, сотрудники которого также принимали участие в пресечении пикета.
Судебное заседание 31 января началось с просмотра видеосюжета, снятого на месте событий 28 сентября прошлого года корреспондентом «7x7».
После окончания «кино» (кроме вышеназванного сюжета участниками судебного заседания были просмотрены еще три коротких видеоролика, снятых очевидцами событий) возникла перепалка между двумя представительницами прекрасного пола, представлявших в суде МВД по РК и УВД по г.Сыктывкару, по поводу того, чьи сотрудники принимали участие в пресечении пикета.
- Поделите вы своих, поделите... На красных и белых, - попытался прекратить перепалку судья Олейник.
- Нет, просто интересно, за что мне отвечать-то? - не успокаивалась представитель МВД.
- За беззаконие, - заметил со своего места Владимир Зубков.
Затем в заседании допросили свидетелей — двух сотрудников патрульно-постовой службы УВД по г.Сыктывкару, которые составляли в тот день рапорты о правонарушении, якобы совершенном г-ми Зубковым и Островским. Первым перед судом предстал милиционер Иван Марфич.
- Дежурная часть дала указание проехать по адресу для охраны общественного порядка. Встали во дворе дома, где комиссионный магазин, между ним и новостройкой. Увидели большое скопление людей... Потом, как выяснилось, половина из этих людей - сотрудники УУР (управления уголовного розыска - «7х7») МВД. Гражданина Островского помню, потому что сотрудники УУР МВД, когда его задерживали, подвели его к нам. У нас с ним, как я помню, произошел разговор по поводу того, что мы должны были доставлять его в своей машине, но Островский отказался, так как наша машина не оборудована ремнями безопасности...
- А рапорты в связи с чем писали? - спросил судья.
- В связи с совместной работой с УУР МВД.
- Кто-то сказал вам написать или сами?
- Приехали в дежурную часть отдела милиции №1, там были сотрудники из УУР МВД и из отдела, связанного с борьбой с экстремизмом. Они объяснили, что будут сейчас их (Зубкова, Островского и других задержанных - «7х7») допрашивать в кабинетах, а вы, мол, напишите рапорты. Мы доставили еще троих или четверых людей — девушку и парней, которые тоже с плакатами стояли. Но сейчас я уже понял, что они были не из той кампании — провокаторами были. Но на тот момент не знали и поэтому написали рапорта на четырех молодых людей и на данных граждан...Написали рапорта и уехали.
- Я правильно вас понял, что распоряжение доставить нас в горотдел тоже отдали сотрудники УУР МВД? - спросил у милиционера Александр Островский.
-Да.
- У вас есть вопросы? - обратился к Владимиру Зубкову судья.
- Руку только пожать хочу, если позволите. За честность.
После состоявшегося рукопожатия перед судом предстал напарник Ивана Марфича по наряду милиционер-водитель Константин Демьяненко.
- Вот вы составляли рапорт. Вы его самостоятельно составляли или кто-то объяснял вам, в чем разница между санкционированным пикетом и несанкционированным, - спросил у г-да Демьяненко г-н Зубков.
- Писал Марфич. Как бы санкционированный тот, на который санкция есть, правильно? А если не санкционированный, значит, санкции нет...
- Кто-то же один из вас пишет, да? - поинтересовался судья.
- Если первой фамилия Марфича стоит — значит, Марфич писал тогда.
- Нет, первой стоит ваша...Это ваш почерк?
Милиционер Демьяненко подошел к судейскому столу, взглянул на подшитый в дело рапорт: «Да, мой почерк».
После этого за забывчивого милиционера-водителя принялся представитель Зубкова Александр Кикоть:
- Какие-либо действия в отношении Зубкова и Островского вы производили по своей инициативе, либо вам кто-то распоряжения давал?
- Нет.
- Что «нет»?
- Приказа не было такого.
- То есть, вы по своей инициативе подошли, задержали и доставили Зубкова и Островского?
- Почему по своей... Как бы нам сказали...
- Кто сказал?
- Сотрудники МВД.
- Рапорты писать — чья инициатива была?
- Наша.
- Кто-то распоряжение вам давал?
- Я сейчас не помню. Старший же у меня был.
- Старший-то кто? Марфич?
- Марфич.
Желающих пожать руку милиционеру Демьяненко в зале заседаний не нашлось.
Между тем Александр Кикоть подвел черту под услышанным в заседании: «Оспаривается ограничение права на свободу выражения мнения посредством проведения индивидуального пикета. Сам пикет, насколько я понимаю, был пресечен сотрудниками УУР МВД, но охрану задержанных возле патрульной машины осуществляли сотрудники УВД. И доставляли их и не давали выйти из отдела сотрудники одела милиции общественной безопасности - тоже УВД. Если бы Островского отпустили, он бы, я полагаю, вернулся, чтобы ожидать с плакатом г-на Путина. В связи с изложенным, полагаю, что имеется некая солидарная ответственность за происшедшее событие...
Суд решил слушание дела отложить и в следующем заседании допросить сотрудника МВД ро РК Попова — единственного представителя ведомства, которого запомнили заявители.
Сергей Сорокин,«7x7»
Скоро без работы останешься
сергей! не слушай никого.тема интересна как минимум для правозащитников и юристов. не каждый день такие события в республике происходят. интересно кто из мвд будет наказан.
интересно а каким образом увд и мвд в этом вопросе делить ответственность станут? как только начнется отбрыкивание от "своих" вот тогда в суде начнется настоящий концерт!