Светлана Горчакова: "В нашей республике на культуру выделяется шестьдесят девять сотых процента ВВП! Это вообще катастрофа!"
В Сыктывкаре прошла третья конференция творческих союзов республики. Как и предполагалось, дискуссия была весьма оживленной, хотя, быть может, не столь острой, как прошлогодняя, памятная тем, что именно после нее лишился своего поста Борис Май.
Естественно, в первую очередь разговор шел о 83-м законе, предполагающем постепенный переход бюджетных организаций, в том числе, естественно, учреждений культуры, в режим «автономного плавания».
Открыл конференцию по традиции один из ее организаторов и координатор работы творческих союзов Коми опальный Май, призвавший участников перейти от «кухонных разговоров» к реальному обсуждению реальных проблем перед лицом власть имущих. Он же представил гостей, особо подчеркнув, что на конференции впервые присутствует заместитель Главы республики – Константин Рамаданов.
Первой слово предоставили директору театра оперы и балета республики Валентине Судаковой, которая оказалась горячим сторонником нового закона.
По ее мнению, нововведение предоставляет учреждениям культуры ряд экономических свобод. Особо Валентина Ивановна отметила, что в свете нового закона, ни о каком банкротстве, чего так опасаются деятели культуры и искусства, не может быть и речи. – Разумеется, подчеркнула Судакова, - большая свобода несет и большую ответственность, необходимость введения современных методов управления, применения современных коммуникаций и маркетинговых стратегий.
Положение на рынке диктует новые условия: работники культуры должны овладевать методами бизнеса, это определяет сложившаяся в сфере культуры конкуренция.
В заключение Валентина Ивановна высказала убеждение, что «Переход в автономный режим означает превращение учреждений культуры в предприятия творческой индустрии, что позволит сделать культуру не затратным, а реальным сектором экономики, инструментом регионального развития».
Иной точки зрения придерживается председатель Союза композиторов Коми Михаил Герцман. Признавшись в своей «тупости» по части понимания того, куда движется законотворчество в отношении культуры и искусства, он заявил:
- Когда-то государство говорило нам: пишите об этом, о том и том. А вот об этом – не надо, это будет ужасно. Для вас.
Теперь выяснилось, что писать можно о чем угодно. Государство смотрит на нас, причем одним глазом со странным и обидным прищуром. Начинаешь понимать: что-то не так…
И вот государство, устами министерства культуры (я имею в виду, естественно, наше, республиканское) заявляет: искусство должно зарабатывать…
Как?!
Такого в истории человечества никогда не было, чтобы искусство зарабатывало – в – искусство всегда вкладывали. И сумасшедшие цены на полотна Ван Гога сложились через много лет, иногда – через век.
Нам говорят, и, по-моему, довольно оскорбительно: вы должны оправдывать свое существование. Не помню ни одной платной услуги населению у Шостаковича – он писал музыку, потому что он был композитором.
И какую платную услугу может оказать населению скульптор, кроме того, чтобы создать скульптуру? А писатель – написать книгу?
И есть ведь идеи, как это все обустроить таким образом, и без особых сложностей. И без особого напряжения, и все мы были бы довольны и благословляли бы наше родное Коми правительство. Но нас никто и не спрашивает. Точнее, спрашивают так:
-Ты оправдал сегодня?
-Да вот не знаю, я вот это сделал, это еще…
Мне одна бухгалтерша говорит:
-Выступайте в детских садах – вот будет платная услуга…
-Да я не умею…
-Проводите корпоративы!
-Какие корпоративы?! Где?!
-В Союзе композиторов.
-Да я не умею!
-Слушайте, а что вы вообще умеете?
Я вообще много разных штук умею – симфонии умею писать. А это вот - не умею…
И почему мы должны оказывать услуги, несвойственные нам, отказавшись от божьей искры – ведь есть же что-то все равно – мы должны отказаться от своей профессии, от своего художественного опыта?
Я бы назвал эту ситуацию отторжением искусства от государства. И говорить о самоокупаемости искусства – то же самое, что говорить о самовыкапываемости картошки. Нет такого искусства и нет такой картошки.
Это Ленин еще предлагал: отправить буржуазию в лагеря, и пускай там копает…
Председатель Союза художников республики Роман Бендерский, посетовав на то, что у нас уже двадцать лет нет Закона о культуре при том, что в стране каждые десять лет то война, то кризис, на которые списываются все наши беды и несчастья, предложил внести коррективы в законодательство и прописать в законе следующее:
- Творческая деятельность художника не является предпринимательством и не требует регистрации
- Работники культуры должны принимать участие в разработке бюджета республики в части расходов на культуру
- Предусмотреть в законе обязанность крупнейших коммерческих предприятий отчислять два процента доходов на развитие культуры региона
- Министерство культуры должно финансировать проведение региональных и общероссийских выставок хотя бы раз в четыре года
- Предусмотреть возможность финансирование поездки одного художника из республики по рекомендации Союза один раз в год на два месяца в Дома художников России
- Творческие мастерские должны состоять на балансе республики и должны быть переданы в безвозмездное пользование художникам с условием погашения затраченных министерством культуры средств произведениями искусства, переданными в Национальную галерею Республики Коми
Эмоционально выступил председатель Союза мастеров Коми Артем Чичкарев. По его мнению, «Сегодня сходят «на нет» национальные производства, исчезают народно-художественные промыслы, нишу которых заполняют кустари-фальсификаторы. Рынок заполнила волна низкокачественных подделок под народное искусство, причем нередко – из других регионов. Наших же сувениров в магазинах практически нет».
Председатель Союза архитекторов Коми Леонид Федосов попытался разобраться, чего же можно и нужно ожидать от творческих союзов.
-Несмотря на то, что наш Союз избежал многих перемен, не обошедших прочие Союзы, проблемы есть. Все, что происходит в Москве, автоматически транслируется и на наш регион.
У нас как-то вообще принято считать. Что кроме десяти городов в республике ничего и нет. А на самом деле есть еще восемьсот деревень, в которых не то, что не архитектора – они там никогда и не бывали. Огромная часть населения республики живет в среде, не охваченной профессионалами.
Главное – нельзя копировать федеральное законодательство. Надо, чтобы там было прописано то, что нам нужно. Пусть с позиций, что нам это разрешено.
Владимир Осипов, член Союза художников, задался вопросом: что же происходит с культурой? По мнению Осипова, задача министерских работников лишь в том, чтобы усидеть в своих креслах.
-Культура должна сама себя кормить? Думаю, господа из министерства, вы и сами понимаете: это лишь слова. Вам надо что-то сказать – вы говорите.
В царской России благодаря поддержке правительства произошел расцвет искусства.
Можно ли сказать, что хотя бы одна картина за последние двадцать лет создана при содействии министерства культуры? Нет, нельзя.
Помогло ли министерство культуры за эти двадцать лет хотя бы одному художнику? Нет, не помогло. Только разговоры.
И это при том, что все наши работы останутся достоянием республики.
Вывод из этого один: нас решили убить. Убить рублем. А на искусство – плевать.
Эмоциональным было выступление художественно руководителя Национального музыкально-драматического театра Республики Коми Светланы Горчаковой.
Она предложила вернуться к упраздненной системе оплаты работников театра, указав на то, что нынешнее финансирование культуры «урезано вполовину от рекомендованных правительством РФ, в итоге – двадцать пять процентов, да еще и без индексации. Театры выживают непонятно как, при этом надо бы выразить огромную благодарность их руководителям за то, что в таких условиях они блистают и на наших, и на российских, и на международных сценах».
- В основах законодательства Российской Федерации предусмотрено финансирование культуры в размере шести процентов от ВВП, - продолжила Светлана Гениевна, - это и в России не соблюдается. Но в нашей республике на культуру выделяется шестьдесят девять сотых процента! Это вообще катастрофа! Я предлагаю довести эту цифру хотя бы до двух процентов – и то будет втрое больше, чем теперь.
И – зарплаты. Так называемые стимулирующие надбавки нам урезали, а денег на них – не дали: ищите сами… Как в нашей республике заработать при жесточайшей конкуренции с гастролерами из других регионов – непонятно. Тратить по семьдесят тысяч на то, чтобы вывезти несколько актеров в Ижму, например, чтобы заработать три тысячи?
Нашему правительству необходимо задуматься.
Неожиданно выступил приглашенный на конференцию председатель Федерации Туризма Республики Коми Геннадий Марковский. Он призвал творческие союзы республики к сотрудничеству. Кстати, Марковский смутил министра культуры вопросом: «Есть ли у вас родовой пас?»
Так вот именно пас – родовой знак и предложил Марковский в качестве альтернативы манкам заграничных гостевых домиков. В целом выступление Марковского свелось к тому, что творческим союзам необходимо развивать проектную деятельность, чтобы было, что предложить туристам – гостям республики Коми.
Писательница Марина Плеханова выступила кратко:
- Союзы создавались под госзаказ – светлое и прекрасное социалистическое будущее. Госзаказ исчез. Но поскольку существует профессия, существуют профессиональные композиторы, художники и писатели, им надо жить.
К чему же призывать, когда власть ничего не заказывает? Ругать власть. Хвалить-то не просят.
Хвалили бы за большие деньги. А ругать можем и за маленькие.
Как только падают гонорарные ставки - кончается литература. Нужна вам нобелевская литература – поднимайте гонорары. А если платить за рассказ по восемьсот рублей – литература будет на восемьсот рублей. Она уже есть…
Лично я не готова вытаскивать из собственной души нитки и писать за такие деньги.
И еще: если уж говорить о самоокупаемости, я бы подняла вопрос о самоокупаемости правительства...
На конференции присутствовала депутат Госсовета РК Александра Бушуева. Она призвала министерство культуры не спешить с автономизацией и немного сбавить темпы этого процесса, предварительно посмотрев на опыт тех учреждений, которые уже перешли на работу согласно новому законодательству.
Правда, Александра Васильевна подчеркнула, что все поднимаемые на конференции вопросы должны решаться на федеральном уровне, а потому сотрясать воздух явно недостаточно.
- Переходить на автономное существование учреждения культуры могут только при одном условии, - сказала Бушуева, - если у них будет заказчик. А заказчиком таким может быть только государство. Это мое убеждение. Тот шаблон, по которому проводится автономизация детских садов, других социальных учреждений, для культуры не годится.
Поэтому взять и все учреждения культуры перевести в «автономку» - это страшно. Но проблемы эти обсуждаются на Госсовете и, конечно же, спешки здесь не будет.
В заключение, когда присутствующие уже было, поднялись и начали расходиться, как-то прозвучало, что не выступил министр культуры. На его вопрос Маю, почему же слово не предоставлено, Борис Борисович ответил: «Вы не просили слова, я и не предложил»…
Тем не менее, несмотря на то, что часть гостей успела покинуть зал, Владимир Юрковский подытожил выступления, сказав, в частности, следующее:
- Благодарю Валентину Ивановну Судакову за четко обозначенные проблемы. Но ведь они возникли не сегодня. Они назревали. И сегодня по поручению главы республики разрабатывается долгосрочная республиканская программа по развитию культуры республики. Нужно планирование – без него ничего у нас не будет. Но предложений прозвучало маловато – больше критики.
Разработки требуют времени, и я бы хотел, чтобы все вы, представители творческих Союзов, вносили свои предложения.
Никто не говорит, что культуру полностью поставят на самоокупаемость. Но мы с вами должны быть сегодня востребованными.
Рассуждать можно много, но конкретные действия министерство культуры уже делает. Анализ законов тоже требует времени. Во всяком случае, в ближайшее время мы будем докладывать Главе о проделанной работе.
Вот все, что я могу сказать о своей работе как министр культуры. Без эмоций.
В целом конференция прошла под знаком ностальгии по советским временам в сочетании с тягой к совсем несоветской свободе.
В завершение Борис Май заверил, что в ближайшее время все материалы выступлений будут проанализированы и по результатам конференции будут написаны обращение правительству республики и письмо в администрацию Президента РФ.
Олег Кублицкий, "7х7"
Герцман: "Я вообще много разных штук умею – симфонии умею писать".
===================================
Справка: Герцман М.Л. - 1945 года рождения, композитор. Пока в его арсенале нет ни одной симфонии.
Но умеет же!
Вот этого у него не отнимешь.
(мечтательно) мне бы так...
А у Вас что в арсенале. Всего две буквы?
Да, пока только две. Потому что я ничего не умею.
И ничего не декларирую.
Не пока! это на всю оставшуюся жизнь! Потому что ничего не умеешь! А свой понос словесный показать ой как хочется!!!
У вас только две буквы в имени, а у Герцмана две симфонии в студенческие годы написаны. Одна так себе, зато вторая очень ничего.
Если Вы музыковед, то должны знать, что это называется Симфония № 0 (Нулевая симфония). Такие симфонии были у Шнитке, Рахманинова, Брукнера (целых две нулевые симфонии)...
В список опусов они не входят. Тем более, что о них никто и не знает, значит, сам автор - Герцман - их забраковал.
Интерес к таким симфониям может возникнуть только после ряда настоящих, успешных, номерных симфоний.
Способность к коммерческой деятельности - это особый талант, как его можно навязать сверху, потребовать что-то вроде "С завтрашнего дня вы все должны стать еще и коммерсантами, причем успешными!" Вообще-то люди этому учатся годами. А представители культуры, слава Богу, учились совсем другому. Только благодаря этому какие-то крохи мы имеем до сих пор. Скоро, впрочем, не будет и их.
Не с завтрашнего дня, а об этом уже больше двадцати лет говорится. Можно было и перестроиться за это время. Да только все думали, что их пронесёт.
Пронесет, уже проносит...А детей ваших пронесёт ещё сильнее...Хам пришёл к власти и в отличии от хама образца 17 года, он образован, и это гораздо страшнее...Вот определение нации:(от лат . natio - племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей
Скоро станем нацией -Х. Моржевой...
=== ПЛАН ДАЛЛЕСА ===Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, - все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей!
Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.
Эпизод, за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением… исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравственности...
мы уже обсуждали тут. А вот касаемо культуры - тут давайте о культуре(план Даллеса - это тоже часть культуры, смею вас уверить). Потому что культура - это в том числе и борьба со страхами.
В план Даллеса верят только те, кому он выгоден. Таким, как дремучему и невежественному Ротмистру, например.
Вот живой пример новой "компьютерной" культуры, нагадил и слинял, не зная человека походя оскорбил...Дело то не в Даллесе...
Олег, хорошо изложено. Только вот Р(О)маданов. Не простит...