Компания Microsoft изменит свою политику защиты интеллектуальной собственности в ответ на обвинения в содействии российским властям в подавлении инакомыслия под предлогом поиска нелицензионных программ. Эта связано с изъятием компьютеров в офисе «Байкальской экологической волны» вскоре после протестов против возобновления работы БЦБК. В самой организации приветствуют инициативу Microsoft, но не спешат вздыхать с облегчением.
12 сентября газета The New York Times опубликовала пространную статью о практике подавления российскими властями оппозиционных и правозащитных организаций, которая осуществляется под прикрытием борьбы с IT-пиратством. Издание приводит примеры того, как проходили обыски и захваты оборудования в офисах этих организаций, а российские юристы Microsoft оказывали юридическую поддержку властям. Компания Microsoft не оставила без внимания эти сообщения и 14 сентября из ее главного офиса в Редмонде (штат Вашингтон) поступило официальное заявление, в котором обещается принять ряд шагов для того, чтобы в будущем ее политика защиты интеллектуальной собственности не могла быть использована для борьбы с инакомыслящими.
Прежде всего, компания наймет международную юридическую фирму, которая проведет независимое расследование того, как ведется борьба с пиратством в интересах Microsoft по всему миру. «По результатам расследования мы получим в том числе доклад о фактах злоупотребления и тогда примем решение о необходимых превентивных мерах и изменении нашей политики в области защиты интеллектуальной собственности.
Бесплатный софт для правозащитников
Во-вторых, компания создаст специально для неправительственных и правозащитных организаций новую бесплатную лицензию на свое программное обеспечение. «Неправительственные организации будут обеспечены абсолютно легальными, бесплатными копииями наших программ. Таким образом, мы получим гарантии, что эти организации не подвергаются репрессиям со стороны властей под предлогом защиты авторских прав нашей компании»,— говорится в заявлении вице-президента Microsoft Брэда Смита.
Компания и раньше в рамках программы Infodor, к которой Россия подключилась в прошлом году, предоставляла правозащитным организациям бесплатное ПО. В заявлении отмечается, что программное обеспечение стоимостью $390 млн получили в прошлом году около 42 тыс. неправительственных организаций по всему миру. Однако, как отмечает Смит, многие представители НПО в России либо не знали об этой программе, либо столкнулись с логистическими трудностями— раньше бесплатный софт от Microsoft нужно было специально заказывать через представительство компании. Теперь эта проблема решена с помощью внедрения специальной лицензии. Компания также намерена ввести более широкое оповещение о своей благотворительной программе Infodor — под программу подпадают все НПО и редакции небольших независимых газет, использующие до 50 компьютеров. Кроме того, к бесплатному программному обеспечению будут прилагаться контакты представителей Microsoft, с которыми сотрудники организаций смогут связаться в случае претензий правоохранительных органов.
Новая политика компании касается и уже установленных на компьютерах в офисах неправительственных организаций программ: на них тоже будут автоматически выданы лицензии, даже если эти программы пиратские.
Юристы Microsoft станут известны поименно
В-третьих, компания откликнулась на обвинения правозащитных организаций Transparency International и «Мемориал», о которых написала The New York Times: якобы нанятые Microsoft юристы, работающие в России, имели связи с властями и оказывали им юридическую помощь при организации рейдов на офисы организаций, фигурирующих в расследовании дел о нарушении авторских прав.
В ответ на это Microsoft заявила, что все адвокаты, работающие на компанию в разных странах, полностью ей подотчетны. «Если действия юристов, которых Microsoft нанимает для ведения дел о пиратстве, не соответствуют профессиональной этике, антикоррупционному законодательству или политике Microsoft, компания разрывает с ними отношения»,— заявил Кевин Катц, директор по связям с общественностью головного офиса Microsoft. Компания пообещала ввести допольнительные меры контроля деятельности своих юристов, а также опубликовать на своем российском сайте имена всех уполномоченных представителей, действующих на территории России. Так можно будет предотвратить деятельность самозванцев, которые могут вымогать деньги, и уличить виновных в случае, если сотрудники Microsoft сотрудничают с коррумпированными чиновниками.
Как отмечает The New York Times, юристы Microsoft могли помогать российским властям и простым бездействием в случае атак на офисы НПО, ссылаясь на российское законодательство. Теперь компания обязуется в таких случаях предоставлять пострадавшим юридическую помощь. Для этого Microsoft запускает в России специальную программу юридического содействия Legal Assistance Program.
Атака на «Байкальскую волну»
Накануне газета The New York Times рассказала, как в январе 2010 года милиция конфисковала компьютеры иркутской экологической организации «Байкальская экологическая волна», которая организовывала акции протеста против решения Путина возобновить работу целлюлозно-бумажного комбината на побережье Байкала. Тогда правоохранительные органы конфисковали компьютеры под предлогом поиска нелицензионных программ Microsoft.
«Байкальская экологическая волна» утверждает, что приобрела и установила законные программы Microsoft специально для того, чтобы не давать властям предлога для обысков. Позднее организация попросила Microsoft о помощи, но в компании заявили, что подобные вопросы— в ведении правоохранительных органов.
Позже правоохранительные органы признали, что контрафакта не нашли, и принесли свои извинения иркутским экологам.
По данным The New York Times, в последние годы в России проведены десятки подобных обысков в офисах общественных организаций и оппозиционных газет.
Все зависит от наклеек
Успешность инициативы Microsoft с созданием новой бесплатной лицензии на программное обеспечение для неправительственных организаций будет зависеть от того, что будет доказательством наличия легальной версии ПО, сказала GZT.RU сопредседатель «Байкальской экологической волны» Марина Рихванова.
«Если лицензия будет в виде наклейки на компьютер, как сейчас, то эта инициатива ничего не даст,— отметила она.— Когда после обысков нам вернули компьютеры, оказалось, что лицензии на них нет— наклейки просто содрали с корпуса. Поэтому теперь нам приходится переходить на бесплатное программное обеспечение, которое есть в интернете».
На вопрос о намерении Microsoft запустить в России программу юридического содействия, Рихванова ответила, что все будет зависеть от того, как юристы будут работать. Она напомнила, что во время конфликта с правоохранительными органами «Байкальская экологическая волна» обращалась к адвокатам Microsoft за помощью.
«Они сказали, что у них нет к нам претензий, но они надеются на наше правосудие,— рассказала она.— Хотя могли бы и просто сказать, что не имеют претензий».
Мария Ефимова, Юлия Котова
Источник