МОД "Коми войтры" распространил довольно странное, на первый взгляд обращение к жителям республики. Оно посвящено предстоящей в октябре этого года переписи населения и содержит призыв честно называть свою национальность тем, кто считает себя коми.
В обращении говорится: «Может получиться так, что в нашей красивой и необъятной республике появятся такие народы, о которых мы до этого времени слышали лишь тогда, когда кого-либо соотносили с местом проживания. Скажем, изьватас, удораса, емваса, эжваса да т.д. И всё меньше будет тех, кто назовёт себя честно – коми. Так ведь и может случиться, что коми народ исчезнет с Коми земли».
Насколько же обосновано опасение лидеров «Коми войтыр»? Во время прошлой переписи 16,5 тыс.человек, проживающих или проживавших когда-либо в Ижемской районе, указали свою национальность «коми-ижимец».
В позапрошлом году депутаты совета Ижемского района обратились в республиканское правительство с просьбой выйти с ходатайством к федеральным властям признать факт существования коренного малочисленного народа «изватас» – как сами коми-ижемцы себя называют.Этот статус дает определенные права и льготы в области налогообложения и природопользования.
Выступая на V Всемирном конгрессе финно-угорских народов, состоявшемся летом 2008 года в Ханты-Мансийске, председатель совета движения «Изьватас» Валентина Ануфриева пояснила:
– Наши оленеводы получают зарплату по 2,5 тысячи рублей за свой нелегкий труд. Не видя перспектив, люди спиваются и деградируют. Смертность в два раза превышает рождаемость, много самоубийств, высока доля безработных. Льготы, которые предоставляются малочисленным народам, позволили бы нам хоть немного стимулировать развитие экономики. Так, если на предприятии 80 процентов работников относятся к представителям малочисленных народов, оно освобождается от уплаты налога на прибыль, а это позволяет развивать производство и создавать рабочие места.
Однако правительство Коми не спешило поддержать инициативу ижемцев. Возможно, это объясняется опасением, что и коренные жители Удорского, Княжпогостского и Сыктывдинского районов объявят себя малочисленными народами удораса, емваса и эжваса. И первым шагом может стать предстоящая перепись, которая выявит проживание на коми земле совершенно новых этносов.
Поэтому «Коми войтыр» завершает свое обращение весьма эмоционально: «Когда-то наши предки завещали нам эту землю. Дали имя – коми. Могли ли они даже подумать о том, чтобы называть себя по-другому?! Если мы не будет дорожить свои единством, если будем себе позволять отделять друг друга, кто нас будет тогда уважать?! Каждый по отдельности мы никто, а вместе мы – живущий на прекрасной земле и в многонациональной стране большой народ, называемый КОМИ. Свой народ на своей земле. Подумайте сначала, как себя назвать, чтобы потом не было стыдно перед родной землёй и перед памятью предков».
16,5 человек указали свою национальность «коми-ижимец». А пол-человека какую национальность указали?
Имеется в виду 16,5 тысяч человек.
Да нет, не исчезнут коми после переписи! Не эта мысль была заложена в обращении "Коми войтыра" к тем коми, которые сами таковыми себя считают, и проживающим, кстати, не только в нашей республике, Обращение появилось потому, что:
- есть уроки прошлой переписи, в ходе которой национальность гражданина часто произвольно указывал переписчик: говорит и выглядит как русский, значит, русский. Так, даже самого Валерия Маркова, лидера движения "Коми войтыр", пытались записать русским, не спрашивая его самого. В предстоящей же переписи гражданин сам, собственноручно вписывает в графу переписного листа свою национальность. Люди не все знают об этом, поэтому активу "Коми войтыра" нужно ещё и провести просветительскую работу с населением.
-есть определённые "раскольнические" течения в неоднородном коми национальном движении. Особенно активно здесь движение "Изьватас", о котором говорится выше. Законы Российской Федерации таковы, что преимущественное положение в нашей стране имеют лишь малочисленные (до 50 тысяч) коренные народы севера. Коми народ насчитывает (пока!) почти в 6 раз больше. В погоне за материальной выгодой, за государственными преференциями лидеры "Изьватас" отказываются от своих корней, отделяются от коми в "особую этническую группу".
Эти два обстоятельства, связанные с проведением переписи, могут привести к снижению статистического числа коми, проживающих в России.
К сожалению, перепись будет проходить в реалиях нашего времени, характеризующихся аморфностью, пассивностью населения, для которго вопросы национальной идентификации далеко не на первом месте по значимости. Не могу не признаться что и мы, активисты коми национального движения, боевитостью и сплочённостью не отличаемся. Власти же, республиканской и местной, жилось бы гораздо спокойнее, если бы национальностей вообще не было!
Говорят, по-другому отнеслась к предстоящей переписи политическая элита родственной нам Мордовии: там уже в течение 2 лет по регионам России проходят социально-культурные акции с диаспорами под девизом "Я-мордвин!" (Сейчас среди народов финно-угорской семьи есть народы эрьзя и мокша, являющиеся коренными народами Мордовии.) Так что власть Моровии вместе с общественностью собирает воедино свой народ. Им это надо. А нам?
Чушь какая-то . От того, что человек напишет, что он коми-ижемец, он не перестанет быть коми. Так же как коми-пермяк, коми-зюздинец и т.п. все они коми. В Коми очень много диалектов, что свидетельствует о богатстве и силе языка. И люди называют себя зырянами, ижемцами и т.п., подразумевая, что они коми-один народ. Это федеральные органы власти почему-то до сих пор в документах указывают что есть коми и коми-пермяки, якобы это два народа. У коми такого деления нет.
И не такие народы исчезали с лица Земли.