Блогер Лев Саламатов - активный кировский общественник, который любит посещать различные светские мероприятия и по их итогам делиться наблюдениями. Очередные его отклики о визите в Вятский государственный университет, где прошла встреча с сотрудницей калифорнийского вуза, занимающейся коммерциализацией инновационных стартапов, завершились несусветным скандалом. Посты Саламатова на эту тему в Facebook набрали десятки тысяч просмотров и тысячи комментариев. Первоначальный из них был заблокирован социальной сетью, созданной в стране, гордящейся своими свободами. Руководство ВятГУ объявило Льва Саламатова позором Вятки и персоной нон грата, которому в дальнейшем заказан путь на мероприятия университета. Сотни феминисток потребовали от автора публичного покаяния. Радио "Свобода" посвятило событию целый обзор. Пока неизвестно, готовит ли по данному поводу коммюнике американское посольство.
Что же случилось? Что такого наговорил обаятельный, всегда рассудительный Лев, раз заслужил настоящий залп нелестных характеристик, самой мягкой из которых является "спятивший вятский дедок"? Из-за чего пошатнулись устои цивилизованного мира? Оказывается, он посмел назвать американскую гостью умной и красивой, употребив при этом эпитеты "зеленоглазая и пышногрудая". В общем-то, с его точки зрения, он произнес комплимент. Может быть, неудачный, может быть, топорный, но все-таки комплимент. И он на нем настаивает, не желая одеваться в рубище и стоять на коленях перед дверью ректората, вымаливая себе прощение. Правда, он уже сомневается насчет своего суждения об уме американки, которая зашла к нему на страницу и оставила яростную реплику со словами: "Если мои ГОЛУБЫЕ (а не зеленые) глаза и большие сиськи смогли замутить ваш старческий немощный разум так, что я могу вас подавить интеллектуально — я с радостью обращу свою силу против вас... ваши мерзкие старческие убеждения— это часть старых российских проблем". Но она по-прежнему представляется ему красивой, несмотря на чудовищный напор феминистских орд, призывающих к тому, что гостья из Калифорнии и не красива, и не умна.
В том понимании красоты и ума, конечно, которое свойственно провинциалу Льву Саламатову. Ему (как и мне, впрочем) трудно осознать, что словосочетание "пышногрудая красавица" теперь аналогично "толстозадому ученому", как провозглашает наука современного этикета. Вот так далеко шагнул мир за последние 40 лет, объясняют комментаторы, причисляющие себя к интеллектуалам, и на этом основании называющие оппонента "старым хреном", "обгадившимся динозавром" и "образцовым беспримесным дураком". Что там Пушкин, что там Горький, употреблявшие подобный эпитет? В наших теперешних салонах это моветон. Да и Рубенса с его тягой к пышным женским формам или Кустодиева с его купчихами давно б отправили на плаху как откровенных "сексистов". Рисуйте Билли Айлиш или вытянувшуюся в шланг фотомодель, глядя на которых сразу и не поймешь, девочки это или мальчики. Иначе не суйтесь в калашный ряд.
Нечаянно вырвавшееся слово Льва Саламатова пока не внесено в разряд нецензурных. Хотя, наверное, по итогам кипучего обсуждения депутаты Госдумы должны подсуетиться и выйти с инициативой ввода административного наказания за употребление фразы "пышногрудая красавица". Думается, с их талантами перечень может быть серьезно расширен (широкие плечи, впалый живот, точеные ножки и т. д.). Только люди с троглодитовыми взглядами оскорбляют сегодня окружающих утверждениями об их уме и красоте. Для описания женщин и мужчин остается вполне приличный набор враждебного Саламатову лагеря, как то: спятивший дедок, хрен, динозавр, дурак, мерзкий старик с немощным разумом и др. К сожалению, Лев настолько реакционер и консерватор, что он не возвысится в дискуссии до такой степени аргументации. И он еще в отличие от многих участников этой истории обладает чувством юмора, которое помогло ему выглядеть достойно во всем этом скверном анекдоте.