Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров направил в Минприроды предложение признать территорию, на которой расположен шихан Куштау, особо охраняемой природной территорией (ООПТ). Об этом 24 августа сообщил «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу министерства.

Как рассказали в Министерстве природных ресурсов и экологии России, они уже несколько раз предлагали главе Башкирии создать ООПТ регионального значения на шиханах Куштау, Тратау и Юрактау.

На признании Куштау ООПТ настаивало и несколько тысяч активистов, требовавших спасти шихан Куштау от уничтожения.

«История с Куштау закрыта. Разработка ее [горы] невозможна», — цитирует BBC слова Хабирова, которые тот произнес на встрече с активистами.

В 2018 году Хабиров разрешил добычу извести на Куштау. В августе 2020 года жители Башкирии выступили резко против добычи извести из уникального шихана. Придание охраняемого статуса запретит вести промышленные работы на такой территории.


Шиханы — это горы, образованные из коралловых рифов, появившихся на территории Башкортостана около 300 млн лет назад, когда там располагался Уральский океан.

Всего шиханов в Башкирии было четыре. В 1950-х годах рядом с одним из них — Шахтау — построили завод по производству соды, а саму гору начали разрабатывать для добычи извести. К 2020 году запасы извести стали подходить к концу, а вместо самой горы появился глубокий карьер.

Шиханы Тратау (Торатау) и Юрактау при этом уже являются памятниками природы с 1965 и 1985 годов соответственно.

В 2018 году глава республики Радий Хабиров разрешил для добычи извести разрабатывать Куштау. В августе 2020 года на защиту уникального природного объекта встало несколько тысяч местных жителей и активистов — противостояние доходило даже до столкновений с ОМОНом.

В защиту шихана высказались телеведущий Максим Галкин и музыкант Юрий Шевчук, журналисты Андрей Пивоваров и Ксения Собчак начали съемки документальных фильмов.

Хабиров заявил, что принял окончательное решение и разрабатывать шихан не будут. При этом остается неясной судьба частично принадлежащей региону компании «Башкирский содовый комбинат», которая останется без сырья к 2022 году.