Следственный комитет России возобновил проверку по жалобам на пытки в УМВД по Оренбургской области троих бывших подозреваемых в убийстве оренбургского предпринимателя Дениса Чернова и его несовершеннолетнего сына. Об этом 30 января сообщила пресс-служба Комитета против пыток.

Юрист оренбургского отделения Комитета против пыток Альбина Мударисова рассказала "7х7", как 28 января ездила в Нижний Новгород на личный прием к руководителю Третьего следственного управления Григорию Житеневу:

- На приеме я узнала: с доводами жалобы, которую мы подавали ранее, согласились и отменили отказ в возбуждении уголовного дела. На проведение проверки, которая была возобновлена 20 января, как правило, дается 30 суток, это максимум. Полагаю, что проверка продлится именно столько. До этого нам три раза отказывали в возбуждении уголовного дела.

Из-за неэффективной работы следствия Альбина Мударисова обратилась к Григорию Житеневу с просьбой передать материалы проверки в производство специализированного следственного отдела, который занимается расследованием преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов.

Как сообщили в пресс-службе УМВД России по Оренбургской области, вины сотрудников УМВД России по Оренбургской области не установлено.


В июне 2018 года в оренбургское отделение Комитета против пыток обратились жители города Абдулино Рамин Шахмаров и Мушфиг Шыхалиев. Они рассказали, что 7 марта их задержали полицейские и, не объяснив причин, доставили в одно из зданий регионального УМВД по адресу: улица Дубицкого, 2. Шахмарова, по его словам, почти сразу стали избивать, предлагая сознаться в убийстве в январе 2018 года оренбургского предпринимателя Дениса Чернова и его несовершеннолетнего сына. Этого же полицейские требовали от Шыхалиева, которого тоже пытали. 10 марта суд на два месяца арестовал обоих задержанных. В СИЗО Шыхалиев написал заявление о явке с повинной — по его словам, после того, как один из сотрудников администрации СИЗО намекнул ему, что его могут изнасиловать, «если он будет упорствовать». Но 17 марта Шахмарова и Шыхалиева освободили, так как не было доказательств их вины: подтвердилось алиби, о котором они с самого начала заявили.

6 июня 2018 года правозащитники обратились в региональное следственное управление в интересах Шахмарова и Шыхалиева с заявлением о пытках. 29 июня следователи возбудили уголовное дело о превышении полицейскими должностных полномочий, но 2 июля это решение отменила прокуратура. С 3 июля 2018 года проверкой жалобы на пытки занялись следователи Третьего следственного управления. Они вынесли три постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, последнее из них датировано 2 ноября 2018 года. В апреле 2019 года Генеральная прокуратура принесла Шахмарову и Шыхалиеву официальное извинение «в связи с необоснованным привлечением к уголовной ответственности».

В июле 2019 года правозащитники обратились в интересах Рамина Шахмарова в суд с иском о компенсации морального вреда, причиненного ему незаконным уголовным преследованием. 26 декабря иск был удовлетворен.

В июле 2019 года к правозащитникам обратился третий экс-обвиняемый в убийстве отца и сына Черновых — гражданин Азербайджана Мушфиг Гулиев. По словам Гулиева, его под пытками заставили оговорить Шахмарова и Шыхалиева. После выхода из СИЗО он девять месяцев провел в спецучреждении для временного содержания иностранных граждан: пока он находился под стражей, закончился срок разрешения его временного проживания в России. Находясь в России, он, опасаясь за свою жизнь, не обращался к кому-либо за юридической помощью. Но, вернувшись в Азербайджан, он почувствовал себя в безопасности и решил обратиться в Комитет против пыток.