Тверской суд Москвы отклонил иск главы партии «Яблоко» Эмилии Слабуновой к прокуратуре Карелии и Генеральной прокуратуре, которые, по мнению политика, не ответили ей по существу на депутатские запросы и не проверили законность раскопок на мемориальном кладбище жертв репрессий «Сандармох». Об этом 3 октября сообщил корреспондент "7х7" из зала суда.
Суд огласил только резолютивную часть решения, а обоснование истцы должны получить позже. В «Яблоке» решили оспаривать решение суда в Мосгорсуде. Эмилия Слабунова сказала корреспонденту "7х7":
— Суд пытается оправдать бездействие прокуратуры. Государство пытается спасти репутацию своих институтов и борется с гражданами всеми доступными методами. На днях я была в Парламентской ассамблее Совета Европы, встречалась с ее главой. Успела рассказать про Сандармох и репрессии против Юрия Дмитриева. Выступала перед Альянсом либеральных демократов Европы с той же темой. Наша общая задача — спасать Юрия Дмитриева. Его убивают медленно, репутационно, обвиняя в том, чего не было, физически — суровыми условиями его изоляции. Сегодня мы наблюдаем не только оправдание бездействия прокуратуры, но и оправдание сталинских репрессий.
По словам Слабуновой, во время заседаний Заксобрания Карелии она говорила с представителем прокуратуры, но тот ушел от ответа.
Заседание по иску Слабуновой дважды переносилось. За несколько минут до начала первого заседания 24 сентября в суд поступило ходатайство Генпрокуратуры о переносе заседания. В документе говорилось, что для подготовки отзыва на иск нужно подключить «заинтересованное подразделение», но времени до заседания на это не хватит. В отзыве, поступившем перед вторым заседанием, Генпрокуратура сообщила, что не нарушала инструкций, передавая обращения в нижестоящую прокуратуру, которая и должна была информировать Слабунову о ходе проверки и ее результатах. Ответчик указал, что претензии к прокуратуре в иске изложили в «абстрактной форме», а сам иск подан с нарушением срока. Второй раз отложить заседание просила сама Слабунова, чтобы составить отзыв на документ Генпрокуратуры. Суд вынес решение на третьем заседании.
Первое обращение Эмилии Слабуновой в карельскую прокуратуру ведомство вместо самостоятельной проверки перенаправило в региональное Управление по охране объектов культурного наследия, где ответили, что «Сандармох» не памятник, а «достопримечательное место», и разрешение Российскому военно-историческому обществу на раскопки выдано законно. Слабунова обратилась в Генпрокуратуру с жалобой на бездействие карельских чиновников, но ведомство сослалось на тот же ответ карельского Управления по охране объектов культурного наследия. В третьем обращении в генеральную прокуратуру Слабунова пожаловалась на бездействие прокуратуры Карелии и чиновников, ответственных за охрану объектов культурного наследия, так как те не провели самостоятельную проверку действий РВИО. Генпрокуратура перенаправила обращение в прокуратуру Карелии, чем, по мнению истца, нарушила собственные инструкции, так как направила жалобу в орган, на который поступила жалоба. Кроме того, из иска следовало, что Слабунова не получила мотивированного ответа от вышестоящей прокуратуры.
При этом, по информации Слабуновой, управление обращалось в Министерство культуры России, чтобы изменить статус объекта, но министерство ответило отказом и рекомендовало провести государственную историко−культурную экспертизу чтобы уточнить статус Сандармоха.
Слабунова подала в суд в июле 2019 года. Она ссылалась на то, что поисковые работы не разрешены на территории памятника культуры, к которому относится урочище Сандармох. Подведомственное учреждение Минкультуры и Минобороны в лице РВИО дважды отправляло экспедиции с поисковиками в Сандармох.
Слабунова в сентябре 2019 года получила ответ на официальный запрос из РВИО, в котором представители общества признали, что проводили на Сандармохе поисковые раскопки с целью найти тела красноармейцев. Карельский археолог Петр Жульников тоже обращался в прокуратуру с просьбами проверить разрешительные документы поисковиков, с которыми те приступили к раскопкам.
По мнению специалистов РВИО, на Сандармохе хоронили жертв расстрелов финнами пленных советских солдат. Эту версию опровергли эксперты общества «Мемориал». Карельский краевед Юрий Дмитриев в начале 1990-х годов обнаружил на территории Сандармоха кладбище расстрелянных жертв сталинских репрессий.
РВИО организовывало поисковые экспедиции на Сандармох летом 2018 и 2019 годов.
В 2018 году на Дмитриева завели второе уголовное дело, он находится под арестом в СИЗО.