Орловские наблюдатели за выборами из движения «Голос» заявили о масштабных фальсификациях на довыборах депутата Госдумы в Орловском районе. По их мнению, в нормальной ситуации не может быть таких показателей надомного голосования. В областном избиркоме 19 сентября ответили «7х7» на претензии наблюдателей.

Координатор «Голоса» Вероника Каткова пожаловалась на аномально высокие показатели надомного голосования в ряде населенных пунктов Орловского района. По ее данным, такие показатели были на участках №№: 571, 553, 554, 560, 583 и 584. Например, в поселке Зареченском (УИК №571) на дому проголосовало более 70% всех избирателей. Это 907 человек. Каткова уверена, что за 11,5 часов, максимально отведенных на надомное голосование, такой результат невозможно получить. По логике организаторов выборов, на каждого проголосовавшего дома члены избирательных комиссий должны были тратить не более трех минут, что невозможно физически.

Вероника Каткова описала реальную картину надомного голосования:

«Любой, кому приходилось наблюдать за надомным голосованием в сельской местности, прекрасно понимает, как это происходит. Комиссии надо:

  • подойти к нужному дому;

  • достучаться либо докричаться до хозяев;

  • дождаться, когда немолодой избиратель отыщет свой паспорт;

  • подписать уже заранее заполненное комиссией заявление о желании проголосовать на дому;

  • выдать бюллетень для голосования;

  • дождаться, пока избиратель заполнит бюллетень и проголосует;

  • выйти из дома и отправиться к следующему, находящемуся иной раз в нескольких сотнях метров.

И это не считая того, что каждая бабулька, увидевшая новые лица, стремится поговорить, напоить чаем, а заодно узнать, за кого ей нужно голосовать. То есть при самом хорошем раскладе голосование менее чем за 10–15 минут бывает крайне редким. Таким образом, можно с высокой степенью вероятности утверждать, что в день голосования в Орловском районе были массовые вбросы в переносные ящики для голосования».

Эти обвинения в областной избирательной комиссии прокомментировал начальник правового отдела областной избирательной комиссии Сергей Старцев. По его мнению, все утверждения наблюдателей проверить невозможно, но проверку в Орловском районе уже инициировали:

— Претензий по подведению итогов на этой территории нет. Нам в день голосования несколько раз жаловались на «горячую линию», и на трех участках в двух районах итоги голосования отменены из-за нарушений, следователи квалифицировали их как вбросы избирательных бюллетеней. А на данных участках о нарушениях не заявляли ни наблюдатели [часть из них — от Общественной палаты региона], ни политические партии. По публикации «Голоса» мы проведем проверку в территориальном избиркоме Орловского района, но мы можем это сделать только по документам. Мы не можем бегать с секундомером по селам, не можем не доверять комиссии, если имеется необходимый реестр надомного голосования, имеются заявления. Мы стараемся оперативно реагировать на сообщения наблюдателей на «Карте нарушений» «Голоса».

По данным орловского наблюдателя Сергея Носова, в целом официальные показатели явки в Орловском районе были завышены, а на участках, где с утра были независимые наблюдатели, явка оказалась ниже среднего:

— В селе Моховое интересные цифры получились. Я был там на открытии и заставил комиссию оформить списки избирателей. Явка на участке оказалась 35%, хотя в целом по району — 73%.
 


В единый день голосования 8 сентября по всей стране прошло несколько тысяч местных выборов разных уровней.
 

На довыборах депутата Госдумы от Орловской области победила кандидат от «Единой России» Ольга Пилипенко. По мнению ее конкурента из КПРФ Ивана Дынковича, на выборах победил административный ресурс, он написал обращение к главе орловского управления Следственного комитета.